Противоизносная и противозадирная присадка к смазочным маслам
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Применение триаллилфосфита общей формулы Р
СОН)3 СО9ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПЯЬЛИК ()9) (П) 3(59 С 10 М 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3397883/23-04 (22) 31.12.81 (46) 23.09.83. Вюл. 9 35 (72) Л.A.Àøêèíàçm, П.М.Завлин, Э.P.Ðîäíÿíñêàÿ, 3.В..Вережанский, К.П.Залогина, A.Ñ.Êóðàêèí и A.Â.Ïî-, рай-Кошиц (71) Северо-Западный заочный политехнический институт, Ленинградский институт киноинженеров и
Ленинградский опытный нефтемаслозавод им. С. Шаумяна (53) 621.892.8(088.8) (56) 1. Виноградова .И.Э. Противоиэносные .присадки к маслам. М., "Химия", 1972, с. 121-122.
2. Авторское свидетельство СССР
В 364919r кл. G ОЗ.С 5/54, 1973 (54) ПРОТИВОИЗНОСНАЯ И ПРОТИВОЗАДИРНАЯ ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ (57) Применение триаллилфосфита общей формулы Р(0-СН -СН=СН ) в качестве противоизносной и противозадирной присадки к смазочным маслам.
1043162
Критическая нагрузка Р„, кгс
Нагрузка сваривания Рс кгс
Показатель износа, 2
Индекс задира, lip
И сследуеьый образец
0,77
Масло М-11
35,30
200
200
34,45
0,87
Изобретение относится к присадкам, улучшающим противоиз носные и противозадирные свойства смазочных масел..
Одним из основных эксплуатационных свойств, характеризующих смазочные. масла, является их смазывающая способность. Масла должны обладать высокой смазывающей способностью и высокой поверхностной активностью, чтобы создавать прочную пленку на поверхности трущихся деталей, спо-. собную предотвращать или уменьшать; износ при рабочих нагрузках и скоростях. ,Для достижения трения и защиты поверхностей от износа при высоких удельных нагрузках и высоких местных температурах на трущихся поверХностях следует создавать прочные граничные пленки путем применения различных химически-активных соедине" ний — присадок.
Противоиэносные и противоэадирные присадки предотвращают интенсивный износ трущихся поверхностей при нормальных. режимах трения без эаедания и предотвращают заедание при сверхвысоких нагрузках.
К противоизносным и противозадирным присадкам относятся диалкилдитиофосфаты металлов (цинка, бария . и др.), эфиры кислот фосфора, в частности трикрезил, трибутилфосфат, диалкилфосфат (11 .
Однако трибутилфосфат и трикрезилфосфат обладают низкими противоизносными и противозадирными свойствами и в качестве противоизносных и противозадирных присадок примене ния не нашли °
К недостаткам диалкилдитиофосфата цинка относится высокая коррозионная активность при высоких температурах и больших нагрузках.
Целью изобретения является улучшение противоизносных и противозадирных свойств масел.
Поставленная цель достигается тем, что в качестве противоизносной и противозадирной присадки, к смазочным маслам применяют триаллилфосфит общей формулы P(O-CH,g-СН=СНд)3 .
Масло М-11+2% трибутилфосфита
Известно применение триаллилфосфита в.позитивных .фотоматериалах (2) .
Введение 2t-ного триаллилфосфита в минеральное базовое масло М-11 улучшает его противоизносные свойства. Результаты испытаний на четырехшариковой машине трения по
ГОСТ 9490-75 приведены в табл. 1.
Как следует из приведенных данных
10 введение триаллилфосфита значитель1 но увеличивает индекс задира и на- грузку сваривания, что особенно важно при эксплуатации высоконагруженных механизмов.
15 Предлагаемая присадка — триаллилфосфит — превосходит штатную присадку ДФ-11 не только по.индексу задира примерно в 1,28 раза и крити.ческой нагрузке, .но и на б4 кг по нагрузке сваривания.
Кроме того, цинксодержащие присадки титта диалкилдитиофосфатов цинка усиливают при 800ОС ваиадиевую коррозию. Эти присадки при эксплуатации двигателя снижают износ, но при наличии ванадия в топливе за счет образования соединений цинка с ванадием при высоких температурах увеличивают ванадиевую коррозию выпускных клапанов.
Триаллилфосфит не содержит в своем составе цинк, а следовательно полностью исключается возможность усиления ванадиевой коррозии.
В табл. 2 приводятся данные о
З5,противоиэиосных свойствах триаллилфосфита, полученные на проволочной машине трения при нагрузке в 1000 г за 30 мин испытания.
Как видно из приведенных данных
40 триаллилфосфит значительно снижает трение и износ по сравнению с чистым маслом М-11 и присадкой ДФ-11.
Введение триаллилфосфита в масло улучшает его противоизносные и про45 тивозадирные свойства, уменьшает коэффициент трения, что ведет к уменьшению износа трущихся деталей ДВС.
Экономический эффект может быть достигнут за счет увеличения срока ц) службы деталей трения ДВС а Увеличе». ния Мощности ДВС за счет снижения потерь иа трение в двигателе.
Т а б л. и ц а 1
С»
1043162
Продолжение табл. 1
Исследуемый образец
Масло М=11+2% трикреэилфосфата
0,83
36,81
200
33,50
0,65
251
Масло М-11+2% триаллилфосфита
42,75 " 0,84
315
Т аблиц а 2
Температура, С Износ, мк
Коэффициент трения
Композиция глубина ширина
2,08
Масло М-11
0,1342
Масло М-11+ 3% триаллилфосфита
0,0847 100
140
1,40
0,1149
173
100
1, 52
Составитель Г. Цуканова
Редактор.Г. Волкова Техред,A.Áàáéíåö Корректор A. Ильин
Заказ 7262/27 Тираж 503 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений g открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
«Ю Ю
Филиал ППП ".Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Масло М-11+2% цинковые соли дналкилдитиофосфата (ДФ-11) Масдо М-11+3% ДФ-11 цинковые соли диалкилдитиофосфата
Индекс задира.
U33
Показатель износа, )3>., мм
Критическая нагрузка Р,, кгс
Нагруэ к а свариваt кгс