Индуктор линейного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) 3<5ii h 02 k 41>
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР, ПО ДЕЛАМ. ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
Ф с
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ,"::::. ", .
Н AB TOPCHOIvly СВИДЕТЕЛЬСТВУ ". :"""49;k
Я /1 f2 (2 l ) 3442188/24-07 (22 } 24.05.82 (46) .07.09.83. Бюл. 1 33 (72 ) В. И. Шевченко, А. Е; Спринчук, Д. И. Иазур, .И.,А. Луцив и В.Н.Декин (71) Особое конструкторское бюро ли- нейных электродвигателей (53) 621.313.333(088.8) (56 ) 1. Патент США N 4131812, л. Н 02 К 41/02, 1978.
2. Авторское свиДетельство СССР по заявке Ю 3301963, кл. H 02 К 41/025,:
1981 (лрототип) .. (54)(57) l ÈHÄÓKÒÎÐ ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТ-
POABNf ATEJlR содержащий шихтованный магнитопровод, включающий зубцовый . слой и ярмо, обмотку, уложенную в пазах магнитопровода, установленные - между нажимными плитами и магнитопроводом Г-образные пальцы, полки кото- рых ориентированы вдоль вылета лобо-, вых частей обмотки, и защитными кожух лобовых частей, прикрепленный к полкам нажимных пальцев, о т л и ч а ю» щ и и .с я тем, что, с целью повышения надежности электродвигателя,магнитопровод по ширине разделен на части, между которыми вдоль зубцов установлены вкладыши с отверстиями,а на зубцовый слой установлен дополнительный защитный кожух с прикрепленными к нему стержнями,.расположенными в отверстиях вкладышей и соединенными с нажимными плитами со стороны ярма бол-. товыми соединениями..
Ф
2. Индуктор по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения КПД вкладыши установлены по длине индуктора на расстоянии, кратном величине двойного полюсного деле. ния.
1 !О
Изобретение относится к линейным электродвигателям, в частности к конструкции индуктора линейного электродвигателя, и: может быть использовано в приводе высокоскоростного транспорта.
Известен индуктор линейного элект. родвигателя, содержащий шихтованный магнитопровод с зубцовым слоем, в пазах которого уложена обмотка, ч защитный кожух лобовых частей, укрепленный при помощи кронштейнов и шпилек, смонтированных с двух сторон на ряде клиньев (I) .
При установке кожуха в области активной поверхности индуктора кронш» тейны устанавливаются в отверстия,выполненные на поверхности кожуха,между кожухом и индуктором вставляются шпильки, которые затем привариваются к кронштейнам.
Недостатком индуктора является низкий уровень надежности.Это обусловлено тем, что эубцовый слой магнитопровода не защищен кожухом, вследствие чего активная поверхность индуктора, в ряде случаев по условиям эксплуатации, подвержена механическим, атмосферным и дру гим вредным воздействиям, что сни% жает надежность и долговечность электродвигателя .
Приварку шпилек к кронштейнам производят на индукторе с уложенной обмоткой, что может привести к полному или частичному повреждению обмотки в лобовой части. Крепление кожуха представляет собой неразьемное соединение ° Это делает индуктор неремонтопригодным, затрудняет
его техническое обслуживание, профи лактический ремонт и тем самым снижает срок его службы
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является индуктор линейного электродвигателя, содержащий шихтованный магнитопровод, включающий зубцовый слой и ярмо, обмотку, уложенную в пазах магнитопровода, установленные между нажимными плитами и магнитопроводом Г-образные пальцы, полки которых ориентированы вдоль вылета лобовых частей обмотки, и защитный кожух лобовых частей, прикрепленный к полкам нажимных пальцев(2) .
Недостатком данной конструкции является низкая надежность. Это обусловлено прежде всего тем, что
40574 2 зубцо вый слой ма гни топро вода не защищен кожухом, вследствие чего активная поверхность индуктора в ряде случаев подвержена механическим, атмосферным и другим вредным воздействиям, что существенно снижает надежность и долговечность электродвигателя. C другой стороны, крепление обмотки в зубцовом слое магнитопро" !
О вода с помощью пазовых клиньев уменьшает коэффициент заполнения паза .медью, ухудшает теплоотвод.
Изготовленйе и использование технологических нажимных пальцев, устанавливаемых между пакетом и нажимными плитами при сборке магнитопровода, и последующее их удаление усложняет технологию изготовления индуктора.
2О Цель изобретения — повышение на», дежности электродвигателя и повышение КПД.
Указанная цель достигается тем, что в индукторе линейного электро2S двигателя, содержащем шихтованный магнитопровод, включающий зубцовый слой и ярмо, обмотку, уложенную в пазах магнитопровода, установленные . между нажимнымй плитами и магнитопроводом Г-образные пальцы, полки кото!. рых ориентированы вдоль вылета лобовых частей обмотки, и защитный ко жух лобовых частей, прикрепленный к полкам нажимных пальцев,магнитопровод по ширине разделен на части, между которыми вдоль зубцов установлены вкладыши с отверстиями, а на зубцовый слой установлен дополнительный за-щитный кожух с прикрепленными к нему
4О стержнями, расположенными в отверстиях вкладышей и соединенными с нажимными плитами со стороны ярма болтовыми соединениями.
Вкладыши могут быть установлены
4> по длине индуктора на расстоянии, кратном величине двойного полюсного деления.
На фиг. 1 изображен индуктор ли" нейного электродвигателя, общий вид, в разрезе; на фиг. 2 - магнитопровод с нажимными плитами; на фиг. 3защитный кожух лобовых частей об мотки; на фиг,4 - защитный кожух эубцового слоя.
Индуктор линейного электродвигателя содержит шихтованный магнитопро вод, включающий зубцовый слой и ярмо 2. В пазах зубцового слоя уложена обмотка, лобовые части 3 кото40
Обмотка закреплена в пазах зубцового слоя 1 с помощью кожуха 5; который в свою очередь крепится к полкам 12 Г-образных нажимных паль.цев и к стержням 15, проходящим . через отверстия 9 во вкладышах
8 и соединенным с выступами 16 боолтовыми соединениями 13.
Вкладыши 8, установленные между частями 14 магнитопровода, расположены по длине индуктора на расстоя3 1040 рой закрыты кожухом 4 лобовых час тей, а акти вная поверхность индуктора закрыта кожухом 5 зубцового слоя .
Шихтованный магнитопровод спрессован с двух сторон в зоне ярма 2 нажимными плитами 6, при этом крайние листы снабжены нажимными пальцами 7, ряд из которых выполйен в ви.де вкладышей 8 с отверстиями 9,со- 10 единяющими активную поверхность индуктора со спинкой ярма. В отверстия 9 вкладышей 8 вставлены основа-
HHR 10 Г образных нажимных пальцев
11, полни 12 которых сориентированы 15 вдоль вылета лобовых частей 3 обмотки, а их основания 10 связаны с нажимйыми плитами 6 при помощи болто" вых соедийений 13.
1"1ежду частями 14 магнитопровода 20 вдоль зубцов также установлены вкладыши 8 с отверстиями 9,прикрепленные к зубцам и ярму отдельных листов маг-. нитопровода при помощи точечной сварки. 25
Количество вкладышей 8 по ширине и I . длине магнитопровода, а также расстояние между ними. определяется из усло" вия обеспечения гаранТированной жест- кости и надежности крепления защитно"j0 го кожуха 5 к активной поверхности индуктора. Вкладыши могут быть выполнены из магнитопроводящего,.а также из . немагнитопроводящего и неэлектро- яроводного материала и могут иметь различную конфигурацию. Длина листов магнитопровода, установленных между соседнищ вкладышами 8 по длине. магнитопровода, равна расстоянию между ними. ° нии, кратном величине двойного полюсного деления.
Надежное крепление защитного кожуха 5 к зубцовому слою магнитопровода позволяет защитить активную поверхность индуктора от механических, атмосферных и других вредних воздействий, возникающих в ря» де случаев при эксплуатации, и тем самым существенно увелйчить надежность . и долговечность индуктора; закрепить обмотку в пазах 14, избавившись от пазовых клиньев, уве". личить коэффициент заполнения паза медью, улучшить теплоотвод и тем самым повысить энергетические показатели линейного электродвигателя.
Крепление защитного кожуха 5 зубцового слоя с помощью разъемных соединений позволяет проводить техническое обслуживание, повышая тем самым надежность и долговечность индуктора. Сочленение (сварка ) защитного кожуха 5 со стержнями 15 и полками 12 Г-образных нажимных пальцев 11 .вне индуктора с уже уложенной обмоткой позволяет избежать повреждения обмотки, установка вкладышей 8 по длине индуктора на расстоянии, кратном величине двойного полюсного деления, позволяет уменьшить потери в ярме 2 индуктора,и тем самым увеличить КПД электродвигателя, поскольку в линейных .-электродвигателях в сечениях ярма, удаленных от края индуктора на четные числа полюсного деления, -.магнитные потоки в любой момент времени равны нулю.
Таким образом, предлагаемый индуктор по сравнению с прототипом об", ладает повышенной надежностью и более высокими энергетическими показателями, а также является ремонтопригодным и технологичным. Он иожет применяться в тяговых линейных электро. двигателях привода промышленного и пассажирского транспорта, а также в условиях агрессивной среды.
Использование предлагаемого индуктора позволит повысить надежность линейного электропривода.
1040574
Фиг.,7.1040574
Составитель 3. Горник
Техред И.Гайду Корректор О,Тигор
Редактор В. Петраш
Ю
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4.Заказ 6945/57 . Тираж 687 . Подписное . ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам, изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5