Ротор асинхронной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОР АСИНХРОННОЙ МА- . ШИНЫ, содержащий эубцовую зону в виде шихтованного цилиндра с пазами, распопоженную в этих пазах короткозамкну тую обмотку и ципишрическое ярмо, о тли чающийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и улучшения характеристик, меясду ярмом и зубцоврй зоной размещен цилиндр из мапнитопроводящего материала, соединенный с зубцовой зоной и ярмом посредством частичного расплава контактирующих с ним поверхностей. (Л с

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(51) Н 02 К 1/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 34421 92/24-07 (22) 25.05.82 (46) 07.09.83. Бюп. N 33 (72) Я.М.Хант и В. Ф.Горягин (71) Всесоюзный научно-исспедоватепьский, проектно-конструкторский и технопогический институт эпектромашиностроения и Всесоюзный научно-исспедоватепьский, проектно-конструкторский и технологичес-. кий институт взрывоэащищенного и рудничного оборудования (53) 621.313.333.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

hh 663024, кп. Н 02 К 1/28, 1978. . 2. Конструкция и охпаждение специапьных электрических машин безотходной технологии. - Тематический сборник научных трудов Харьковского авиационного института им. H.E.Æóêîâñêoãî, Харьков, 1980, с. 16. (54) (57) РОТОР АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ, содержащий зубцовую зону в виде шихтованного ципиндра с пазами, расположенную в этих пазах короткозамкнутую обмотку и ципиндрическое ярмо, о тл и ч а ю шийся тем, что, с цепью упрощения технологии иэготовпения и упучшения характеристик, между ярмом и эубцовой зоной размещен цилиндр из мат нитопроводящего материала, соединенный с зубцовой зоной и ярмом посредством частичного распцава контактирующих с ним поверхностей.

1 1040

Изобретение относится к эпектромашиностроению, в частности к асинхронным машинам с короткоэамкнутой питой обмоткой ротора.

Известен ротор асинхронной машины, соцержащий сердечник с короткозамкнутой питой обмоткой и два выходных полувала.

Магнитопровод ротора набран из сплошных листов электротехнической стали, а пентрапьньre отверстия выполнены только 10 в крайних кис ах - в них входят центрирующие выступы попувалов (1) .

Недостатком данного устройства явпяется потребность в двух штампах для вырубки ImacTHH с отверстием и без него,!5 что повышает трудоемкость изготовления. Штамповка круглых пластин из листа приводит к значительному отходу дефицитного и дорогостоящего материала (эпектротехнической стали) . Центральная 2О часть магнитопровода мало перемагничена ввицу низкой напряженности поля и поэтому применяемый дпя магнитопровода магнитомягкий материац оказывается частично недоиспользоваиным. 25

Наиболее близким к предпагаемому по технической сущности явпяется ротор асинхронной машины, состоящий из .двух ципиндров: внутреннего, выполненного прессованием из ферромагнитного порош- Зо ка, и внешнего, набранного из продольно расположенных пластин эпектротехничеокой стали, образующих зубцы, и медных или алюминиевых полос, образующих стержни клетки, связанные короткозамыкающими кольцами f2) .

При изготовлении укаэанного ротора электротехническая сталь испопьэуется почти без отходов.

Недостатками ротора являются необходимость в оборудовании дня прессоваиии ярма, разброс магнитных свойств иэделий из магнитного порошка до 2030% и пониженная по сравнению со сталью магнитная проницаемость, что при45 водит к дополнительным потерям. цепь изобретения - упрощение технопогии иэготовпеиия ротора и упучшение его характеристик.

Поставленная цепь достигается тем, что в ротор асинхронной машины, содержащий эубцовую зону в виде шихтованного цилиндра с пазами, расположенную в этих пазах короткозамкнутую обмотку и ципиндрическое ярмо, введен цилиндр иэ магнитопроводящего материала, размещенный между зубцовой зоной и ярмом и соединенный с эубповой зоной и ярмом

567 2 посредством частичного расплава контактирующих с ним поверхностей.

На чертеже показан предлагаемый ротор.

Ярмо 1 ротора выполнено массивным цилиндрической формы с отверстием под вал. Внешняя часть ротора ограничена зубцовой зоной 2, образованной гофрированной стальной лентой, гофры 3 которой выполняют роль зубцов, размещены. радиально и обращены к дополнителЬному цилиндру 4, который соединен с гофрами

3 и ярмом 1 посредством частичного расплава 5 и 6 соответственно. Между пакетами гофр 3 размещена обмотка 7, которая соединена короткозамкнутым кольцом 8 с вентиляционными лопатками 9.

При работе двигателя магнитный по- . ток проходит по гофрам 3, через участок расплава 5, по чугунному цилиндру

4, через линию соединения цилиндра 4 с ярмом 1, затем по ярму на расстоянии полюсного депения и далее в обратном порядке к рабочему воздушному зазору.

Технология изготовления предлагаемого ротора заключается в следующем.

Из стальной (в основном это электротехническая. стапь) пенты, ширина которой равна длине магнитопровода, формуют гоф рированную конструкцию - зубцовую зону.

Длина готового участка равна длине зубцовой эоны ротора электрической машины.

Гофрированную ленту сворачивают в цилиндр так, чтобы гофры были обращены к центру, а концы соединяют между собой, например, сваркой. Ярмо ротора изготавливают массивным (но может быть и витым из ленты на ребро), например, из обезугцероженной стали 08КП .или конструкционной стали. Длина ярма равна длине магнитопровода, а диаметр несколько меньше внутреннего диаметра эубцо-. вой зоны. Так, для ротора асинхронной машины 4А80А4 внешний диаметр ротора 83,5 мм, внутренний диаметр эубцовой зоны 52,3 мм, внешний диаметр ярма ротора из стали 08КП 44 мм, диаметр отверстия в ярме под вап 32мм.

Билиндр ярма по внешнему диаметру не обрабатывается, допускается любая шероховатость, вопнистость, вмятины. Нежепательны лишь неметаппические эпементы и окалина.

Ярмо размещают в центре зубцовой зоны, обе части магнитной цепи ротора фиксируют с помощью технологической оснастки. Вместе с оснасткой эпементы магнитопровода нагревают до 300с

3, -j 040

600 С, после чего в пространство между эубцовой зоной и ярмом запивают рао" плавленный чугун, температура которого в данный момент 1300 - 1340 С. Жид кий чугун частично, до 0.,3 мм, расплавляет гофры эубцовой зоны и внешнюю ло верхность ярма. Пока жидкий метапп не остыл, с помощью технологической оо-. настки зубцовую зону обжимают, тем самым уменьшают внутренний ее диаметр. 10

Эта операция необходима, чтобы компенсировать часть залитого объема, который может быть незаполненным ввиду высокой усадки чугуна.

После охлаждения магнитоцровод вы- 15 свобождается от технологической оснаст.ки и поступает на запивочный участок дпя

567 4 размещения в его пазах обмотки. Дальнейшие технологические операции такие же, как дпя выпускаемых промышленностью роторов асинхронных машин.

Технико-экономическая: эффективность изобретения состоит в исключении отходов электротехнической стали при изготовлении ротора и сокращении ее удельного расхода, так как центральная часть ротора выполнена иэ более дешевого материала. Дополнительно достигается уменьшение износа машины, так как предлагаемый ротор является жесткой монолитной конструкцией. Изобретение позволяет упростить технологию изготовления и, улучшить характеристики.

Составитель B. Апфимов

Редактор В. Петраш Техред М.Костик Корректор А. Повх

Заказ 6944/56 Тираж:687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР цо делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, уп. Проектная, 4