Электрический двигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, сод1ержащий корпус, многофазный статор с внешним магнитопроводом и внутренним магнитопроводом, состоящим из чередующихся магнитных и немагнитных участков, и подвижной якорь, о т л и ч а ю 1Д и и с я тем, что, с целью увеличения тягового усилия, уменьшения габаритов и упрощения технологий изготовления, магнитные и немагнитные участки внутреннего маГнитопровода выполнены в виде отдельных , механически несвязанных между собой колец, надетых на тонкостенную трубу, выполненную из коррозионностойкого материала.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

С ОЦ Ц

РЕ(ПУБЛИК

3($9 H 02 К 5 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHONV:СЕИДВтиъотвм

Т Д .: ;,. ".„; т

ЪИБЛЫОТ1.,"(А (21 ) 3296643/24-07 (22) 03.06.81 (46 ) 23.09.83. Вюл. 9 35 (72) В.К.Хегай, В.П.Николаев, В.Г.Иедиидкий, В.A.Áàåâ и Т.Е.Карлииа (53) 621.313.17(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР 9 613448, кл. Н 02 К 5/12, 1976.

2. "Атомная энергетика", 1972, т. 33, вып. 3 с. 735. (54)(57) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий корпус, многофазный ста-. тор с внешним магиитопроводом и

„„su„„1043792 A внутренним магнитопроводом, состоящим из чередующихся магнитных и немагнитных участков, и подвижной якорь, отличающийся тем, что, с целью увеличения тягового усилия, уменьшения габаритов и упрощения технологии изготовления, магнитные и немагнитные участки внутреннего магнитопровода выполнены в виде отдельных, механически несвязанных между собой колец, надетых на тонкостенную трубу, выполненную из коррозионностойкого материала.

1043792

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения элементов атомной энергетики внутри ядерных реакторов.

Известен электродвигатель, содер жащий прочноплотный корпус .с многофазным статором и подвижным якорем, разделенными герметичным чехлом (1 Q.

Недостатками электродвигателя являются значительные диаметральные размеры при заданных тяговых характеристиках и металлоемкость привода в целом.

Известен также электрический 15 двигатель, содержащий корпус, многофазный статор с внешним магнитопроводом и внутренним магнитопроводом, состоящим из чередующихся магнитных и немагнитных участков, и подвижный якорь.

В данной конструкции двигателя внутренний магнитопровод выполнен в виде вваренных в трубу из немагнитного материала полюсов иэ углеродистой стали (2.).

Однако выполнение вварных магнитных участков требует большого количества кольцевых сварных швов, расположенных на близком расстоянии друг от друга, что резко снижает проч" ностную надежность двигателя и усложняет технологию его изготовлеНияе

Целью изобретения является увеличение тягового усилия, уменьшение 35 габаритов и упрощение технологии изготовления электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что магнитные и немагнитные участки внутреннего магнитопровода 40 выполнены в виде отдельных, механически несвязанных между собой колец, надетых на тонкостенную трубу, выполненную из коррозионностойкого материала. 45

На фиг. 1 приведен электродвигатель, продольный разрез; на фиг. 2 узел I на фиг. 1 в увеличенном .масштабе.

Электрический двигатель содержит прочноплотный корпус 1 (фиг. 1 ) с внешним магнитопроводом 2 из магнитомягкой углеродистой стали с размещенными на нем электротехническими катушками 3 многофазного статора и полюсами 4 иэ магнитомягкой углеродистой стали, внутренний магнитопровод 5 статора, выполненный в виде чередующихся магнитных 6 и немагнитных 7 участков (фиг. 2 ), защитный чехол 8 из нержавеющей стали, соединенный с корпусом 1 и фланцем 9 герметичными швами 10 и 11, коррозионностойкую тонкостенную трубу 12, соединенную с корпусом 1 и фланцем S герметичными швами 13 и 14, якорь 15. Защитный чехол 8 и тонкостенная . труба 12, выполненные из коррозионностойкой стали и соединенные с корпусом 1 и фланцем 9 герметичными швами 10, 11, 13 и 14, образуют герметичную полость, защищающую магнитопроводы 2 и 5 статора от- влияния агрессивной среды.

Подвижный якорь представляет собой набор магнитных 16 и антифрикционных 17 колец, собранных на немагнитной штанге 18.

При подключении катушек статора к источнику питания создаваемый обмотками катушек магнитный поток, показанный на чертеже линией 19, замыкается по магнитной цепи, образованной внешним магнитопроводом 2, полюсами 4, магнитными участками 6 внутреннего магнитопровода и магнитными кольцами 16 подвижного якоря.

Магнитный поток пересекает ра6очие зазоры 20 и 21 в радиальном и осевом направлениях.

Радиальные силы, создаваемые магнитным потоком по периметру цилиндрического зазора 20, взаимно компенсируются, а осевые силы по периметру зазора 21 образуют тяговое усилие, действующее на якорь привода.

В зависимости от последовательности коммутации катушек 3 якорь получает движение в ту или другую сторону, перемещая тем самым регулирующие органы в активной зоне ядерного реактора.

Внешний магнитопровод 2 и фланец

9 образуют зазор 22, позволяющий компенсировать тепловые расширения статора при разогреве привода.

Конструкция герметичного статора с магнитопроводами из магнитомягкой углеродистой стали позволяет исключить немагнитный прочноплотный корпус, что обеспечивает увеличение тягового усилия и уменьшение диаметральных размеров привода по сравнению с.. известными.

Отсутствие сварных участков на внутреннем магнитопроводе упрощает технологию изготовления электрического двигателя.

1043792

12

22

11

4Риа1

Составитель В. Ростовцев

Редактор A. Шандор Техред К..Метелева " . 1 орректор А- Ференц

Заказ 7354/59 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4