Способ устранения трещин на кромке лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) З(51) F 03 В /12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3295054/25-06 (22) 15 05 81 (46). 15.09.83. Бюл. 1(34 (72) Б.А. Беркман и Ю.А . Попеленский (53) 621.224 (088.8) (56) 1. Степаньков Ю.А. Слесарь по ремонту гидравлических турбин. И, Высшая школа", 1966, с. 117.
2. Авторское свидетельство СССР
11 821734, кл, F 03 В 3/12 1979. (54) (57) СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ТРЕЩИН
НА КРОМКЕ ЛОПАСТИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ, включающий выборку . поврежденного металла с образованием сквозного паза, его заварку и последующее создание на кромке напряжений сжатия, о т л ич а ю шийся.тем, что, с целью упрощения технологии и снижения трудоемкости, перед заваркой паза на кромке вырезают прорезь, а напряжения сжатия создают путем заварки прорези и предварительным разведением ее стенок в направлении, параллельном кромке.
41736
30 их ремонта. Составитель В. Князев
Редактор И. Касарда Техред А.Бабинец
Корректор Л, Бокшан
Ь
Заказ 7092/35 Тираж 501 Подписное
ВНИИПЙ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035 Москва, Ж-35,, Раушская наб., д. 4 5
Филиал ППП "Патент", r . У ж г оoрpоoд, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при ремонте рабочих колес гидромашин.
Известен способ устранения трещин на кромке лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины, включающий механическую выборку поврежденного металла с образованием сквозно. го паза и последующую его завар« . ку (1)
Недостатком этого способа является то, что на кромке лопасти после остывания наплавленного металла имеются высокие остаточные растягивающие напряжения, которые приводят к возниконвению в местах заварки повторных трещин. Это снижают надежность работы лопастей.
Известен также способ устранения трещин на кромке лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины, включающий выборку поврежденного металла с образованием сквозного паза, его заварку и последующее создание на кромке напряжений сжатия (2)
Недостатком такого способа является невозможность разводки краев выборки для создания напряжений сжатия в случае возникновения трещин непосредственно на границе между лопастью и ободом вследствие того, что в этом месте не удается расположить обычные приспособления для разводки краев - клин или домкрат и требуется Разработка специальных 3 приспособлений.
Цель изобретения - упрощение технологии и снижение трудоемкости.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу устранения трещин на кромке лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины,. включающему выборку поврежден-. ного металла с образованием сквозного паза, его заварку и последующее создание на кромке напряжений сжатия, перед заваркой,паза на кромке вырезают прорезь, а напряжения сжатия ,создают путем заварки прорези и предварительным разведением ее стенок в направлении, параллельном кромке.
На чертеже изображена лопасть рабочего колеса.
Способ устранения трещин на кромке лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины включает выборку поврежденного металла с образованием сквозного паза 1, его заварку и последующее создание на кромке 2 напряжений сжатия. Перед заваркой паза 1 на кромке 2 выполняют. прорезь 3, а напряжения сжатия создают путем заварки прорези 3 с предварительным разведением ее, стенок 4 и 5 в направлении, параллельном кромке 2..
Способ устранения трещин на кромке лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины осуществляют следующим образом.
Производят выборку поврежденного металла с образованием сквозного паза 1. После этсго на кромке выполняют прорезь 3, заваривают сквозной паэ 1, разводят, например при помощи клина или домкрата, в противоположных направлениях вдоль кромки 2, стенки
4 и 5 прорези 3, создавая тем самым напряжения сжатия, а.затем заваривают прорезь 3.
При работе гидромашины лопасть рабочего колеса подвергается воздействию потока воды, в результате чего в ней возникают вибрационные, изгибные и растягивающие напряжения, что способствует возможности возникновения процесса трещинообразования .
Однако предварительные напряжения сжатия, созданные на выходной кромке, препятствуют возникновению и развитию трещин, в том числе и повторных в месте ремонта.
Таким образом,применение предлагаемого способа приводит к повышению надежности работы лопасти в после" ремонтный период, способствует упрощению технологии и снижению трудоемкости