Шаровой кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
„„SU„„l 041783.СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3(50 е 16 К S/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН 1Я::.."" 4 к ABToPGHQMY свидетельству :., .:,: „ i ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2889092/25-08 (22) 05. 0 Я. 80 (46) 15.09.83 ° Бюл. И 34 (72) Б.Ф.Брагин и Ю.Б.Коротких (7.1) Ворошиловградский машиностроительный институт. (53) 621.646(088.8) (56) 1. Жунев П.А. и др. Краны для трубопроводов. И., "Машиностроение"., 1 967, с, 33, рис. 33. (54)(57) 1. ШАРОВОИ КРАН со сферической пробкой, взаимодействующей с сед-. лами, установленными в корпусе, о т- л и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и повышения надежности, седла состоят из кольцевого постоянного магнита и прикрепленных к нему с двух сторон магнитопроводов, пробка установлена в корпусе с зазором, а полость, образованная поверхностями постоянного магнита и магнитопроводов, выполнена сужающейся в сторону пробки, причем эта полость и зазор между седлами и пробкой заполнены магнитной жидкостью.
2. Кран по и. 1, отличающийся тем, что на постоянный магнит намотана катушка соленоида.
3. Кран по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что поверхность пробки, взаимодействующая с седлами, вы- Я полнена рифленой, 1О41Г83
Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к кранам с поворотными сферическими пробками, и может быть использовано в качестве запорной, регулирующей или раздели- S тельной арматуры на чистых жидких или газообразных средах, а также на многокомпонентных средах, например гидро- йли пневмосмесях., Известен шаровой кран со сфери- 10 ческой пробкой, взаимодействующей с седлами, установленными в корпу-. се Г13.
Однако в известных кранах механическая обработка сферической пробки 15 весьма трудоемка и требует применения специального оборудования, позволяю.щего обрабатывать сферические поверхности, Кроме того, контакт между пробкой и седлами происходит по не- 20 большой площади. Поэтому при износе уплотнительной поверхности седел нарушается герметичность крана, что снижает его надежность. Возможен задир .уплотнительных поверхностей и зак- 2S линивание пробки.
Цель изобретения - снижение трудоемкости изготовления крана и повышение его надежности.
Поставленная цель достигается тем, 30 что седла состоят иэ кольцевого постоянного магнита и прикрепленных к нему с двух сторон магнитопроводов, пробка установлена в корпусе с зазором, а полость, образованная поверхностями постоянного магнита и магнитопроводов, выполнена сужающейся в сторону пробки, причем эта полость и зазор между седлами и пробкой заполнены магнитной жидкосТью.
Кроме того, на постоянный магнит намотана катушка соленоида. Поверхность пробки, взаимодействующая с седлами, выполнена рифленой.
На чертеже изображен предлагаемый шаровой кран, разрез.
В корпусе 1 шарового крана уста- ., новлены сферическая ферромагнитная поворотная пробка 2 с зазором q u седла, состоящие иэ кольцевого постоянного магнита 3 с.:намотанной на нем катушкой соленоида 4 и прикрепленных к нему с двух сторон магнитопроводов 5. Полость Ь, образованная поверхностями постоянного магнита 3 и магнитопроводов 5, выполнена сужающейся в сторону пробки, причем полость Ь и зазор между седлами и пробкой заполнены магнитной жидкостью, Шаровой кран работает следующим образом.
Под действием магнитного поля, образованного в замкнутой магнитной системе, состоящей из магнитопроводов
5, кольцевого постоянного магнита 3 и ферромагнитной шаровой пробки 2, в зазоре между. пробкой и седлами формируется уплотнение из магнитной жидкости. При этом в полости Ъ . градиент напряженности магнитного поля направлен в сторону пробки 2. Это позволяет пополнять магнитную жидкость в зоне уплотнения при ее потере в процессе работы крана под дейст1 вием сил магнитного выталкивания в зону большей напряженности. С помощью катушки соленоида 4, подключаемой к источнику регулируемого постоянного тока, производится регулирование магнитного поля в зоне уплотнения, что позволяет регулировать силу удержания магнитной жидкости в этой зоне.
Выполнение поверхности ферромагнитной пробки 2, входящей в контакт с седлами, рифленой позволяет повы.сить градиент напряженности магнитного поля, а следовательйо, и надеж " ность удержания магнитной- жидкости.
Технико-экономическая эффективность заключается в снижении трудоем.кости изготовления за .счет исключения механической обработки сферической поверхности пробки, требующей специального оборудования; и возмож-. ности изготовления пробки, например литьем, а также повышении надежности работы крана за счет исключения возможности задира уплотйительнмх. поверхностей и заклинивания пробки в седлах, так как между пробкой и седлами имеется зазор, заполненный магнитной жидкостью.
Щ41-783
Составитель -А. Бирюкова
Редактор С. Лисина Техред,В,Далекорей Корректор 6. Макаренко
Ю ВФ
Заказ 7098/37 Тйраж 925. - Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, N-35, Раувская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектнан, 4