Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА НО авт.св. 920749, о т л и .ч а ю щ и и с я тем, ч1то, с целью : улучшения качества регулирования, в него введен третий дополнительный ре .зистор, включенный между точкой соединения дополнительной щетки с первым входом узла управления и точкой , соединения второй основной щетки с :балластным резистором.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09). (11) А
ЭСМ) Н 02 P 5 40
I
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, (61) 920749
<(21) 3318376/24-07 (22) 16.07.81 (46) 23.09.83. Бюл, Р 35 (72) И.В.Булин-Соколов, Ю.A,Èëüèí, В,Н.Калаев, В,М.Кондрашов и A,Ï,Íîâé-. ков . (53) 621.316.718,5(088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 920749, кл. Н 02 Р 5/16, 1981. (54).(57) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО
ТОКА по авт.св. Р 920749, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения качества регулирования, в него введен третий дополнительный резистор, включенный между точкой соединения дополнительной щетки с первым входом узла управления и точкой соединения второй основной щетки с балластным резистором, 1043806
Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах стабилизации частоты вращения коллекторных двигателей постоянного тока, например в устройствах записи и воспрОизведения звука, 5
По основному авт.св. Р 920749 известен регулируемый электропривод постоянного тока, содержащий коллек" торный двигатель постоянного тока с тремя щетками, две иэ которых основ" 10 ные, а третья †. дополнительная, причем первая основная щетка связана с источником питания непосредственно, вторая — через регулирующий транзистор, а дополнительная щетка соедине" 15 на с первым входом узла управления регулирующим транзистором, вторая основная щетка подсоединена к регулйрующему транзистору через дополнительно введенный балластный резистор,20. дополнительная щетка имеет с второй основной щеткой общий контакт через ламели коллектора двигателя, а второй вход узла управления регулирующим транэистороя подсоединен к общей то4-25 ке двух дополнительно введенных резисторов, включенных последовательно между выходом регулирующего транзистора и противоположным, полюсом источника питания.
Такой электропривод позволяет испольэовать двигатели, у которых сопротивление якоря двигателя соизмеримо с сопротивлением балластного резистора 1), Однако для двигателей, у которых З5 сопротивление якоря (Rq) значительно отличается от сопротивления балласт-. ного резистора (Rp) (Rq ) Rg) влияние изменения переходного сопротивления щеток сказывается на изменении 40 частоты и качества регулирования дви-. гателя.
Целью изобретения является улучшение качества регулирования. укаэанная цель достигается тем, что в электропривод.постоянного тока введен третий дополнительный резистор, включенный между точкой соединения дополнительной щетки с первым входом узла управления и точкой соединения второй основной щетки с балластным резистором, На фиг,.1 представлена схема предлагаемого .устройства, на фиг,2 - его эквивалентная схема.
Двигатель 1 имеет две основные
2,3 и дополнительную 4 щетки. Первая основная щетка 2 связана с источником питания непосредственно, а вторая 3 — через регулирующий транзистор 5. Дополнительная щетка 4 соеди- 60 . иена с первым входом узла 6 управления регулирующим транзистором, Вторая основная щетка 3 подсоединена к регулирующему транзистору через балластный резистор 7 и имеет общий контакт.с дополнительной щеткой 4 через ламе- ли коллектора двигателя. Второй вход узла 6 управления подсоединеи к .общей точке, резисторов 8 и 9, включенных последовательно между выХодом регулирующего транзистора 5 и противоположным полюсом источника питания.
Третий дополнительный резистор 10 включен между точкой соединения дополнительной щетки с первым входом узла уйравления и точкой соединения второй основной щетки,3 с балластным резистором 7, Резистор 10 образует с п еeр еeх оoд нHы мMиH: сопротивлениями щеток
3 и 4 треугольник сопротивлений (фиг.2) .
Электропривод работает следующим образом..
Сигнал, пропорциональный частоте вращения двигателя, снимается с выходных концов мостовой .схемы и поступает на входы узла 6 управления, где сравнивается с напряжением опорного элемента 11 на сравнивающем элементе (транзисторе) 12.
Выход узла управления (коллектор ,транзистора 12) соединен с базой регулирующего транзистора 5, который управляет величиной тока, протекающего через двигатель так, чтобы частота вращения двигателя находилась в заданных пределах, Принцип балансировки мостовой схемы можно рассмотреть на фиг.2, pe Ra,Я8, R g — эквивалентные сопротивления при переходе соединений
"треугольник" в соединение "звезда"..
Преобразуем треугольник сопротивлений в "звезду", .В этом,рлучае со,противления якоря Rg двигателя, переходное сопротивление первой основной щетки К щ и сопротивление 1р образуют, одно плечо мостовой схемы, Балластный резистор Rqp и сопротивление Rp, образуют второе плечо мостовой схемы. Величины сопротивлений
Ra и Й равны соответственно кы,4 "ю " о
"а У
М4+ R4o fs) 43+ @4 40 (ф
Иэ формул (1) и (2) видно, что
t. если Ящ стремится к бесконечности, то Ra стремится к нулю, à. Й8 стремится к R . Если же К,ю стремится к . 1тт щт . ц4 нулю, то Не стреннттая Ю, а
1 "1Э 1 14,4 1
Rj стремится к нулю
Следовательно, изменяя величйну резистора .Rqp, можно получить ском пенсированиую схему для каждого кон" кретного .типа двигателей. Использование предлагаемого устройства.позв0ляет исключить влиянйе изменения переходного сопротивления на частоту вращения двигателя при р различных значениях сопротивлений якоря двигателя и балластного резис. тора.
1043806
Составитель В,Поспелов"
Редактор А.Шандор Темред М.Костик Корректор A.Ïîâõ
Заказ 7355/60 Тираж 687. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий
11ЗЦ35, Москва, Ж.-35, Рауыская наб,, д,4/5
ЮЮ ВВЮ 4В
Филиал ППП "Патент", r.Óàrîðîä, ул.Проектная, 4