Способ крепления рабочего колеса центробежного насоса на приводном валу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
. СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА НА ПРИВОДНОМ ВАЛУ, включающий установку колеса на вал с последующим креплением его путем навинчивания на вал крепежного элемента приложением к нему момента до контакта торцовых-поверхностей колеса и эле:мента, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности крепления в диапазоне температур от - 60 до + 200 ° С при выполнении колеса и вала из материалов, имеющих различные коэффициенты линейного расширения, навинчивание крепежного элемента осуществляют до возникновения пластической деформации в зоне контакта, измеряют соответствующую ей величину приложенного момента,, затем элемент полностью отвинчивают и навничивают повторно с приложением момен та , величина которого составляет 0,15-0,30 измеренного момента. (Л 42 NU 00 00 а
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
З(51) F 04 D 29 60
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. / б фие. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3396157/25-06 (22) 03.02.82 .(46) 30.09.83. Бюл. № 36 (72) А. М. Гантман, А. Б. Гуммель, H. В. Родионова и А. A. Тиновицкая (53) 621.671 (088.8) (56) 1. Патент США № 3601501, кл. 416-244, опублик. 1971.
2. Насосы. Каталог-справочник. Боб. руйский машиностроительный завод имени В. И. Ленина, 1975, с. 52, фиг. 60. (54) (57). СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА
НА ПРИВОДНОМ ВАЛУ, включающий установку колеса на вал с последующим
„„SU„„1044836 A креплением его путем навинчивания на вал крепежного элемента приложением к нему момента до контакта торцовых поверхностей колеса и элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления в диапазоне температур от - 60 до
+ 200 С при выполнении колеса и вала из материалов, имеющих различные коэффициенты линейного расширения, навинчивание крепежного элемента осуществляют до возникновения пластической деформации в зоне контакта, измеряют соответствующую ей величину приложенного момента,. затем элемент полностью отвинчивают и на- винчивают повторно с приложением момен та, величина которого составляет 0,15-0,30 измеренного момента.
1044836
Ф
Изобретение относится к насосостроению, а именно к способам крепления рабочего колеса центробежного насоса на приводном валу, и может быть использована в различных областях техники, где требуется скреплять подвижные детали.
Известен способ крепления: рабочег колеса центробежного насос» на приводном валу, включающий установку колеса на вал с последующем креплении с лоследуюшим креплением его путем навин- 10 чивания на вал крепежного элемента !!).
Недостаток данного способа заключается в том, что момент затяжки рабочего колеса на приводном валу не контролируется и поэтому данный способ крепления не пригоден при работе центробежного насоса в диапазоне температур рабочей жидкости от
- 60 до + 200 С из-за различных коэффициентов линейного расширения материалоз рабочего колеса и вала, что или вызывает напряжение в стыке, превышающее предел упругости материала при температуре рабочей жидкости равной + 200 С, или раскрытие стыка при температуре рабочей жидкости равной - 60 С.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ креп- 25 ления рабочего колеса центробежного насоса на приводном валу, включающий установку колеса на вал с последующим креплением его путем навинчивания на вал крепежного элемента приложением к нему мо- мента ло контакта торцовых поверхностей колеса и элемента (2j.
Недостатком укаэанного способа является то, что в диапазоне температур от — 60 до + 200 С при выполнении колеса и вала из материалов, имеющих различные коэффициенты линейного расширения, ланный способ не обеспечивает надежного крепления.
Цель изобретения — повышение надежности крепления рабочего колеса центробежного насоса на приводном валу в диапазоне температур от — 60 до + 200 С.
Указанная пель достигается тем, что согласно способу крепления рабочего колеса центробежного насоса на приводном валу, включающему установку колеса на вал с последующим креплением его путем навин- 45 чивания на вал крепежного элемента приложением к нему момента до контакта торцовых поверхностей колеса и элемента, навинчивание крепежного элемента осущест вляют до возникновения пластической деформации в зоне контакта, измеряют соответствующую ей величину приложенного момента, затем элемент полностью отвинчивают и навинчивают повторно с приложением момента, величина которого составляет О,!5
0,30 от измеренного момента.
На фиг. i изображен центробежный насос, рабочее колесо которого крепится на привольном валу согласно предлагаемому способу; на фиг. 2 — график изменения напряжения в зависимости от величины момента затяжки.
Центробежный насос солержит рабочее колесо 1, установленное на приводном валу 2 и зафиксированное крепежным элементом 3 до контакта торцовых поверхностей 4 колеса 1 и элемента 3. Крепежным элементом может служить гайка и другие детали, образующие с концевым участком вала
2 винтовую пару. Насос может также содержать предвключенное осевое колесо 5. Измерение величины моментов производится моментным ключом (на фиг. 1 изображен штриховой линией), включающим головку 6 и динамометрическую часть 7.
Способ крепления рабочего колеса центробежного насоса на приводном валу осуществляется следующим образом.
Устанавливают рабочее колесо l на приводном валу 2, навинчивают на последний крепежный элемент 3 приложением к нему момента до контакта торцовых поверхностей 4 колеса 1 и элемента 3, Затем одевают накидную головку б моментного ключа на крепежный элемент 3 и прикладывают к нему крутящий момент М,, при этом возникает упругая деформация колеса 1 и крепежного элемента 3, вызывающая возникнове ние напряжения сжатияб, . По показаниям линамометрической части 7 моментного ключа следят за изменением приложенного момента. При переходе возникающих напряжений из области упругой деформации (фиг.
2, зона !) в зону пластической деформации (фиг. 2, зона П) величина крутящего момента М1 остается постоянной. Замеряют указанную величину приложенного момента, отвинчивают крепежный элемент 3, а затем вновь навинчивают, одевая накидную головку б на крепежный элемент 3 и завинчивают его, прикладывая крутящий момент М, величина которого составляет
О,!5-0,3 от ранее измеренного момента М, т.е. М (0,15-0,3) М, . При этом в рабочем колесе 1 возникает деформация, не выходящая за пределы зоны упругой дефорMaitHH.
Таким образом, крепление рабочего колеса центробежного насоса на приводном валу в соответствии с предлагаемым способом обеспечивает надежное крепление колеса в диапазоне температур рабочей жидкости от — 60 до + 200 С за счет того, что возникающие напряжения в деталях не выходят за пределы упругой зоны деформации при возникновении температурных напряжений.
Результаты экспериментальных исследований сведены в таблицу.! 044836
Наработка, ч
И@лес кгс, м
Иаат э кгс м
Выводы
М аат
Arper ат
Мяласт
ДЦН 76 33,8
8 0,24 300
Агрегат работоспособен
0,25 0,49
185
ЗЦН 335М 0,51
Агрегат работоспособен
0,17
100
ДЦН 80
30,0
160
1,5 О,ll
ДНЦ 58
13,7
Мг
Составитель И. Алешина
Редактор А. Мотыль Техред И. Верес Корректор А. Дэятк»
Заказ 7497/31 Тираж 665 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нзобретеннА н открытий
I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Таким образом, применение предлагаемого способа обеспечивает повышение надежности крепления, особенно в диапазоне температур от — 60 до + 200 С прн выполПроисходит смптие торцовой поверхности колеса
Происходит раскрытие стыка и нарушение работы агрегата неннн колеса н вала нз материалов, имеюшнх различные коэффициенты линейного расшн рення.