Сборный дорн
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СБОРНЫЙ ДОРН, содержащий оправку, передний и задний хвосто-. вики, направляющий конус с вогнутой . торцовой поверхностью/ упругие рабочие элементы, выполненные в виде выпукло-вогнутых сферических шайб, и регулировочные .кольца, размещен .ные на оправке, отличающий2 с я тем, что, с целью повышения качества дорнования и стойкости дорна, регулировочные кольца выполнены с одного торца с опорной поверхностью в форме тора, контактирующей с вогнутой поверхностью рабочих элементов, а с другого торца с вогнутой поверхностью, очерченной радиусом, большим радиуса контактирующей с ней выпуклой поверхностью рабочих элементов. 2. Сборный дорн по п. 1, отличающийся тем, что регулировочное кольцо, контактирующее с Зсщним хвостовиком, зафиксировано от вращения дтносительно оправки, а 5 на наружные поверхности кольца и .хвостовика нанесены круговые измерительные шкалы. со 4 да го f/f.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.Я0„„1041194
З(51) В 21 Р 41 02 В 23 Р 49 02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ с"-.-, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,,:, Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ! д 10 (21) 3432958/25-27 (22) 30.04,82 (46) 15.09.83. Бюл. Р 34 (72) Ю.И.Манохин и В.Л.Шенер (71)Кузбасский политехнический институт (53) 621.774.72 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 593842, кл. В 23 Й 49/02, 1978 (прототип) (54)(57) 1. СБОРНЫЙ ДОРН, содержащий оправку, передний и задний .хвосто-, вики, направляющий конус с вогнутой, торцовой поверхностью, упругие рабочие элементы, выполненные в виде выпукло-вогнутых сферических шайб, и регулировочные кольца, размещен.ные на оправке, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения качества дорнования и стойкости дорна, регулировочные кольца выполнены с одного торца с опорной поверхйостью в форме тора, контактирующей с вогнутой поверхностью рабочих элементов, а с другого торцас вогнутой поверхностью, очерченной радиусом, большим радиуса контактирующей с ней выпуклой поверхностью рабочих элеМентов.
2. Сборный дорн по п. 1 а т л ич а ю шийся тем, что регули- ровочное кольцо, контактирующее с задним хвостовиком, зафиксировано от вращения относительно оправки, а .на наружные поверхности кольца и хвостовика нанесены круговые измерительные шкалы.
1041194
Изобретение относится к раздаче диаметра отверстий дорнованием.
Известен дорн, содержащий оправку, передний и задний хвостовики, направляющий конус с вогнутой торцовой поверхностью, предназначенной для взаимодействия с выпуклой поверхностью рабочего элемента, упругие рабочие элементы в виде шайб и регулировочные кольца, для фикса" ции которых от смещения без нагрузки и сторону рабочего элемента используется упругий элемент из по лиуретана 1 3., Таким дорном не достигается высокое качество обработки вследствие того, что в момент выхода дорна из отверстия его наружный диаметр резко возрастает на величину упругой деформации рабочего элемента, вызывая при этом значительное искажение торца и образующей отверстия, не обеспечивается высо кая стойкость рабочего элемента вследствие того, что резкое увеличение наружного диаметра рабочего элемента на выходе из отверстия ведет к выкрашиванню рабочего элемента, упругий элемент из поли уретана имеет невысокую стойкость к термической деформации, что значительно снижает технологические возможности инструмента; из" вестная конструкция дорна не обеспечивает точную настройку исполнительных размеров дорна.
Цель изобретения — повышение качества дорнования и стойкости дорна.
Указанная цель достигается тем, что в дорне, содержащем оправку, передний и задний хвостовики, направляющий конус с вогнутой торцовой поверхностью, упругие рабочие элементы, выполненные в виде выпукловогнутых сферических шайб, и регулировочные кольца, размещенные на оправке, регулировочные кольца выполнены с одного торца с опорной поверхностью в,форме тора, контактирующей с вогнутой поверхностью рабочих элементов, а с другого торца с вогнутой поверхностью, очерченной радиусом, большим радиуса контактирующей с ней выпуклой поверхностью рабочих элементов.
Кроме того, регулировочное коль" цо, контактирующее с задним хвостовиком, зафиксировано от вращения относительно оправки, например, l шпонкой, а на наружные поверхности . регулировочного кольца и заднего хвостовика нанесены круговые измерительные шкалы.
На чертеже изображен сборный переналаживаемый дорн, общий вид, разрез.
Дорн содержит оправку 1, на которой установлены рабочие элементы 2, выполненные в виде выпукло-вогнутых сферических шайб, и направляющий конус 3, имеющий со стороны первого рабочего элемента 2 вогнутую поверх-. ность. Между первым рабочим элементом 2 и направляющим конусом 3 имеется зазор, увеличивающийся радиально от центрального отверстия. 3а рабочим элементом 2 установлены регулировочные кольца 4, имеющие опорные торовые поверхности 5, которые постоянно контактируют с вогнутыми поверхностями упругодеформируемых
15 рабочих элементов 2, а вогнутые торцовые поверхности регулировочных колец 4 предназначены для взаимодействия с выпуклыми поверхностями упругодеформируемых рабоччх элемен20 тов 2.
Между вогнутыми торцовыми поверхностями регулировочных колец 4.и выпуклыми поверхностями упругодефор" мируемых рабочих элементов 2 имеются
75 зазоры, увеличивающиеся радиально от центрального отверстия..
На одном конце оправки.1 расположен передний хвостовик 6., выполненный заодно с оцравкой 1, и служащий для передачи тягового усилия на инструмент. На другом конце оправки 1 установлен на резьбе задний хвостовик
- 7, предназначенный для настройки дорна на требуемый исполнительный
Для настройки исполнительного размера последнее регулировочное кольцо 8 зафиксировано от вращения относительно оправки 1 шпонкой 9, 40 а на наружной поверхности последнего регулировочного кольца 8 и заднего хвостовика 7 нанесены круговые измерительные шкалы 10.
Дорнование отверстий осуществля45 ется инструментом следующим образом.
В отверстие заготовки (не показана) вводят направляющий конус 3, при рабочем ходе станка дори с фиксированными наружными диаметрами рабочих элементов 2 проходит через отрабатываемое отверстие. При этом вогнутые поверхности рабочих элементов 2 постоянно контактируют с опорными торовыми поверхностями 5 регулировочных колец 4.
Для.обработки отверстий различных диаметров дорн перенастраивают путем перемещения заднего хвостовика 7 вдоль оси оправки 1.
60 Точность исполнительного размера контролируют по круговым измерительным шкалам 10, нанесенным на задййй хвостовик 7 и последнее регулировочное кольцо,4, зафиксированное от
65 вращения шпонкой 9.
3 1041194 4
Таким образом, постоянный контакт а такие обеспечивает высокую стойрабочих элементов с. регулировочными кость рабочих элементов, значителькольцами, достигаемый такой конструк- ное сокращение времени на настройку цией,,обеспечивает постоянство нарух- инструмента. ных диаметров упругих рабочих элементов, что позволяет получить высо" > tipa этом. данная конструкция позкое качество обработанной поверх- †. воляет исключить упругий элемент .из ности при любых степенях деформации, .полиуретана.
Составитель И. Капитонов
Редактор Н. Швыдкая ТехредИ.Надь КорректорА. Дзятко
° е
Заказ 7016/8 Tapaa 816 -. . Подписное> (ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-.35, Раущская наб., д. 4/5.
Филиал ППП Патеит", г. УаГОрод, ул. Проектная, 4