Тренажер радиотелеграфиста

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (9) SU (11) G 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3420619/18-24 (22) 07.04.82 (46) 23,09.83 Бюл. N 35 (72) В.И.Малеваный и А.И.Соколов (53) 681.3,071(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

1 291319, кл. Н 04 В 15/02,. 1967.

2. Авторское свидетельство СССР

N 287425, кл. G 09 В 7/00, 1969.

3..Авторское свидетельство СССР

N 612276, кл. G 09 В 7/00, 1975 (прототип), * (54)(57) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, -.:. содержащий последовательно включенные формирователь случайной последо"вательности. кодов, блок задания про" граммы обучения и шифратор, последо-,, вательно соединенные формирователь кодов и блок предъявления учебной информации и последовательно включенные пульт оператора и первый блок сравнения, о т л,и ч а ю шийся . тем, что, с целью расширения дидакти-:.. ческих возможностей тренажера, в него- введены второй блок сравнения, два тактовых генератора и последовательно соединенные первый блок памяти, блок, элемейтов ИЛИ, коммутатор и второй блок памяти, второй вход которого соединен с вторым выходом пульта опе» : ратора, первый выход - с вторым вхо -,=- . дом первого блока сравнения, третий вход — с выходом первого тактового генератора, а второй выход - с третьим входом первого блока сравнения и первым входом первого тактового генератора, второй вход которого подключен к выходу первого. блока сравнения, второй вход коммутатора соединен с выходом шифратора, третий вход с выходом первого блока сравнения, второй выход г с входом формирователи кодов, а третий выход - с первыми входами первого блока памяти и второго тактового генератора, выход которого подключен к четвертому входу первого блока сравнения, входу формирователя случаинои последовательности м

% кодов и второму входу первого блока памяти, второй вход - к выходу второ- у

ro блока сравнения, а третий вход " к выходу первого блока сравнения, соединенному с третьим входом первого блока памяти, четвертый вход и второй выход, которого подключены соответственно к выходу и первому входу второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом. первого блока сравнения, а выход - с пятым входом первого блока сравнения, выход которого подключен к второму вхо-. ду блока элементов ИЛИ.

1 10" 372 . ° Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при оснащении специализированных кабинетов для подготовки и професСионального отбора радиотелеграфистов.

Известен тренажер, предназначенный для .обучения навыкам работы и контроля достоверности радиосигналов, от- 10 рабатываемых радиотелеграфистом, и содержащий блок памяти, вход которого связан со световым табло "Задание", а выход " с блоком сравнения, другой вход которого соединен с блоком.кла- t5 виатуры, выход. блока сравнения подсоединен к блоку учета результатов работы, связанного, в свою очередь, . с датчиком звуковых сигналов кода .Морзе P)

Известен также тренажер, преднаэначейный для обучения навыкам работы на клавишных приборах и содержащий блок считывания, соединенный с одной из групп входов блока коммутации и 25 схемой занесения, к которой подключена первая схема запрета и регистр памяти, связанный с другой группой входов блока коммутации, счетчиков импульсов и собирательной схемой, вы- g0 ход которого подключен к триггвру управления, соедийенному с блоком коммутации и второй схемой запрета, выход которой соединен с лентопротяжным механизмом и счетчиком импульсов, свя 35 ванным со схемой сравнения, которая подключена к первой схеме запрета, блоку коммутации и табло индикации t2j.

Недостатками укаваныых тренажеров являются их ограниченность в возмож- 40 ности обучения, так как в их основу . заложен принцип проб и. ошибок, кроме того, они обладают сравнительно низкой автоматизацией и отличаются низкой эффективностью при обуЧении. 45

Наиболее близким к изобретению является тренажер, содержащий после" довательно соединенные датчик случай ных чисел, блок программ и информатор, последовательно соединенные датчик кода и головные телефоны, а также блок сравнения, один выход которого подключен к входу блока регулировки скорости и, объединенные по входу, фиксатор ошибок, счетчик ошибок и блок ответов, формирователь корреляци-, онных знаков и последовательно соединенные микрофон, выпрямитель и переключатель прием - передача (3) 2 1

Однако такой тренажер отличается. низкой эффективностью процесса обучения иэ-эа отсутствия корректировки программы предъявляемых сигналов кода Морзе в зависимости от качества работы (приема ) радиотелеграфиста.

Цель-изобретения - расширение дидактических воэможностей тренажера.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер, содержащий последовательно включенные формирователь случайной последовательности кодов, блок эадайия программы обучения и шифратор, последовательно соединенные формирователь кодов и блок предъявления учебной информации и последовательно включенные пульт оператора и первый блок сравнения, введены второй блок сравнения, два тактовых генератора и последовательно соединенные первый блок памяти, блок элементов ИЛИ, коммутатор и второй блок памяти, второй вход которого. соединен с вторым выходом пульта оператора, первый выход - с вторым входом первого блока сравнения, третий вход - с выходом первого тактового генератора, а второй выход - с третьим входом первого блока сравнения и первым входом первого тактового генератора, второй вход которого подключен к выходу первого блока сравнения, второй вход коммутатора соединен с выходом шифратора, третий вход - с выходом первого блока сравнения,. второй выходс входом формирователя кодов, а третий выход - с первыми входами перcoro блока памяти и второго тактового генератора, выход которого подключен к четвертому входу первого блока сравнения, входу формирователя случайной последовательности кодов и второму входу первого блока памяти, второй вход - к выходу второго блока сравнения, а третий вход - к выходу первого блока сравнения, соединенному с третьим входом первого блока памяти, четвертый вход и второй выход которого подключены соответственно к выходу и к первому входу второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого блока сравнения, а выход - с пятым входом первого блока. сравнения, выход которого подключен к второму входу блока элементов ИЛИ.

На чертеже изображена функциональная схема. предлагаемого тренажера.

22 данном режиме до тер пор, пока накопитель 16 ошибочных знаков не заполнится, При заполнении накопитель 16 ошибочных знаков вырабатывает сигнал, который переключит коммутатор 4 и выход шифратора 3 соединит с блоком 17.

Сигнал кода Морзе в этом случае записывается в блок 17. Одновременно последний импульс сигнала кода Морзе запускает тактовый генератор 18, который считывает (но не стирает) ин формацию (эаписи) с блока 17 и накопителя 15 правильных ответов, которые анализируются блоком 19 сравнения.

Если знаки совпали (это значит, что обучаемый раньше на него ответил правильно), то останаливается тактовый генератор 18, стирается информация с блока 17 и считывается первый по очереди знак с накопителя 16 ошибочных ответов.

Знак (сигнал кода Морзе), на который радиотелеграфист сделал ошцбку через блок 20, коммутатор 4 будет прдъявлен обучаемому и записан в блок 7 по рассмотренной ранее цепи, Если все,знаки, на которые радиотелеграфист ответил правильно при сравнении не совпали со знаком 17, то накопитель 15 правильных ответов при считывании последнего по очереди знака останавливает тактовый генератор

18 и считывает (одновременно стирает) знак с блока 17 через блок 20, коммутатор 4 радиотелеграфисту, В период времени, пока работает тактовый генератор 18 формирователь 1 не работает (заперт). Данный режим работы тренажера происходит до тех пор, пока на- . копитель 16 ошибочных ответов не считает последний знак, которым переключит выход шифратора 3 в начальное положение, т.е. непосредственно на вход формирователя 5 и блока 7.

Предлагаемый тренажер позволяет корректировать программу обучения в, зависимости от качества работы рединтелеграфистаа. Знаки (сигналы кода

Морзе), на которь1е он допуская ошибки, ему будут предъявляться чаще за счет изъятия с программы обучения знаков„ на которые от ответил пра- вильно, .и вместо них предъявлять знаки-ошибки.Это позволит повысить эффекI тивность обучения и значительно сократить время профессиональной подготовки, Опыт подготовки радиотелеграфистов экспериментальной группы показал, что время подготовки на первых этапах обучения может быть сокращенодо 50.ь.

3 10437

Тренажер радиотелеграфиста содер-, жит формирователь 1 случайной после- довательности кодов, блок 2 задания программы обучения, шифратор 3, ком- мутатор 4, формирователь 5 кодов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 памяти, блок 8 ввода от- вета, формирователь 9 команд, узел

10 сравнения, элемент ИЛИ 11, тактовый генератор 12, элемент И 13., эле - 10 мент И 14, накопитель 15 правильных ответов, накопитель 16ошибочных ответов,,блок 17 памяти, тактовый генератор,:

18,блок 19 сравнения, элемент ИЛИ 20, Тренажер радиотелеграфиста рабо- 15 тает следующим образом.

При включении тренажера формиро" ватель 1 вырабатывает случайным образом целое иисло в пределах от 1 до

43, являющееся номером программы для zo блока 2 задания и программы обучения.

Выходные сигналы блока 2, являющиеся кодовым обозначением букв или цифр, поступают на шифратор 3, где преоб-. разуются в сигналы кода Морзе, и Z5 через коммутатор 4 поступают на формирователь 5 ..и на блок 7.

Радиотелеграфист по ритмичному рисунку (мелодии) предъявляемого сигнала через головные телефоны блока 6 30 ,определяет букву цифру) и посредст" вом блока 8 фиксирует ее прием. Одно-. временно с фиксацией принятого знака блок 8 вырабатывает сигнал на считывание эталонного знака с блока 7 в узел 10 сравнения, а формирователь g вырабатывает соответствующую структуру электрических импульсов, которые сравниваются с эталонными сигналами в узле 10. Знак при этом с блока 7 счи". тывается. но не стирается.

Результат сравнения поступает через элемент ИЛИ 11 на тактовый гене ратор 12 и на элементы И 13(14) в зависимости от правильности ответа ра". диотелеграфиста. Сигнал с узла 10

45 сравнения запускает тактовый генера- . тор 12, который считывает знак с блока 7 в элементы И 13 и 14 и посйедним импульсои останавливает тактовый ге- . нератор 12 (знак в блоке 7 при этом стирается1. Если ответ был правильный, то на элемент И 14 с узла 10 поступит разрешающий сигнал и знак с блока 7 запишется в накопитель 15 пра" . вильных ответов. Если ответ был ошию бочным, то знак с блока 7 запишется в накопитель 16 ошибочных ответов.

Работа тренажера будет проводиться в

)043722

ВНИИПИ Заказ 7344/55 Тираж 488 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4