Способ контроля ресурса турбобура
Иллюстрации
Показать всеРеферат
союз советсних социАлистичесних
РЕСПУБЛИН.I
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:. :
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТНЕННЦЙ НОМИТЕТ СССР по делАм изоБРетений и отнРытий (21 ) 3392047/18-24 (22) 10.12.81 (46) 15.09.83. Бюл. 34 (72) Ю.П. Плодухин, Н.Л. Щавелев, В.Л. Богданов, А.Н. Орликовский и В.Я. Бам (» ) Производственное объединение
"Сургутнефтегаз" (53) 681.178 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
N 781328, кп. Е 21 В 45/00, 1974.
2. Турбобур шпинделвный ЗТСШ1.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации М., с. 5, 9 (прототип).
„„SU„„1042049 А зяб) G 07 С 3/14// " 21 В 45/рр (54)(57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕСУРСА
ТУРБОБУРА, заключающийся в определении рабочего подъема ротора турбобуранадстатором, отличающий с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, определяют рас-. стояние от торца корпуса в верхней секции турбобура до и после соедине" ния турбобура со шпиндельной секцией, периодически опередляют разность между ними, которую сравнивают с ее допустимым значением.
Изобретение относится к буровой технике, а именно к способам определе. ния пригодности турбобуров и шпиндельных секций к дальнейшей эксплуатации и может быть использовано на буровых эксплуатационного и разведочного бурения.
Известен способ управления работой турбобура, заключающийся в том, что определяют максимальную нагрузку турбобура по скачку сигнала датчика крутящего момента на приводе поворо--та роторного стола (1 1.
Недостатком этого способа является невозможность определения рабочего подъема ротора турбобура над статором.
Наиболее близким к изобретению является способ определения рабочего подъема ротора турбобура над статором 20 по осевому люфту вала ротора, заключающийся в том, что сочленяют между собой необходимое количество турбинных секций турбобура и шпиндельную секцию и по разности расстояний от торца ниппеля до нижнего торца переводника вала определяют осевой люфт вала $2 ) .
Недостатком известного способа является невозможность определения момента соприкосновения ротора турбобура со статором, что приводит к просадке валов при неотработанных шпиндельных секциях, ведущих к.отказу турб. Кроме того, таким образом невозможно контролировать износ осевых опор шпиндельных секций, что приводит к необоснованной их отбраковке.
Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации турбобуров и шпинделью ных секций.
Цель достигается тем, что согласно способу контрля ресурса турбобура, заключающемуся в определении рабочего подъема ротора турбобура над статором, определяют расстояние от торца полумуфты вала до торца корпуса в верхней секции турбобура до и после соединения турбобура со шпиндельной секцией, периодически определяют разность между ними, ко торую сравнивают с ее допустимым значением.
На чертеже дана схема, реализующая способ, Способ осуществляют следующим 55 образом.
Сочленяют необходимое количество турбинных секций 1 и устанавливают
49 2 их на элеваторе 2 в вертикальном положении. Производят замер расстояния от торца полумуфты вала до торца корпуса в верхней секции, Кс - расстояние соприкосновения ротора турбинной секции со статором.,Затем присоединяют шпиндельную секцию 3 и вновь измеряют то же расстояние, К„„ - крайнее, верхнее положение вала ротора турбобура при сочленении с данной шпиндельной секцией.
В процессе работы расстояние Кс остается постоянным, а Кш изменяется увеличивается по мере износа осевых опор шпиндельной секции. Раэни ца между расстояними К = К вЂ” Кш дает рабочий подъем вала ротора тур бобура, т.е. определяет фактическое расстояние между роторной и статорной системами в процессе бурения.
Сочленение турбобура с новой шпин дельной секцией или вышедшей из ремонта должно дать подъем вала
К до 10 + 1 мм. После очередного долбления на устье производят контрольный замер расстояния К и опреде ляют рабочий подъем вала Кр. Шпиндельная секция считается годной к работе при обеспечении подъема вала турбобура до Кр = Кс - К,д больше
2 мм, т.е. необходимо производить замену шпиндельной секции при расстоянии от роторной системы до статорной, равными 2 мм и менее. (Пример 1 . Три собранные турбинные секции нового турбобура типа ЗТ СШ -195ТЛ устанавливают на элеваторе и замеряют расстояние К . от торца полумуфты вала до торца корпуса верхней секции при помощи глубиномера или двух мерных линеек
4 (чертеж ), это расстояние равно
472,0 мм. Затеи к турбинным секциям присоединяют шпиндельную и таким же образом определяют расстояние К, которое равно 461,0 мм. Рабочий подъем ротора над статором 11,0 мм.
По известной технологии рабочий, подъем ротора над статором не определяется, а люфт вала составляет
1,8 мм.
Пример 2 . Турбобур по примеру 1 отработал 40 ч. Р,всстояние
К> 465,8 мм, т .е. рабочий подъем ротора над статором К р 6,2 мм (пример 1). Турбобур может продолжать работу. По известному способу люфт вала турбобура составляет 6 мм и шпинФ з 1042049 4 дельная секция турбобура подлежит качество и пригодность турбобуров замене. к дальнейшей эксплуатации. Благодаря
Пример 3 . Турбобур по приме- этому, ресурс работы турбобуров и ру 1 отработал без замены шпиндельной шпиндельных секций увеличивается секции 68 ч. Расстояние К,д 470,0 мм, > с 40-60 до 68-150 ч для шпиндельной т.е. рабочий подъем равен 2,0 мм секции и со 120 -180 до 580 -600, ч для
Шпиндельная секция турбобура подлежит турбобуров. замене. Внедрение предлагаемого способа в
П р и щ е р 4 . Турбобур по примеру . производстве обеспечивает сохранение
1 после замены шпиндельной секции 1O турбинных секций, увеличение ресурнаходился в работе до 600 ч с перио- са работы шпиндельных и турбинных дической заменой шпиндельных секций . секций, позволяет в условиях буровой.
Результаты работы этого и других проверять качество сборки и отработтурбобуров приведены в таблице. ку турбобура, а также исключить возКак видно из приведенных данных, вожность спуска в скважину некачественвнедрение предлагаемого способа поз - но собранного или отработанного турволяат более надежно контролировать - бобура.
Количество часов работа
Тип турбобура . Примечание асстояние с Ка
Кр.ЗТСВ-195 ТЛ (по примерам .1 -3) 472,0 461,0
472,0 465,8
0 .
11,0
6,2
472,0 470,0
2,0 Замена шпиндель ной секции
472,0 462,0
472.0 468,2
68
120
10,0
3,8
120
1,5 То же
9,5
472,0 470,5
472,0 462,5
140
472,0 469,6
2,4
220
230
472,0
1."72 0
472,0
470,6
1,4
10 5
0 7
461, 5
471 3
360
360
472,0 463,0
472,0 470,8
9,0
460
1,2
472,0 461,0
472,0 470,1
560, 11,0
1в9
600
Выход из строя турбобура абразивный
HSHOC
1042049
Количество часов работы
1,6 10,0
220
350, 9,0
350
450
450
580
10,0 н
2,0
400
400
500
500
590 ип турбобура
3 ТСШ-195 ТЛ
Расстояние!
568, О 557, О
568,0 566,4
568,0 558,0
568,0 566,6
568,0 557,0
568,0 566,9
568,0 559 О
568,0 566,0
568,0 558,5
483,0 47,0
483,0 481 9
483,0 471,9
483,0
483,0 473,0
483,0 481,0
Продолжение таблицы
Примечание
Замена шпиндельной секции
Замена шпиндельной секции
Замена шпиндельной секции
2,0 То же
Выход из строя турбобура абразивный износ
Замена шпиндельной секции
09 Тоже
Выход из строя абразивный износ
1042049
Составитель Н. Баганова
РедаткоР М. Дылын ТехРед B. 1алекорей Корректор tl. Бокшан
Заказ 7131/51 Тираж 573 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПРП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4