Электрогидравлическая рулевая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКДЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержащая многокамерный исполнительный механизм, две силовые установки с пусковым блоком и насосами и переменной производительностью, каждая, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого исполнительного механизма, и двухканальную автоматическую аварийную систему с многоканальным логическим блоком разделения гидросистемы на две изолированные части, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, логический блок разделения гидросистемы снабжен основными реле времени, каждое из которых подключено к соответствующему каналу логического блока , а также реле памяти давления, промежуточными реле давления, первичными и вторичными исполнительными реле и вспомогательными реле времени, при этом реле памяти давления через гидравлические реле давления, а также через одни из своих контактов соединены с контактом пускового блока , а через другие контакты - с основным реле времени своего канала и вспомогательными реле времени обоих каналов, основное реле времени соединено с гидравлическим реле давления и через свой контакт - с промежуточными реле давления, промежуточные реле давления соединены с первичными исполнительными реле и вспомогательными реле времени, первичные исполнительные реле соединены с вспомогательными реле времени, вторичными исполнительными реле обоих каналов логического блока и пусковым блоком, вторичные исполнительные реле соединены с вспомогательными реле времени и пусковым блоком, а вспомогательS ные реле времени соединены с источником питания через две логические цепи ИЛИ (Л ИЛИ совместно с реле памяти давления, промежуточными реле давления и первичными исполнительными реле, причем в одну из логических цепей включен диод, каждый из двух каналов логического блока соединен с источником питания через контакт пускового блока силовой установки, а между собой - через встречновключенные диоды.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК дд11 В 63 Н 25/30; В 63 Н 25/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. " ::.К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

| (21) 3419564/27-11 (22) 06.04.82 (46) 15.09.83. Бюл. № 34 (72) Л. И. Хмелев, Ю. Ф. Коротков и Л. Ф. Огарков (53) 629.12.014.6 (088.8) (56) I. «Fairplay Jnternational Shipping Weек1у», gune 1980, р. 35. (54) (57) ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ

РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержащая многокамерный исполнительный механизм, две силовые установки с пусковым блоком и насосами и переменной производительностью, каждая, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого исполнительного механизма, и двухканальную автоматическую аварийную систему с многоканальным логическим блоком разделения гидросистемы на две изолированные части, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, логический блок разделе-. ния гидросистемы снабжен основными реле времени, каждое из которых подключено к соответствующему каналу логического блока, а также реле памяти давления, промежуточными реле давления, первичными и вторичными исполнительными реле и вспомогательными реле времени, при этом реле

„„SU„„1041417 А памяти давления через гидравлические реле давления, а также через одни из своих контактов соединены с контактом пускового блока, а через другие контакты — с основным реле времени своего канала и вспомогательными реле времени обоих каналов, основное реле времени соединено с гидравлическим реле давления и через свой контакт — с промежуточными реле давления, промежуточные реле давления соединены с первичными исполнительными реле и вспомогательными реле времени, первичные исполнительные реле соединены с вспомогательными реле времени, вторичными исполнительными реле обоих каналов логического блока и пусковым блоком, вторичные исполнительные реле соединены с вспомогательными реле времени и пусковым блоком, а вспомогательные реле времени соединены с источником питания через две логические цепи ИЛИИЛИ совместно с реле памяти давления, промежуточными реле давления и первичными исполнительными реле, причем в одну из логических цепей включен диод, каждый из двух каналов логического блока соединен с источником питания через контакт пускового блока силовой установки, а между собой — через встречновключенные диоды.

1041417

Цель изобретения — повышение надежности работы рулевой машины.

Поставленная цель достигается тем, что в электрогидравлической рулевой машине, содержащей многокамерный исполнительный механизм, две силовые установки с пусковым блоком и насосами и переменной производительностью каждая, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого исполнительного механизма, и двухканальную автоматическую аварийную систему с многоканальным логическим блоком разделения гидросистемы на две изолированные части, логический блок разделения гидросистемы снабжен основными реле времени, каждое из которых подключено к соответствующему каналу логического блока, а также реле памяти давления, промежуточными реле давления, первичными и вторичными исполнительными реле и вспомогательными реле времени, при этом реле памяти давления через гидравлические реле давления, а также через одни из своих контактов соединены с контактом пускового блока, а через другие контакты — с основными реле времени своего канала и вспомогательными реле времени обоих каналов, основное реле времени соединено с гидравлическими реле давления и через свой кон40

Изобретение относится к судостроению, в частности к электрогидравлическим рулевым машинам.

Известна электрогидравлическая рулевая машина, содержащая многокамерный исполнительный механизм, две силовые установки с пусковым блоком и насосами и переменной производительностью каждая, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого исполнительного привода, и двух- 1О канальную автоматическую аварийную систему с многоканальным логическим блоком разделения гидросистемы рулевой машины на две изолированные части (1) .

Недостатком этой рулевой машины является сложность системь аварийного разделения гидросистемы машины, включающей в себя Логический блок, обеспечивающий в процессе работы рулевой машины сравнение времени задания и отработки угла перекладки руля и разделяющий гидросистему по определенной наперед заданной величине разности этих времен. Однако введение наперед заданной величины разности времени не дает истинного значения наличия негерметичности и может привести к ложному разделению гидросистемы при пере- грузках Рулевой машины, когда истинное значение угла перекладки может значительно отличаться от заданного и когда особенно важно участие в работе всей рулевой машины. Это приводит к снижению надежности работы рулевой машины и эффективности ее действия. такт с промежуточными реле давления, промежуточные реле давления соединены с первичными исполнительными реле и вспомогательными реле времени, первичные исполнительные реле соединены с вспомогательными реле времени, вторичными исполнительными реле обоих каналов логического блока и пусковым блоком, вторичные исполнительные реле соединены с вспомогательными реле времени и пусковым блоком, а вспомогательные реле времени соединены с источником питания, через две логические цепи ИЛИ-ИЛИ совместно с реле памяти давления, промежуточными реле давления и первичными исполнительными реле, причем в одну из логических цепей включен диод, каждый из двух каналов логического блока соединен с источником питания через контакт пускового блока силовой установки, а между собой — через встречновключенные диоды.

На фиг. 1 показана принципиальная схема электрогидравлической рулевой машины с гидравлическим клапаном блокировки клапана кольцевания; на фиг. 2 — то же, с электромагнитным клапаном, выполненным с выключателем; на фиг. 3 — то же, с клапаном кольцевания, выполненным с выключателем; на фиг. 4 и 5 — принципиальные схемы каналов логического блока.

Электрогидравлическая рулевая машина содержит (фиг. 1) силовой исполнительный механизм 1, силовые установки 2 и 3, аварийную систему разделения гидросистемы, состоящую из электромагнитных клапанов

4 и 5, клапанов 6 и 7 .кольцевания пусковых блоков 8 и 9, авторулевого 10, состоящего из двух каналов (не показаны), логического блока 11 с каналами 12 и 13, датчиков 14 и 15 давления, реле 16 и 17 верхнего уровня, реле 18 и 19 нижнего уровня, установленных на цистернах 20 и 21, клапана 22 блокировки, а также выключателя 23 электромагнитного клапана 5 (фиг. 2), выключателя 24 клапана 7 кольцевания (фиг. 3).

Силовой исполнительный привод состоит из четырех цилиндровых камер 25 — 28, плунжеров 29 и 30, связанных шарнирами 31 и 32 с румпелем 33.

Силовые уста.;овки 2 и 3 имеют собственные гидравлические контуры, которые состоят из насосов 34 и 35 переменной производительности, электродвигателей 36 и 37, вспомогательных насосов 38 и 39 управления и подпитки, исполнительных механизмов

40 и 41 авторулевого 10, соединенных с задатчиками 42 и 43 перемещения люлек насосов, отсечных клапанов 44 — 47, полости управления которых соединены гидравлическими линиями 48 и 49 соответственно с вспомогательными насосами 38 и 39.

Силовые установки соединены с силовым исполнительным механизмом гидравли1041417 ческими линиями 50 — 53, а между собой— гидравлическими линиями 54 — 59.

Вспомогательные насосы 38 и 39 соединены с клапанами 6 и 7 кольцевания через электромагнитные клапаны 4 и 5 гидравлическими линиями 60 — 63.

Пусковые блоки 8 и 9 (фиг. 4 и 5) электромагнитного типа содержат. органы

64 и 65 управления с контактами 66 и 67, соединенные с цепью питания каналов логического блока 11, причем органы 64 и

65 управления соединены также с выключателями 68 и 69 каналов пульта авторулевого 10.

Каналы 12 и 13 логического блока ll разделения гидросистемы включают в себя реле 70 и 71 памяти давления, которые через гидравлические реле 14 и 15 давления, а также через одни из своих контактов соединены с контактами пусковых блоков 8 П и 9, а через другие контакты — с основным реле 72 и 73 времени своего канала; основные реле 72 и 73 времени, соединенные с гидравлическими реле 14 и 15 давления и через свой контакт с промежуточными реле 74 и 75 давления; промежуточные реле 74 и 75 давления, соединенные с первичными исполнительными реле 76 и 77; первичные исполнительные реле 76 и 77, соединенные с реле 16 и 17 верхнего уровня, электромагнитными клапанами,4 и 5, вторичными исполнительными реле 78 и 79 обоих каналов логического блока, пусковыми блоками 8 и 9 и выключателями 68 и 69 авторулевого 10;вторичные исполнительные реле 78 и 79, соединенные с реле

18 и 19 нижнего уровня, вспомогательными реле 80 и 81 времени, пусковыми блоками

8 и 9 и выключателями 68 и 69 авторулевого; вспомогательные реле 80 и 81 времени соединены с источником питания через две логические цепи ИЛИ-ИЛИ, образованные реле 70 и 71 памяти давления, промежуточ- @ ными реле 74 и 75 давления и первичными исполнительными реле 76 и 77.

Цепи питания каналов 12 и 13 логического блока 11,соединены между собой через встречновключенные диоды 82 и 83.

Электрогидравлическая рулевая машина работает следующим образом (фиг. 1, 4 и 5).

При воздействии на выключатель, например, 68 авторулевого 10 замыкаются его контакты, при этом подается напряжение на 50 орган 64 управления пускового блока 8.

Контакт 66 обеспечивает питание каналов

12 и 13 логического блока 11, при этом диод 82 служит для развязки цепи, содержащей гидравлическое реле давления. Одновременно запускается электродвигатель 36 силовой установки 2, при этом вспомогательный насос 38 управления и подпитки начинает развивать производительность. При развитии им давления подпитки гидравлическое реле давления 14 срабатывает и своим контактом включает реле 70 памяти давления.

Последнее, через один из своих контактов, встает на самоблокировку, а другим контактом замыкает цепь основного реле 72 времени, которое не срабатывает, т. е. его электрическая цепь остается разомкнутой гидравлическим реле давления. Рабочая жидкость от насоса 38 управления и подпитки по гидравлической линии 48 поступает в полости управления отсечных клапанов 44. и 45, ко торые поднимаются, сообщая гидравлические линии 50 и 51 силового исполнительного механизма 1 с насосом 34 переменной производительности. В задатчик 42 перемещения люльки насоса также подается давление от насоса 38. Силовая установка 2 с каналом

12 логического блока подготовлена к работе.

Силовая установка 3 при этом выключена и ее отсечные клапаны 46 и 47 разделяют гидравлические контуры силового механизма и установки.

При задании угла перекладки руля с авторулевого 10 электрический сигнал поступает на исполнительный механизм 40, который воздействует на задатчик 42 пере.мещения люльки насоса 34, последняя, отклоняясь, обеспечивает подачу рабочей жидкости в камеры силового привода.

Так, например, при задании угла перекладки на левый борт (по часовой стрелке) рабочая жидкость через отсечной клапан 45 по гидравлической линии 51 поступает в цилиндровую камеру 25 и по гидравлическим линиям 57 — 59 и 53 через клапаны 6 и 7 кольцевания, в цилиндровую камеру 27, вызывая перемещение плунжеров 29 и 30.

Из цилиндровой камеры 26 жидкость вытесняется плунжером 29 и по гидравлическим линиям 52 и 54 — 56 через клапаны 6 и 7 кольцевания, гидравлическую линию 50, в которую жидкость вытесняется также из цилиндровой камеры 28 плунжером 30, через отсечной клапан 44 поступает во всасывающую полость насоса 34.

Поступательное движение плунжеров 29 и 30 через шарниры 31 и 32 преобразуется во вращательное движение румпеля 33, а вместе с ним и руля. Руль перекладывается на левый борт.

При задании угла перекладки с пульта авторулевого 10 на правый борт исполнительный механизм 40 авторулевого перемещает задатчик 42 перемещения люльки насоса 34 в противоположное положение, при этом люлька отклоняется в другую сторону и нагнетательной становится гидравлическая линия 50, в которую рабочая жидкость поступает через отсечной клапан 44.

Рабочая жидкость поступает в цилиндровую камеру 28 и камеру 26 по гидравличес1041417 ким линиям 54 — 56 и 52 через клапаны 6 и 7 вызывая перемещение плунжеров 29 и 30.

Из цилиндровой камеры 27 жидкость вытесняется плунжером 30 по гидравлическим линиям 53 и 57 — 59 и клапанам 6 и 7 в гидравлическую линию 51, в которую жидкость вытесняется также из камеры 25 плунжером 29 и далее поступает через отсечной клапан 45 во всасывающую полость насоса 34.

Поступательное движение плунжеров 29 и 30 через шарниры 31 и 32 преобразуется во вращательное движение румпеля 33, а вместе с ним и руля.

Руль перекладывается на правый борт.

Цистерна 20 компенсирует температурные изменения объема рабочей жидкости и пополняет незначительные утечки из системы электрогидравлической рулевой машины.

Канал 12 логического блока 11, подготовленный к работе, из-за отсутствия сигналов с реле 16 верхнего уровня и гидравлического реле 14 давления не срабатывает, что свидетельствует о нормальной работе машины.

При остановке силовой установки 2 от авторулевого 10 выключателем 68 размыкается цепь питания органа 64 управления пускового блока 8, которое отключается и выключает электродвигатель 36 и своим контактом 66 обесточивает логический блок 11.

Одновременно закрываются отсечные клапаны 44 и 45 и силовая установка 2 отключается от камер силового механизма 1.

Включение силовой установки 3; канала

13 логического блока, а также работа этой силовой установки на силовой механизм 1 аналогична работе силовой установки 2.

В случае какого-либо повреждения гидравлических линий 50 — 59 или цилиндровых камер 25 — 28 силового привода гидросистема рулевой машины автоматически разделяется на две двухкамерные гидравлические системы.

В зависимости от величины утечек рабочей жидкости источниками информации для разделения гидросистемы являются реле 1619 уровня при небольших утечках рабочей жидкости и гидравлические датчики 14 и 15 давления при значительных потерях рабочей жидкости.

Например, при работе силовой установки 2 и повреждении одной из гидравлических линий 50 — 59 или камер 25 — 28 силового механизма 1 и при небольших утечках рабочей жидкости, происходит понижение уровня рабочей жидкости в цистерне 20, при этом срабатывает реле 16 верхнего уровня (фиг. 1, 4 и 5), которое своим контактом замыкает цепь первичного исполнительного реле 76 и включает электромагнитный клапан 4. Последний перемещается в крайнее левое положение и соединяет верхнюю торцовую полость клапана 6 кольцевания по гидравлическим линиям 60 и 61 с вспомогательным насосом 38 управления и подпитки.

Клапан 6 перемещается в крайнее ниж нее положение и кольцует гидравлические линии 52, 53, 55, 56, 58 и 59, а также цилиндровые камеры 26 и 27 силового механизма 1. Одновременно первичное исполl o нительное реле 76 своим контактом замыкает цепь органа управления пускового блока 9 электродвигателя 37 силовой установки

3, которая начинает работать на закольцованную часть силового привода. При правильном кольцевании неисправной части гид1 росистемы уровень рабочей жидкости в цистерне 20 стабилизируется и силовая установка 2 работает на цилиндровые камеры

25 и 28, при этом в цистерне 21, соединенной с силовой установкой 3 начинает понижать о ся уровень рабочей жидкости, так как она работает на закольцованную, имеющую негерметичность, гидросистему силового привода. При срабатывании реле 17 верхнего уровня замыкается электрическая цепь первичного исполнительного реле 77 и электромагнитного клапана 5, при этом рабочая жидкость от вспомогательного насоса 39 управления и подпитки по гидравлическим линиям 62 и 63 через сместившийся вправо электромагнитный клапан 5, поступает в полость управления клапана 7 кольцевания и одновременно перемещает клапан 22 блокировки в левое положение, соединяя полость управления клапана 6 кольцевания со сливом. Клапан 7 кольцевания занимает крайнее нижнее положение, а клапан 6 кольцевания занимает крайнее верхнее положение, при этом исправная часть гидросистемы и силовая установка 2 работают на закольцованную часть гидросистемы. Рулевая машина работает от силовой установки 3 на ту часть гидросистемы, которая имеет негерметичность, при этом уровень рабочей жидкости в цистерне 21 продолжает понижаться. При срабатывании реле 19 нижнего уровня в работу вступает вторичное исполнительное реле 79, которое размыкает цепь электромагнитного клапана 5, а также отключает пусковой блок 9 и канал авторулевого 10 силовой установки 3. Силовая установка 3 выключается. Клапан 22 занимает крайнее правое положение и рабочая жидкость от электромагнитного клапана 4, дополнительно заблокированного контактом вторичного исполнительного реле 79, поступает опять в полость управления клапаном

6 кольцевания, который занимает нижнее положение, отсекая исправную часть гидросистемы от неисправной. Рулевая машина работает, обеспечивая 50% номинального момента.

При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (не1041417 герметичность остается со стороны силовой установки 2) уровень рабочей жидкости в в цистерне 20 продолжает понижаться, при этом срабатывает реле 18 нижнего уровня, которое замыкает цепь вторичного исполнительного реле 78. Последнее своими. контактами отключает силовую установку

2 и ее канал авторулевого 10 отключает электромагнитный клапан 4 и включает элек-. тромагнитнЬ1й клапан 5, при этом клапан 6 кольцевания занимает крайнее верхнее положение, а клапан 7 кольцевания занимает крайнее нижнее положение. Камеры 25 и 28 силового механизма 1 через гидравлические линии 50, 51, 54, 55, 57 и 58 и клапан 7 кольцевания являются закольцованными, а исправная часть гидросистемы работает от силовой установки 3. Рулевая машина остается в работе, обеспечивая 50 /о номиналь-. ного момента.

1.0

15 ка 9 силовой установки 3, которая начинает работать. Одновременно от вспомогательного насоса 38 управления и подпитки срабатывает клапан 6 кольцевания, который разделяет гидросистему рулевой машины на две изолированные части.

При правильном кольцевании давление на гидравлическом реле 14 давления восстанавливается, при этом основное реле 72 времени и промежуточное реле 74» давления отключаются, а первичное исполнительное реле 76 остается включенным вместе с элек 40

45 тромагнитным клапаном 4. Давление во включенной силовой установке не появляется.

При этом оказывается включенным вспомогательное реле 81 времени по цепи, образованной включенными реле 70 и ?6 и выключенными реле 74 и 71, а также диодом

84. Вспомогательное реле 81 времени через задержку времени включает вторичное исполнительное реле 79, которое выключает пусковой блок 9 электродвигателя 37, а, следовательно, силовую установку 3, а также дополнительно заблокирует цепь электромагS0

При первоначальной работе силового исполнительного механизма 1 от силовой установки 2 и наличии больших утечек в гидросистеме рулевой машины срабатывает гидравлическое реле 14 давления, которое включает основное реле 72 времени и по проше- 25 ствии заданного времени задержки, величина которого определяется из расчета ис-. ключения ложных срабатываний при кратковременных падениях давления в гидросистеме силовой установки (изменение направления перекладки, удары волн о перо руля), . З0 основное реле 72 времени своим контактом включает промежуточное реле 74 давления, которое замыкает цепь первичного исполнительного реле 76 и электромагнитного клапана 4, и выключает основное реле 72 времени. Первичное исполнительное реле 76 замыкает электрическую цепь пускового блонитного клапана 4. При этом вспомогательное реле 81 времени остается включенным по цепи, образованной контактами реле 70, 76, 74 и 71. При этом клапан 7 кольцевания занимает крайнее верхнее положение, клапан

22 блокировки занимает крайнее правое положение, клапан 6 кольцевания занимает крайнее нижнее положение. Рулевая машина работает на исправной части гидросистемы, обеспечивая 50О/ номинального момента.

При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (негерметичность остается со стороны силовой установки 2) давление на гидравлическом реле 14 давления после разделения гидросистемы не восстанавливается, а на гидравлическом реле 15 давления силовой установки 3 возникает нормальное давление. Тогда через контакты включенных реле 70, 76, 74 и 71 включается вспомогательное реле 80 времени, которое по истечении времени задержки включает вторичное исполнительное реле 78. Последнее отключает силовую установку 2 со своим каналом авторулевого

10, электромагнитный клапан 4 и включает электромагнитный клапан 5. При этом вспомогательное реле 80 времени остается включенным по цепи, образованной контактами реле 71, 77, 75 и 70. Клапан 6 кольцевания занимает крайнее верхнее положение. В работу вступает клапан 7 кольцевания, который закольцовывает неисправную часть гидросистемы со стороны силовой установки 2.

В работе остается силовая установка 3, работающая на цилиндровые камеры 26 и 27 силового исполнительного привода 1. Рулевая машина обеспечивает 50О/р номинального момента. При работе силовой установки

3 и повреждении одной из гидравлических линий 50 — 59 или камер 25-28 силового механизма 1, при небольших утечках рабочей жидкости происходит понижение ее уровня в цистерне 21. При этом срабатывает реле

17 верхнего уровня (фиг. 1, 4 и 5), которое своим контактом замыкает цепь первичного исполнительного реле 77 и включает электромагнитный клапан 5. Клапан 5 перемещается в крайнее правое положение и соединяет верхнюю торцовую полость клапана

7 кольцевания по гидравлическим линиям

62 и 63 с вспомогательным насосом 39 управления и подпитки.

Клапан 7 перемещается в крайнее нижнее положение и кольцует гидравлические линии 50, 51, 54, 55, 57 и 58, а также цилиндровые камеры 25 и 28 силового привода. При этом клапан 22 блокировки занимает крайнее левое положение, разделяя гидравлическую линию 61. Одновременно первичное исполнительное реле 77 своим контактом замыкает цепи авторулевого 10 и пускового блока 9 электродвигателя 37 силовой установки 2, которая включается и начинает работать на закольцованную часть

)0414!7 силового привода. При правильном кольцевании неисправной части гидросистемы уровень рабочей жидкости в цистерне 21 стабилизируется и силовая установка 3 работает на цилиндровые камеры 26 и 27, при этом в цистерне 20, соединенной с силовой установкой 2, начинает понижаться уровень рабочей жидкости, так как она работает на закольцованную, имеющую негерметичность, гидросистему силового механизма.

При срабатывании реле 16 верхнего уровня замыкается электрическая цепь первичного исполнительного реле ?6 и электромагнитного клапана 4. Однако при срабатывании последнего клапан кольцевания 6 не срабатывает, так как его гидравлическая линия

61 заблокирована клапаном 22. Уровень рабочей жидкости в цистерне 20 продолжает понижаться. При срабатывании реле 18 нижнего уровня в работу вступает вторичное исполнительное реле 78, которое размыкает цепь электромагнитного клапана 4, а также отключает пусковой блок 8 и канал авторулевого 10 силовой установки 2. Силовая установка 2 выключается. Рулевая машина работает от силовой установки 3 на камеры

26 и 27, обеспечивая 50 номинального момента. При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (негерметичность остается со стороны силовой установки 3) уровень рабочей жидкости в цистерне 21 продолжает пойижаться.

При этом срабатывает реле 19 нижнего уровня, которое замыкает цепь вторичного исполнительного реле 79. Последнее своими контактами отключает силовую установку

3 и ее канал авторулевого 10, отклк>чает электромагнитный клапан 5, включает электромагнитный клапан 4 и первичное исполнительное реле 76. Клапан 22 блокировки занимает крайнее правое положение, обеспечивая свободный проход рабочей жидкости от вспомогательного насоса 38 управления и подпитки в полость управления клапана

6 кольцевания. Этот клапан занимает крайнее нижнее положение, а клапан 7 кольцевания — крайнее верхнее положение и гидравлические линии 52, 53, 55, 56, 58 и 59, а также цилиндровые камеры 26 и 27 закольцовываются, Рулевая машина работае от силовой установки 2 на исправную часть гидросистемы с цилиндровыми каме= рами 25 и 28, обеспечивая 50 /o номинального момента.

При первоначальной работе силового исполнительного механизма 1 от силовой установки 3 и наличии больших утечек в гидросистеме рулевой машины срабатывает гидравлическое реле 15 давления, которое включает основное реле 73 времени, и по прошествии заданного времени задержки, величина которого определяется из расчета исключения в гидросистеме силовой установки (изменение направления перекладки, удары волн о перо руля), основное реле 73 времени своим контактом включает промежуточное реле 75 давления, которое замыкает цепь первичного исполнительного реле 77 и электромагнитного клапана 5. Первичное исполнительное реле 77 замыкает электрическую цепь пускового блока 8 и канала авторулевого 10 силовой установки 2, которая начинает, работать. Одновременно от вспомогательного насоса 39 управления и подпитки срабатывает клапан 22 блокировки, который занимает крайнее левое положение, разделяя гидравлическую линию 61 и клапан 7 кольцевания, а последний разделяет гидросистему рулевой машины на две изолирован15 ные части.

При правильном кольцевании давление на гидравлическом реле 15 давления восстанавливается, при этом основное реле 73 времени и промежуточное реле 75 давления отключаются, а первичное исполнительное реле 77 остается включенным вместе с электромагнитным клапаном 5. Давление во включенной силовой установке 2 не появляется. Вспомогательное реле 80 времени является включенным по цепи, образован25 ной контактами включенных реле 71 и 77, и выключенными реле 75 и 70 а также диоI дом 85. Вспомогательное реле 80 времени через задержку времени включает вторичное исполнительное реле 78, которое выключает пусковой блок 8 электродвигателя 36, а, З следовательно, силовую установку 2 и дополнительно блокирует цепь электромагнитного клапана 5. При этом вспомогательное реле 80 времени остается включенным по цепи, образованной контактами реле 71, 77, 75 и 70. Рулевая машина работает на исправной части гидросистемы обеспечивая

50% номинального момента.

При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (негерметичность остается со стороны силовой

40 установки 3) давление на гидравлическом реле 15 давления после разделения гидросистемы не восстанавливается, а на гидравлическом реле 14 давления силовой установки 2 давление является нормальным. Тогда через контакты реле 71, 77, 75 и 70 вклю45 чается вспомогательное реле 81 времени, которое по истечении времени задержки включает вторичное исполнительное реле 79.

Последнее отключает силовую установку 3 со своим каналом авторулевого 10, электроgp магнитный клапан 5 и включает электромагнитный клапан 4. При этом вспомогательное реле 81 времени остается включенным по цепи, образованной контактами реле 70, 76, 74 и 71. Клапан 22 блокировки занимает крайнее правое положение, обеспечивая сво - " бодный проход рабочей жидкости от вспомогательного насоса 38 управления и подпитки в полость управления клапана кольцевания 6. Этот клапан занимает крайнее ниж1041417

l2 нее положение закольцовывая через клапан 7 кольцевания, пришедший в крайнее верхнее положение, неисправную часть гидросистемы с цилиндровыми камерами 26 и

27. В работе остается силовая установка 2,: работающая на цилиндровые камеры 25 и

28. Работа логического блока при совмест- ной работе силовых установок 2 и 3 и раздельном срабатывании гидравлических реле

14 и 15 давления и реле 16 и 17 верхнего уровня аналогична работе при раздельной работе силовых установок. При, одновременном срабатывании гидравлических реле 14 и 15 давления или реле 16 и 17 верхнего уровня одновременно срабатывают электромагнитные клапаны 4 и 5. Однако клапан

22 блокировки исключает одновременное срабатывание клапанов кольцевания, обеспечивая автоматикой нормальный поиск негерметичности в гидравлической системе рулевой машины. Работа рулевой машины, принципиальная схема которой представлена на фиг. 2, аналогична работе рулевой машины пр схеме на фиг. 1. Отличием является только то, что роль клапана 22 блокировки в этом случае выполняет выключатель 23, установленный на электромагнитном клапане, причем электрическая цепь одного из электромагнитных клапанов соединена с логическим блоком через выключатель, установленный на другом клапане.

Работа рулевой машины по схеме, представленной на фиг. 3, аналогична работе по схемам, представленным на фиг. 1 и 2, отличительным является то, что выключатель 24 установлен на одном из клапанов кольцевания.

Технико-экономический эффект предлагаемого технического решения заключается в повышении надежности работы рулевой машины и безопасности судовождения, а также в исключении выхода из строя рулевой машины при единичном повреждении— нарушении герметичности в ее гидросистеме.

Кроме того, обеспечивается экономия топлива и сокращение времени рейса при работе на половине привода.

1041417

104141-7

NICE.Л

1041417

1041417

Составитель В. Владимиров

Редактор 4. Химчук Техред И. Верес Корректор Д. Бокшан

Заказ 7042/19 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

i 13035, Москва, )К вЂ”.35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4