Пазовый клин электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПАЗОВЫЙ КЛИН ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий, выполненный из пластически Д(ефор 1ируёМого материала стержень, герметично закрытый по торцам, внутренняя полость которого содержит заполнитель, о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и сокращения трудоеквкости изготовления, заполнитель выполнен из гидридообразующего материала. . .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,,5Н Н 02 К 3/48

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДГГЯ ТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.(21). 3444433/24"07 (22) 25.05.82 . (46) 23.09,83. Бюл. В 35 (72) О.М.Мишин (71) Институт электродинамики

AH Украинской ССР (53) 621.3..045.8(088.8) (46) 1. Фомин Б.П. и др, Турбогенераторы, т. 1 . Л., "Энергия"., 1981,. с. 178-185 ° .

2. Патент ФРГ В 2411933, кл..Н 02 K 3/48, 1978. „„Su„,, 1043791 (54)(57) ПАЗОВЫЙ КЛИН ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ, содержащий. выполненный из пластически дрФормируемого материала стержень, герметично закрытый по торцам, внутренняя полость которого содержит заполнитель, о т л и ч аю щ н и с я тем, что, с целью повышения надежности и сокращения трудоемкости изготовления., заполнитель выполнен из гидридообразующего материала.

1043791

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству и ремонту электрических машин, и может быть использовано, в частности, при изготовлении и ремонте турбогенераторов. 5

Известен пазовый клин электрической машины, выполненный в виде сплошного стержня по форме посадочного места в сопрягаемой детали (1 ).

Однако такой клин запрессовывают )g с применением ручного труда, а при эксплуатации машины вибрации и циклические деформации приводят к снижению давления клина на стенки паза и к выпадению его.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является пазовый клин, выполненный из пластически деформируемого материала в виде полого стержня, закрытого по торцам. Внутреняя полость стержня заполнена отвердителем, создающим давление на стенки клина и его деформацию.

Клин после помещения в паэ заполняют жидким отвердителем под высо1 ким давлением и герметизируют внутрекнюю полость. Затраты ручного труда при этом сводятся к минимуму 32).

Однако реально применимые отвердители в виде пластмасс или смол дают усадку в процессе эксплуатации, что приводит к снижению давления клина на стенки паза.

Кроме того, выпрессовка такого клина сопряжена с большими затратами .35 времени и ручного труда.

Целью изобретения является повышение надежности и сокращение трудоемкости изготовления.

Поставленная цель достигается 4Q тем, что в пазовом клине электрической машины, содержащем выполненный из пластически деформируемого материала стержень, герметично закрытый по торцам, внутренняя полость. которого содержит заполнитель, последний выполнен иэ гидридообраэующего материала.

После изготовления клин гидрируют, т.е. подают в его внутреннюю полость 5О водород под давлением. При этом гидридообразующий материал поглощает водород. В частности, 1 кг LaNi5, занимающий объем 0,3 л, поглощает

128 л водорода. После насыщения водородом внутреннюю полость клина герметиэируют, устанавливают клин в паз машины, а затем нагревают его.

При нагреве водород выделяется и создает давление на стенки клина, деформирует его, благодаря чему клин 60 закрепляется в пазу. Так как во время работы машины ее детали нагреты, то давление это существует при работе машины, но после ее остановки и остывания оно исчезает. Вследствие 65 этого клик при необходимости легко извлекается из паза.

На фиг. 1 показан клин, продольный разреэр на фиг. 2 - отверстие в клине для подвода водорода, на фиг. 3 — установка клина в пазу сердечника; на фиг. 4 — зависимость давления выделяемого водорода от температуры.

Клин состоит из полого стержня 1> заполненного гидридообраэующим материалом 2, заглушек 3 и 4, в одной из которых B реэьбовом отверстии установлен болт 5 с уплотнением б иэ эластичного материала. Толщину стенок стержня 1 определяют из условия прочности на растяжение по известкьЭю формулам сопротивления материалов и условия минимально допускаемой жесткости. Материал клиньев может быть алюминий, фторопласт.

В процессе изготовления пазового клина после заполнения внутренней полости порошком гидрообразующего материала l„a Ni через отверстие под заглушку 7 (фиг. 2) подают водород и производят гкдрирование.

Для осуществления процесса гид.— рирования материала l„a Ni водород подают под давлением 30 атм при комнатной температуре и выдерживают до 10 мин, после чего отверстие герметично закрывают болтом 5 с уплотнением б.

При осуществлении крепления все клинья устанавливаются по свободной посадке в пазах 8 сердечника 9 (фиг. 3) и нагревают вместе с сердечником, например катушкой 10 индуктивности, до 100 С, при этом согласно зависимости, показанной на фиг. 4, происходит дегидрировакие, т.е. порошок La Nip выделяет водород под давлением 50 атм, за счет чего клин увеличивается в объеме .и создает усилие, удерживающее его в пазу..

Технико-экономический эффект от внедрения изобретения достигается эа счет следующих показателей: сокращение времени крепления клиньев в пазах за счет того, что в изобретении крепление клиньев в пазу сердечника производят за один прием при одновременном нагреве и креплении всех клиньев, установленных в пазах сердечника, уменьшения трудозатрат за счет исключения ручного труда при креплении клина, повышение надежности за счет возможности компенсации тепломеханических напряжений, возникающих при температурных деформациях обмотки в пазу сердечника и, следовательно, исключения распущения крайних пакетов сердечника статора, за счет уменьшения величины вибрации вследствие увеличения плотности

1043791 фиаЗ

М, 40 68

Температура, с

Фиа4

ВНИИПИ Заказ 7354/59 Тираж 687 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4 заклиновки пазов, а также уменьшения дефектов изоляции обмотки статора, — сокращение времени простоя. электрической машины в капитальном ремонте за счет возможности извлек ния клиньев из пазов без приложения значительных усилий, а также уменьшения их повреждения.