Противоизносная и противозадирная присадка к смазочным маслам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Применение триаллилфосфита общей формулы Р

СОН)3 СО9ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПЯЬЛИК ()9) (П) 3(59 С 10 М 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3397883/23-04 (22) 31.12.81 (46) 23.09.83. Вюл. 9 35 (72) Л.A.Àøêèíàçm, П.М.Завлин, Э.P.Ðîäíÿíñêàÿ, 3.В..Вережанский, К.П.Залогина, A.Ñ.Êóðàêèí и A.Â.Ïî-, рай-Кошиц (71) Северо-Западный заочный политехнический институт, Ленинградский институт киноинженеров и

Ленинградский опытный нефтемаслозавод им. С. Шаумяна (53) 621.892.8(088.8) (56) 1. Виноградова .И.Э. Противоиэносные .присадки к маслам. М., "Химия", 1972, с. 121-122.

2. Авторское свидетельство СССР

В 364919r кл. G ОЗ.С 5/54, 1973 (54) ПРОТИВОИЗНОСНАЯ И ПРОТИВОЗАДИРНАЯ ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ (57) Применение триаллилфосфита общей формулы Р(0-СН -СН=СН ) в качестве противоизносной и противозадирной присадки к смазочным маслам.

1043162

Критическая нагрузка Р„, кгс

Нагрузка сваривания Рс кгс

Показатель износа, 2

Индекс задира, lip

И сследуеьый образец

0,77

Масло М-11

35,30

200

200

34,45

0,87

Изобретение относится к присадкам, улучшающим противоиз носные и противозадирные свойства смазочных масел..

Одним из основных эксплуатационных свойств, характеризующих смазочные. масла, является их смазывающая способность. Масла должны обладать высокой смазывающей способностью и высокой поверхностной активностью, чтобы создавать прочную пленку на поверхности трущихся деталей, спо-. собную предотвращать или уменьшать; износ при рабочих нагрузках и скоростях. ,Для достижения трения и защиты поверхностей от износа при высоких удельных нагрузках и высоких местных температурах на трущихся поверХностях следует создавать прочные граничные пленки путем применения различных химически-активных соедине" ний — присадок.

Противоиэносные и противоэадирные присадки предотвращают интенсивный износ трущихся поверхностей при нормальных. режимах трения без эаедания и предотвращают заедание при сверхвысоких нагрузках.

К противоизносным и противозадирным присадкам относятся диалкилдитиофосфаты металлов (цинка, бария . и др.), эфиры кислот фосфора, в частности трикрезил, трибутилфосфат, диалкилфосфат (11 .

Однако трибутилфосфат и трикрезилфосфат обладают низкими противоизносными и противозадирными свойствами и в качестве противоизносных и противозадирных присадок примене ния не нашли °

К недостаткам диалкилдитиофосфата цинка относится высокая коррозионная активность при высоких температурах и больших нагрузках.

Целью изобретения является улучшение противоизносных и противозадирных свойств масел.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве противоизносной и противозадирной присадки, к смазочным маслам применяют триаллилфосфит общей формулы P(O-CH,g-СН=СНд)3 .

Масло М-11+2% трибутилфосфита

Известно применение триаллилфосфита в.позитивных .фотоматериалах (2) .

Введение 2t-ного триаллилфосфита в минеральное базовое масло М-11 улучшает его противоизносные свойства. Результаты испытаний на четырехшариковой машине трения по

ГОСТ 9490-75 приведены в табл. 1.

Как следует из приведенных данных

10 введение триаллилфосфита значитель1 но увеличивает индекс задира и на- грузку сваривания, что особенно важно при эксплуатации высоконагруженных механизмов.

15 Предлагаемая присадка — триаллилфосфит — превосходит штатную присадку ДФ-11 не только по.индексу задира примерно в 1,28 раза и крити.ческой нагрузке, .но и на б4 кг по нагрузке сваривания.

Кроме того, цинксодержащие присадки титта диалкилдитиофосфатов цинка усиливают при 800ОС ваиадиевую коррозию. Эти присадки при эксплуатации двигателя снижают износ, но при наличии ванадия в топливе за счет образования соединений цинка с ванадием при высоких температурах увеличивают ванадиевую коррозию выпускных клапанов.

Триаллилфосфит не содержит в своем составе цинк, а следовательно полностью исключается возможность усиления ванадиевой коррозии.

В табл. 2 приводятся данные о

З5,противоиэиосных свойствах триаллилфосфита, полученные на проволочной машине трения при нагрузке в 1000 г за 30 мин испытания.

Как видно из приведенных данных

40 триаллилфосфит значительно снижает трение и износ по сравнению с чистым маслом М-11 и присадкой ДФ-11.

Введение триаллилфосфита в масло улучшает его противоизносные и про45 тивозадирные свойства, уменьшает коэффициент трения, что ведет к уменьшению износа трущихся деталей ДВС.

Экономический эффект может быть достигнут за счет увеличения срока ц) службы деталей трения ДВС а Увеличе». ния Мощности ДВС за счет снижения потерь иа трение в двигателе.

Т а б л. и ц а 1

С»

1043162

Продолжение табл. 1

Исследуемый образец

Масло М=11+2% трикреэилфосфата

0,83

36,81

200

33,50

0,65

251

Масло М-11+2% триаллилфосфита

42,75 " 0,84

315

Т аблиц а 2

Температура, С Износ, мк

Коэффициент трения

Композиция глубина ширина

2,08

Масло М-11

0,1342

Масло М-11+ 3% триаллилфосфита

0,0847 100

140

1,40

0,1149

173

100

1, 52

Составитель Г. Цуканова

Редактор.Г. Волкова Техред,A.Áàáéíåö Корректор A. Ильин

Заказ 7262/27 Тираж 503 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений g открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

«Ю Ю

Филиал ППП ".Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Масло М-11+2% цинковые соли дналкилдитиофосфата (ДФ-11) Масдо М-11+3% ДФ-11 цинковые соли диалкилдитиофосфата

Индекс задира.

U33

Показатель износа, )3>., мм

Критическая нагрузка Р,, кгс

Нагруэ к а свариваt кгс