Электрогидравлическая рулевая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержащая многокамерный силовой исполнительный механизм ,силовые установки с насосами переменной производительности, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого силового исполнительного механизма. пусковое устройство и двухканальную автоматическую аварийную. систему разделения с многоканальным логическим блоком, электромагнитными клапанами и клапанами кольцевания гидросистемы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, каждый канал логического блока автоматической аварийной системы разделения гидросистемы снабжен трехпозиционным коммутационным аппаратом и диодом, при этом диод установлен последовательно в цепи электромагнитного клапана аварийной системы , а коммутационный аппарат соединен с источником питания через контакт пускового устройства и по двум цепям с катодом диода и электромагнитным клапаном.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,„„SU„„1041418 А

- g В 63 Н 25/30 // В 63 Н 25/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ! (54) (57) ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ

РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержашая многокамерный силовой исполнительный механизм,силовые установки с насосами переменной производительности, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого силового исполнительного механизма,. (21) 3419565/27-11 (22) 06.04.82 (46) 15.09.83. Бюл. № 34 (72) Ю. Ф. Коротков, Л. И. Хмелев и Л. Ф. Огарков (53) 629.12.014.6 (088.8) (56) 1. «I airplay International Shipping

Weekly», gune 1980, р. 35. пусковое устройство и двухканальную автоматическую аварийную систему разделения с многоканальным логическим блоком, электромагнитными клапанами и клапанами кольцевания гидросистемы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, каждый канал логического блока автоматической аварийной системы разделения гидросистемы снабжен трехпозиционным коммутационным аппаратом и диодом, при этом диод установлен последовательно в цепи электромагнитного клапана аварийной системы, а коммутационный аппарат соединен с источником питания через контакт пускового устройства и по двум цепям с катодом диода и электромагнитным клапаном.

1041418

Изобретение относится к судостроению, в частности к электрогидравлическим рулевым машинам.

Известна электрогидравлическая рулевая машина, содержащая многокамерный силовой исполнительный механизм, силовые установки с насосами переменной производительности, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого силового исполнительного механизма, пусковое устройство и двухканальную автоматическую аварийную систему разделения с многоканальным логическим блоком, электромагнитными клапанами и клапанами кольцевания гидросистемы (11.

Недостатком этой рулевой машины является сложность автоматической системы аварийного разделения гидросистемы машины, включающей в себя логический блок, обеспечивающий в процессе работы рулевой машины сравнение времени задания и отработки угла перекладки руля, и разделяюще- 20 го гидросистему по определенной наперед заданной величине разности этих времен.

Однако введение наперед заданной величины разности времени не дает истинного значения наличия негерметичности и может привести к ложному разделению гидросистемы

25 при перегрузках рулевой машины, когда истинное значение угла перекладки может значительно отличаться от заданного и когда особенно важно участие в работе всей рулевой машины. Кроме того, эта автоматическая система не обеспечивает резервного ручного аварийного разделения гидросистемы, при ее нормальном сосгоянии, не влияющего на работу автоматической системы аварийного разделения. Указанные факторы приводят к недостаточной надежности рулевой машины.

Цель изобретения — повышение надежности рулевой машины и исключение ложного разделения гидросистемы.

Поставленная цель достигается тем, что в электроГидравлической рулевой машине, 40 содержащей многокамерный силовой исполнительный механизм, силовые установки с насосами переменной производительности, соединенные гидравлическими линиями с камерами упомянутого силового исполнительного механизма, пусковое устроиство и двух45 канальную автоматическую аварийную систему разделения с многоканальным логическим блоком, электромагнитными клапанами и клапанами кольцевания гидросистемы, каждый канал логического блока автоматической аварийной системы разделения гидросистемы снабжен трехпозиционным коммутационным аппаратом и диодом, при этом диод установлен последовательно в цепи электромагнитного клапана аварийной системы, а коммутационный аппарат соединен 55 с источником питания через контакт пускового устройства и по двум цепям с катодом диода и электромагнитным клапаном.

Реле верхнего уровня каждого канала логического блока соединено параллельно гидравлическому реле давления своего канала и последовательно с контактом пускового устройства через диод, а также через диоды с основным реле времени и промежуточным реле давления своего канала.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема электрогидравлической рулевой машины; на фиг. 2 и 3 — принципиальные схемы каналов логического блока.

Электрогядравлическая рулевая машина содержит (фиг. 1) силовой исполнительный механизм 1, силовые установки 2 и 3, автоматическую аварийную систему разделения гидросистемы, состоящую из электромагнитных клапанов 4 и 5, клапанов 6 и 7 кольцевания, пусковых устройств 8 и 9, авторулевого 10 с каналами 11 и 12, логического блока 13 с каналами 14 и 15, датчиков 16 и 17 давления, реле 18 и 19 верхнего уровня, реле 20 и 21 нижнего уровня, установленных на цистернах 22 и 23, а также выключателя 24 клапана 7 кольцевания.

Силовой исполнительный механизм состоит из четырех цилиндровых камер 25 — 28, плунжеров 29 и 30, связанных шарнирами

31 и 32 с румпелем 33.

Силовые установки 2 и 3 имеют собственные гидравлические контуры, которые состоят из насосов 34 и 35 переменной производительности, электродвигателей 36 и 37, вспомогательных насосов 38 и 39 управления и подпитки, исполнительных механизмов 40 и 41 каналов 11 и 12 авторулевого

10, соединенных с задатчиками 42 и 43 перемещения люлек насосов, отсеченных клапанов 44 — 47, полости управления которых соединены гидравлическими линиями 49 и 48 соответственно со вспомогательными насосами 38 и 39.

Силовые установки соединены с силовым исполнительным механизмом гидравлическими линиями 50 — 53, а между собой гидравлическими линиями 54 — 59.

Вспомогательные насосы 38 и 39 соединены с клапанами 6 и 7 кольцевания через электромагнитные клапаны 4 и 5 гидравлическими линиями 60 — 63.

Пусковые устройства 8 и 9 (фиг. 2 и 3) электромагнитного контактного типа содержат органы 64 и 65 управления с контактами 66 и 67, соединенными с цепью питания каналов 14 и 15 логического блока 13, причем органы 64 и 65 управления соединены также с выключателями 68 и 69 каналов 11 и 12 авторулевого 10.

Каналы 14 и 15 логического блока 13 управления включают в себя реле 70 и 71, памяти давления, которые через гидравлические реле 16 и 17 давления, а также через один из своих контактов соединены с контактами 66 и 67 пусковых устройств 8 и 9, 1041415 товлена к работе

10 ханизма и установки. При задании угла перекладки руля от канала 11 авторулевого 10 электрический сигнал поступает на исполнительный механизм 40, который воздействует на задатчик 42 перемещения люльки насоса 34, последняя, отклоняясь, обеспе15 чивает подачу рабочей жидкости в камерь! силового механизма 1.

Так, например, при задании угла перекладки на левый борт (по часовой стрелке) рабочая жидкость через отсечной клапан 45 по гидравлической линии 51 поступает в iIHлиндровую камеру 25 и по гидравлическим линиям 57 — 59 и 53 через клапаны 6 и 7 кольцевая в цилиндровую камеру 27, вызывая перемещение плунжеров 29 и 30.

Из цилиндровой камеры 26 жидкость вы25 тесняется плунжером 29 и по гидравлическим линиям 52 и 54 — 56 через клапаны 6 и 7 кольцевания, гидравлическую линию 50, в которую жидкость вытесняется также из цилиндровой камеры 28 плунжером 30, че, рез отсечной клапан 44 поступает во всасывающую полость насоса 34.

Поступательное движение плунжеров 29 и 30 через шарниры 31 и 32 преобразуется во вращательное движение румпеля ЗЗ, а вместе с ним и руля. Руль перекладывается на левый борт, 35 При задании угла перекладки от канала 11 авторулевого 10 на правый. борт, исполнительный механизм 40 авторулевого перемещает задатчик 42 перемещения люльки насоса 34 в противоположное положение, 4j при этом люлька отклоняется в другую сторону и нагнетательной становится гидравлическая линия 50, в которую рабочая жидкость поступает. через отсечной клапан 44.

Рабочая жидкость поступает в цилиндровую камеру 28 и камеру 26 по гидравли45 ческим линиям 54 — 56 и 52 через клапаны

6 и 7, вызывая перемещение плунжеров 29 и 30.

Из цилиндровой камеры 27 жидкость вытесняется плунжером 30 по гидравлическим линиям 53 и 57 — 59 и клапанам 6 и 7 в гидравлическую линию 51, в которую жидкость вытесняется также из камеры 25 плунжером

29 и далее поступает через отсечной клапан 45 во всасывающую полость насоса 34.

Поступательное движение плунжеров 29 .55 и 30 через шарниры 31 и 32 преобразуется во вращательное движение румлеля 33, а вместе с ним и руля. Руль перекладывается на п р а вый борт,. а через другие контакты с основным реле

72 и 73 времени своего канала; основные реле 72 и 73 времени, соединенные с гидравлическими реле 16 и 17 давления и реле

18 и 19 верхнего уровня, а также с промежуточными реле 74 и 75 давления; промежуточные реле 74 и 75 давления, соединенные с первичными исполнительными реле 76 и.77 и с реле верхнего уровня; первичные исполнительные реле 76 и 77, соединенные с реле

18 и 19 верхнего уровня, электромагнитными клапанами 4 и 5, вторичными исполнительными реле 78 и 79 обоих каналов, пусковыми устройствами 8 и 9, выключателями

68 и 69 каналов 11 и 12 авторулевого 10; вторичные исполнительные реле 78 и 79, сое-. диненные с реле 20 и 21 нижнего уровня, вспомогательными реле 80 и 81 времени, пусковыми устройствами 8 и 9 и выключателями 68 и 69 каналов 11 и 12 авторулевого

10; вспомогательные реле 80 и 81 времени, соединенные с вторичными исполнительны, ми реле 78 и 79 и с источником питания через контакты реле 70 и 71 памяти давления, промежуточные реле 74 и 75 давления и первичные исполнительные реле 76 и 77; диоды

82 и 83, установленные в цепях питания каналов 14 и 15 логического блока 13; диоды 84 и 85, установленные в цепях вспомогательных реле 80 и 81 времени; диоды 86 и 87, установленные в цепях электромагнитных клапанов 4 и 5; трехпозиционные коммутационные аппараты 88 и 89; диоды 90 — 93, установленные в цепях основных реле 72 . и 73 времени; диоды 94 — 97, установленные в цепях промежуточных реле 74 и 75 давления.

Электрогидравлическая рулевая машина работает следующим образом (фиг. 1 — 3).

При воздействии на выключатель, например, 68 канала 11 авторулевого 10, замыкаются его контакты, при этом подается напряжение на орган 64 управления пускового устройства 8, который через контакт 66 обеспечивает питание каналов 14 и 15 логического блока 13, при этом диод 82 служит для развязки цепи, содержащей гидравли- ческое реле 16 давления. Одновременно запускается электродвигатель 36 силовой установки 2, при этом вспомогательный насос

38 управления и подпитки начинает развивать производительность. При развитии им давления подпитки гидравлическое реле 16 давления включается и включает реле 70 памяти давления, которое через один из своих контактов встает на самоблокировку, а другим контактом замыкает цепь основного реле 72 времени, которое не срабатывает, т. е. его электрическая цепь остается разомкнутой гидравлическим реле 16 давления, а также реле 18 верхнего уровня. Рабочая жидкость от насоса 38 управления и подпитки по гидравлической линии 48 поступает в полости управления отсечных клапанов

44 и 45, которые поднимаются, сообщая гидравлические линии 50 и 51 силового исполнительного механизма с насосом 34 и-ременной производительности. В задатчик 42 перемещения люльки насоса также подает5 ся давление от насоса 38. Силовая установка 2 с каналом 14 логического блока подгоСиловая установка 3 при этом выключена и ее отсечные клапаны 46 и 47 разделяют гидравлические контуры силового ме104! 418

20

ЗО

Цистерна 22 компенсирует температурные изменения объема рабочей жидкости и пополняет незначительные утечки из системы электрогидравлической рулевой машины.

Канал 14 логического блока 13, подготовленный к работе, из-за отсутствия сигналов с реле 18 верхнего уровня и гидравлического реле 16 давлений не срабатывает, что свидетельствует о нормальной работе машины.

При остановке силовой установки 2 от канала 11 авторулевого 10 выключателем 68 размыкается цепь питания органа 64 управления пускового устройства 8, которое отключается и выключает электродвигатель 36 и своим контактом 66 обесточивает логический блок 13.

Одновременно закрываются отсечные клапаны 44 и 45 и силовая установка 2 отключается от камер силового механизма.

Включение силовой установки 3, каналов

14 и 15 логического блока 13, а также работа этой силовой установки на силовой механизм 1 аналогична работе силовой установки 2.

В случае какого-либо повреждения гидравлических линий 50 — 59 или цилиндровых камер 25 — 28 силового механизма гидросистема рулевой машины автоматически разделяется на две двухкамерные гидравлические системы.

В зависимости от величины утечек рабочей жидкости источниками информации для разделителя гидросистемы являются реле уровня 18 — 21 при небольших утечках рабочей жидкости и гидравлические датчики давления 16 и 17 при. значительных потерях рабочей жидкости.

Например, при работе силовой установки 2 и повреждении одной из гидравлических линий 50 — 59 или камер 25 — 28 силового механизма и при небольших утечках рабочей жидкости происходит понижение уровня рабочей жидкости в цистерне 22, при этом срабатывает реле 18 верхнего уровня, которое своим контактом замыкает цепь основного реле 72 времени, и по прошествии заданного времени задержек, величина которого определяется из расчета исключения ложных срабатываний от изменения уровня жидкости в цистерне 22 при качке и дифференте судна, основное реле 72 времени включает промежуточное реле давления 74, которое заМыкает цепь электромагнитного клапана 4 и первичного исполнительного реле 76.

Последнее размыкает цепь реле 18 верхнего уровня и встает на самоблокировку.

При этом размыкаются цепи реле 72 и 74 и исключают срабатывание вспомогательного реле 80 времени и вторичного исполнительного реле 78, включающих электромагнитный клапан 5. Клапан 4 перемещается в крайнее левое положение и соединяет верхнюю торцовую полость клапана 6 кольцевания по гидравлическим линиям 60 и 61 с вспомогательным насосом 38 управления и подпитки.

Клапан перемещается в крайнее нижнее положение и кольцует гидравлические линии 52, 53, 55, 56, 58 и 59, а также цилиндровые камеры 26 и 27 силового механизма 1. Одновременно первичное исполнительное реле 76 своим контактом замыкает цепи пускового устройства 9 и канала 12 авторулевого 10 силовой установки 3, которая включается и начинает работать на закольцованную часть силового механизма.

При правильном кольцевании неисправной части гидросистемы уровень рабочей жидкости в цистерне 22 стабилизируется и силовая установка 2 работает на цилиндровые камеры 25 и 28, при этом в цистерне 23, соединенной с силовой установкой 3, начинает понижаться уровень рабочей жидкости, так как она работает на закольцованную, имеющую негерметичность, гидросистему силового механизма. При срабатывании реле 19 верхнего уровня канала 15 логического блока электрические цепи основного реле 73 времени, промежуточного реле 75 и первичного исполнительного реле 77 остаются разомкнутыми и электромагнитный клапан 5 не включается, так как цепь питания основного реле времени 73 разомкнута первичным исполнительным реле 76 канала 14 логического блока. Силовая установка 3 продолжает работать на закольцованную негерметическую часть гидросистемы рулевой машины. При срабатывании реле 21 нижнего уровня в работу вступает вторичное исполнительное реле 79, которое дополнительно блокирует цепь электромагнитного клапана 4 и размыкает цепь электромагнитного клапана 5, а также отключает пусковое устройство 9 и канал 12 авторулевого 10 силовой установки 3. Силовая установка 3 выключается. Рулевая машина работает на цилиндровые камеры 25 и 28, обеспечивая 50% номинального момента, При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (негерметичность остается со стороны силовой установки 2) уровень рабочей жидкости в цистерне 22 продолжает понижаться, при этом срабатывает реле 20 нижнего уровня, которое замыкает цепь вторичного исполнительного реле ?8, последнее своими контактами отключает силовую установку 2 и ее канал ll авторулевого 10, отключает электромагнитный клапан 4 и включает электромагнитный клапан 5, при этом клапан 6 кольцевания занимает крайнее верхнее положение, а клапан 7 кольцевания дополнительно размыкает выключателем 24 цепь электромагнитного клапана 4, занимает крайнее нижнее положение.

Камеры 25 и 28 силового механизма 1 через гидравлические линии 50, 51, 54, 55, 7 1041418 8

57 и 58 и клапан 7 кольцевания закольцовываются, а исправная часть гидросистемы работает от силовой установки 3. Рулевая машина остается в работе, обеспечивая 50О/р номинального момента.

При первоначальной работе силового исполнительного механизма 1 от силовой установки 2 и наличии больших утечек в гидросистеме рулевой машины срабатывает гидравлическое реле 16 давления, которое включает основное реле 72 времени, и по прошествии заданного времени задержки, величина которого определяется из расчета исключения ложных срабатываний при кратковременных падениях давления в гидросистеме силовой установки (изменение направления перекладки, удары волн о перо руля), 15 основное реле 72 времени своим контактом включает промежуточное реле 74 давления,которое замыкает, цепь первичного исполнительного реле 76 и электромагнитного клапана 4. Первичное исполнительное реле 76

20 замыкает электрическую цепь пускового устройства 9 и канала 12 авторулевого 10 силовой установки 3, которая начинает работать.

Одновременно от вспомогательного насоса

38 управления и подпитки срабатывает клапан 6 кольцевания, который разделяет гидросистему рулевой машины на две изолированные части.

При правильном кольцевании давление

При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (негерметичность остается сд, стороны силовой установки 2) давление на гидравлическом реле 16 давления после разделения гидросистемы не восстанавливается, а на гидравлическом реле 17 давления силовой уста- .. новки 3 появляется нормальное давление.

Тогда через контакты включенных реле 70, 76, ?4 и 71 включается вспомогательное реле 80 времени, которое по истечении времени на гидравлическом реле 16 давления восстанавливается, при этом основное реле 72 времени и промежуточное реле 74 времени выключается, а первичное исполнительное реле 76 остается включенным вместе с электромагнитным клапаном 4.. При этом давление во включенной силовой установке 3 отсутствует, и реле 15 канала не срабатывают, за исключением вспомогательного реле 8 времени. Последнее включается по цепи, образованной включенными реле 70 и 76 и выключенными реле 74 и 71, а также диодом 84 канала 14, и по истечении заданного времени включает вторичное исполнительное реле 40

79, которое отключает пусковое устройство 9 и канал 12 авторулевого.10, а также дополнительного размыкает цепь электромагнитного клапана 5 и заблокирует цепь электромагнитного клапана 4. Силовая установка 3 выключается. Рулевая машина работает на- 4> исправной части гидросистемы, обеспечивая 50О/р номинального момента. задержки включает вторичное исполнительное реле 78. Последнее отключает силовую установку 2 со своим каналом 11 авторулевого 10, электромагнитный клапан 4 и включает электромагнитный клапан 5.

При этом вспомогательное реле 80 остается включенным по цепи, образованной контактами реле 71, 77, 75 и 70. Клапан кольцевания 6 занимает крайнее верхнее положение; В работу вступает клапан 7 кольцевания, который закольцовывает неисправную часть гидросистемы со стороны силовой установки 2. В работе остается силовая установка 3, работающая на цилиндровые камеры 26 и 27 силового исполнительного механизма 1. Рулевая машина обеспечивает

50О/О номинального момента.

При работе силовой установки 3 и повреждении одной из гидравлических линий

50 — 59 или камер 25 — 28 силового механизма 1 при,небольших утечках рабочей жидкости происходит понижение уровня рабочей жидкости в цистерне 23, при этом срабатывает реле 19 верхнего уровня. При срабатывании последнего замыкается электрическая цепь основного реле 73 времени, и по истечении заданного времени задержки основное реле времени включает промежуточное реле 75 давления, которое замыкает цепь первичного исполнительного реле 77 и электромагнитного клапана 5. Реле 77 размыкает цепи реле 18 и 19 верхнего уровня и встает на самоблокировку. При этом размыкаются цепи реле 73 и 75 и исключают срабатывание вспомогательного реле 81 времени и вторичного исполнительного реле 79, включающих электромагнитный клапан 4. Клапан 5 перемещается в крайнее правое положение и соединяет верхнюю торцовую полость клапана 7 кольцевания по гидравлическим линиям 62 и 63 с вспомогательным насосом 39 управления и подпитки.

Клапан 7 перемещается в крайнее нижнее положение и кольцует гидравлические линии 50, 51, 54, 55 и 58 и цилиндровые камеры 25 и 28 силового механизма 1, а также выключателем 24 размыкает цепь электромагнитного клапана 4.

Одновременно первичное исполнительное реле 77 своим контактом замыкает цепи пускового устройства 8 и канала 11 авторулевого 10 силовой установки 2, которая включается и начинает работать на закольцованную часть силового механизма.

При правильном кольцевании неисправной части гидросистемы уровень рабочей жидкости в цистерне 23 стабилизируется и силовая установка 3 работает на цилиндровые камеры 26 и 27, при этом в цистерне 22, соединенной с силовой установкой 2, начинает понижаться уровень рабочей жидкости, так как она работает на закольцованную, имеющую негерметичность, гидросистему силового механизма. При срабатывании ре1041418

10 ле 18 верхнего уровня канала логического блока 14, электрические цепи основного реле 72 времени, промежуточного реле 74 времени и первичного исполнительного реле 76 остаются разомкнутыми, и электромагнитный клапан 4 не включается, так как цепь питания основного реле 72 времени разомкнута первичным испоЛнительным реле 77 канала 15 логического блока. Силовая установка 2 будет продолжать работать на закольцованную негерметичную часть гидросистемы рулевой машины.

Уровень рабочей жидкости в цистерне 22 продолжает понижаться. При срабатывании реле 20 нижнего уровня в работу вступает вторичное исполнительное реле 78, которое дополнительно размыкает цепь первичного исполнительного реле 76, электромагнитного клапана 4, а также отключает пусковое устройство 8 и канал 11 авторулевого 10 сило. вой установки 2. Силовая установка 2 выключается. Рулевая машина работает от силовок установки 3 на камеры 26 и 27, обеспечивая 500/0 номинального момента.

При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (негерметичность остается со стороны силовой установки 3) уровень рабочей жидкости в цистерне 23 продолжает понижаться, при этом срабатывает реле 21 нижнего уровня, которое замыкает цепь вторичного исполнительного реле 79. Последнее своими контактами отключает силовую установку 3 и ее канал 12 авторулевого 10, отключает электромагнитный клапан 5 и подготавливает цепь питания электромагнитного клапана 4, а также включает реле 76. Клапан 7 кольцевания занимает крайнее верхнее положение и контакт 24 замыкает цепь электромагнитного клапана 4, который занимает крайнее левое положение, обеспечивая свободный проход жидкости от вспомогательного насоса 38 управления и подпитки в полость управления клапана 6 кольцевания. Клапан

6 кольцевания занимает крайнее нижнее положение и гидравлические линии 52, 53, 55, 56, 58 и 59, а также цилиндровые камеры

26 и 27 закольцовываются.

Рулевая машина работает от силовой установки 2 на исправную часть гидросистемы с цилиндровыми камерами 25 и 28, обеспечивая 50О/О номинального момента.

При первоначальной работе силового исполнительного механизма 1 от силовой установки 3 и наличии больших утечек в гидросистеме рулевой машины срабатывает гидравлическое реле 17 давления, которое включает основное реле 73 времени, и по истечении заданного времени задержки, величина которого определяется из расчета исключения ложных срабатываний при кратковременных падениях давления в гидросистеме силовой установки (изменение направления перекладки, удары волн о перо руля), основное реле 73 времени своим контактом включает промежуточное реле 75 давления, которое замыкает цепь первичного исполнительного реле 77 и электромагнитного клапана 5. Первичное исполнительное реле 77 замыкает. электрическую цепь пускового устройства 8 и канала 11 авторулевого 10 силовой установки 2, которая начинает работать. Одновременйо от вспомогательного насоса 39 управления и подпитки срабатывает клапан 7 кольцевания, который разделяет гидросистему рулевой машины на две изолированные части и размыкает своим выклюобеспечивая проход рабочей жидкости от насоса 38 в полость уттравления клапана 6 кольцевания. Последний занимает крайнее нижнее положение, закольцовывая неисправ55 чателем 24 цепь электромагнитного клапана 4.

При правильном кольцевании давление на гидравлическом реле 17 давления восстанавливается, при этом основное реле 73 времени и промежуточное реле 75 давления отключаются, а первичное исполнительное реле 77 остается включенным вместе с электромагнитным клапаном 5.

Давление во включенной силовой установке 2 не появляется. При этом включается вспомогательное реле 80 времени по цепи, образованной включенными реле 71 и 77 и выключенными реле 75 и 70, а также диодом 85.

25 Вспомогательное реле времени 80 через задержку времени включает вторичное исполнительное реле 78, которое выключает пусковое устройство 8, а, следовательно, и силовую установку 2 с каналом 11 авторулевого 10, и дополнительно заблокирует цепь

ЗО электромагнитного клапана 5 и размыкает цепь клапана 4.

Рулевая машина работает на исправной части гидросистемы, обеспечивая 50О/р номинального момента.

При неправильном первоначальном кольцевании гидросистемы рулевой машины (негерметичность остается со стороны силовой установки 3). Давление на гидравлическом реле 17 давления после разделения гидросистемы не восстанавливается, а на гидрав4g лическом реле 16 давлений силовой установки 2 давление является нормальным. Тогда через контакты реле 71, 77, 75 и 70 включается вспомогательное реле 81 времени, которое по истечении времени задержки включает вторичное исполнительное реле 79, 45 последнее отключает силовую установку 3 со своим каналом 12 авторулевого 10, электромагнитный клапан 5 и подает питание в цепь электромагнитного клапана 4.

При этом вспомогательное реле 81 времени остается включенным по цепи, образованной контактами реле 70, 76, 74 и 71.

Клапан ? кольцевания занимает крайнее верхнее положение и его выключатель 24 замыкает цепь электромагнитного клапана 4, который занимает краййее левое положение, 1041418

12 ную часть гидросистемы с цилиндровыми камерами 26 и 27.

В работе остается силовая установка 2, работающая на цилиндровые камеры 25 и 28.

Работа логического блока при совместной работе силовых установок 2 и 3 и раздельном срабатывании гидравлических реле

16 и 17 давления аналогична работе при раздельной работе силовых установок.

При одновременном срабатывании гидравлических реле 16 и 17 давления или реле

18 и 19 верхнего уровня, одновременно срабатывают электромагнитные клапаны 4 и 5 и клапаны 6 и 7 кольцевания. Однако выключатель 24 клапана 7 выключает электромагнитный клапан 4 и клапан 6 занимает первоначальное исходное положение, обеспечивая автоматике поиск и изоляцию поврежденного участка гидросистемы.

При необходимости разделения гидро- " системы рулевой машины для повышения скорости перекладки при исправной гидросистеме (ход судна по курсу, маневрирование при малой скорости в узкостях), а также для возможности разделения гидросистемы в аварийной ситуации при несрабатывании автоматики в цепях электромагнитных клапанов предусмотрены трехпозиционные 25 коммутационные аппараты, которые обеспечивают в положениях: А — разделение гидросистемы при исправном состоянии, и

Б — разделение гидросистемы в аварийной ситуации.

В среднем (нейтральном) положении коммутационный аппарат отключен от цепи электромагнитного клапана. Положение А ком-. мутационных аппаратов 88 и 89 не влияет на работу автоматики логического блока при аварийном разделении гидросистемы.

Так, например, при работе силовой установки 2 и включении электромагнитного клапана 4 по цепи: источник питания, контакт 66 пускового устройства 8; положение:А коммутационного аппарата 88, контакты реле

76 и 77, электромагнитный клапан 4, источ- 40 ник питания — гидросистема рулевой машины разделяется на две части. При этом в работе участвуют только цилиндровые камеры 25 и 28. При поступлении аварийного сигнала с гидравлического реле 16 давления или реле 18 верхнего уровня аналогич- -45 но срабатывает первичное исполнительное реле 76, которое дополнительно замыкает цепь электромагнитного клапана 4 и своими контактами размыкает цепь коммутационного аппарата 88, исключая его влияние на дальнейший поиск автоматической неисправности участка гидросистемы и размыкает цепь коммутационного аппарата 89, исключая возможность включения им электромагнитного клапана 5. При правильном определении поврежденного участка после включения электромагнитного клапана 4 с помощью реле 76 не происходит срабатывания реле нижнего уровня, а давление на гидравлическом реле 17 давления восстанавлйвается.

При этом реле 76 давления остается включенным и его контакт в цепи коммутационного аппарата 88 является разомкнутым.

Если же неисправная часть гидросистемы определена неверно, то поступает сигнал с реле 20 нижнего уровня или давление на гидравлическом реле 16 давления не восстанавливается. При этом срабатывает вторичное исполнительное реле 78 непосредственно от реле 20 нижнего уровня или через вспомогательные реле 80 времени при отсутствии давления на гидравлическом реле 16 давления. Вторичное исполнительное реле 78 отключает электромагнитный клапан 4, пусковое устройство 8 электродвигателя 36 силовой установки 2, включает электромагнит

5. Работа от силовой установки 3 и подключение в работу коммутационного аппарата

89 для разделения исправной гидросистемы рулевой машины аналогична работе от силовой установки 2. При этом в случае аварийного разделения гидросистемы, срабатывает первичное исполнительное реле 77, которое разрывает цепи коммутационных аппаратов 88 и 89, исключая их влияние на рабо-,, ту автоматики каналов 14 и 15 логического блока 13., При аварийной ситуации и несрабатывании каналов логического блока возможно непосредственное воздействие на электромагнитные клапаны 4 и 5 через .коммутационные аппараты 88 и 89 установкой их в положение Б.

Технико-экономический эффект заключается в повышении надежности рулевой машины, исключенци ложных срабатываний аварийной системы разделения гидросистемы при качке и крене судна, возможности дистанционного разделения гидросистемы при ее нормальном состоянии без влияния на автоматику аварийной системы разделения гидросистемы, а также в возможности дополнительного аварийного разделения гидросистемы непосредственным воздействием на электромагнитые клапаны при отказе автоматики. Экономится топливо и сокращается время рейса при работе на половине привода.

1041413, 10

Р.

У2 .1

Фаг.1.1041413

Л4Ю ggge

104141о

Составитель В. Калмыков

Редактор А. Химчук Техред И. Repec Корректор В Гирняк

Заказ т042/19 Тираж 460 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4