Фотоэлектрическое устройство для измерения угла наклона движущегося объекта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
l. ФОТОЭЛЕКТРОТЕСКОЕ УСТРСЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА НАКЛОНА ДВИЖУЩЕГОСЯ ОБЪЕКТА, содержащее размещенные на этом объекте маятник. поворотный относительно горизонтальной оси, и сканирующий диск с радиальными прозрачными щелями, приводимый во вращение вокруг оси от мерного колеса .движущегося объекта и располагающийся между источником света и фотоприемником, закрепленными на маятнике, при этом фотоприемник подключен к счетчикам импульсов схемы управления и регистрации наклонов, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения за счет компенсации влияния горизонтальных ускорений движущегося объекта, маятник и сканирующий диск установлены на общей оси, С которой сканирующий диск соединен пружинами, сообщающими вместе со вспомогательными демпфирующими элементами диску свойства колебательной системы с пара 1 метрами, аналогичными параметрам маятника.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„104 7 А
Э 01 С 9/06//G 01 С 7/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, It !
° с. с
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 3457802/10 (22) 14.05.82 (46) 30.09.83. Бюл.936 (72) tO.С. Гринберг, В.И. Кацман, И.Б. Житомирский, В.A. Синицын и С.Д. Соболев (71) Всесоюзный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела (53) 528.543(088 ° 8) .(56 ) 1. Авторское свидетельство СССР
М 472255, кл. Я 01 С 9/06, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 195132, кл. G 01 С 9/06, 1966.
3. Авторское свидетельство СССР
Р 769322, кл. G 01 С 9/06, 1976. (54)(57) 1. ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА НАКЛОНА
ДВИЖУЩЕГОСЯ ОБЪЕКТА, содержацее размещенные на этом объекте маятник, поворотный относительно горизонтальной оси, и сканируюций диск с радиальными прозрачными целями, приводимый во врацение вокруг оси от мерного колеса цвижуцегося объекта и располагаюшийся между источником света и фотоприемником, закрепленными на маятнике, при этом фотоприемник подключен к счетчикам импульсов схемы управления и регистрации наклонов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения за счет компенсации влияния горизонтальных ускорений движушегося объекта, маятник и сканируюций диск установлены на обцей оси, с которой сканирующий диск соединен пружинами, 3 сообцаюцими вместе со вспомогательными демпфирующими элементами диску 1Ц ) свойства колебательной системы с пара д метрами, аналогичными параметрам маятника.
10449 "
2. Устройство по п.i о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что на общей оси маятника и сканирующего диска установлен дополнительный диск с радиальными щелями, распределенными
Изобретение относится к геодези-. ческому приборостроению, а именно к устройствам для измерения углов наклона, используемым в системах автоматического нивелирования или 5 построения профиля трассы, проходимой движущимся измерительным агрегатом.
Известны фотоэлектрические устройства для измерения угла наклона маят- )O никового типа, в которых отклонение маятника фиксируется с помощью фото-: электрических преобразователей, размещенных на основании Р 13.
Указанные устройства позволяют до- 5 биться сравнительно высокой точности измерений, однако при их использовании на движущихся объектах, например тележке с мерным колесом, результаты измерений искажаются под воздействием горизонтальных ускорений, вызывающих отклонение маятника.
Известны фотоэлектрические устрой« ства, в которых с мерным колесом соединен тахогенератор, вырабатывающий импульсы коррекции в зависимос ти от изменений скорости, подаваемые на схему регистрации результатов измерений Р 2 ).
Корректора такого типа не обеспечивают компенсации погрешности, сапэанной.с изменением величины горизонтальных ускорений.
Наиболее близким к предлагаемому является фотоэлектрическое устройство для измерения угла наклона движуще - 35 гося объекта, содержащее размещенные на этом объекте маятник, поворотный относительно горизонтальной оси, и сканирующий диск с радиальными прозрачными щелями, приводимый во 4Q вращение вокруг,оси от мерного колеса дви улцегося объекта, и располагающийся между источником света и фотоприемником, закрепленными на маят нике, в которых фотоприемник подключен к счетчикам импульсов схемы управления и регистрации результатов измерений 3 ).
Известно устрбйство не оборудовано какими-либо компенсационными схемами и не обеспечивает требуемой точ- 5О ности измерений.
Цель изобретения - повышение точности измерения за счет компенсации по двум дорожкам, каждой из которых соответствуют свои фотоэлектрические преобразователи, также подключенные к счетчикам схемы управления и регистрации результатов измерений.
2 влияния горизонтальных ускорений движущегося объекта.
Для достижения поставленной цели в фотоэлектрическом устройстве для измерения угла наклона движущегося объекта, содержащем размещенные на этом объекте маятник, поворотный относительно горизонтальной оси, и сканирующий диск с радиальными прозрачными щелями, приводимый во вращение вокруг оси от мерного колеса движущегося объекта и располагающийся между источником света и фотоприемником, закрепленным на маятнике при этом фотоприемник подключен к счетчикам импульсов схемы управления и регистрации Наклонов, маятник и сканирующий диск установлены на общей оси, с которой сканирующий диск соединен пружинами, сообщающими вместе со вспомогательными демпфирующими элементами диску свойства колебательной системы с параметрами, аналогичными параметрам маятника.
На общей оси маятника установлен дополнительный диск с радиальными щелями, распределенными по двум дорожкам, каждой из которых соответствуют свои фотоэлектрические преобразователи, также подключенные .к счетчикам схемы управления и регистрации результатов измерений.
На чертеже показана электромеханическая схема предлагаемого устройства.
Ходовое колесо 1 тележки через редуктор 2 связано с валом 3, несущим диск 4 с двумя дорожками 5 и 6 ,прозрачных шелей тактовых и счетных импульсов соответственно, против которых установлены фотоэлектрические преобразователи 7 и 8. На валу
3 через упругую связь — спиральные пружины 9 — свободно насажен диск
10 с дорожкой 11 прозрачных щелей отсчетных импульсов. Их фотоэлектрический преобразователь 12 закреплен на маятнике 13, совершающем колебания в плоскости диска 10. Иаятник 13 снабжен магнитным демпфером
14, а диск 10 демпфируется магнитами 15, жестко связанными с валом 3.
Жесткость пружин 9, демпфер 14 и масса диска 10 подбираются так, что1044978
ВНИИПИ Заказ 7533/38 Тираж 602 Подписное
Филиал IIIIII "Патент", r.Óæãîðoä, ул. Проектная,4 бы период его колебаний и декремент затухания строго соответствовали аналогичным характеристикам маятника
13. Сигналы с преобразователей 7 и 12 тактовых и отсчетных импульсов соответственно поступают íà R, и входы триггера 16 и далее на схемы
17 и 18 совпадения, выходы которых соединены со счетчиками 19 и 20 положительных и отрицательных счетных импульсов. На вторые входы схем совпадения 17 и 18 подаются счетные импульсы с преобразователя 8.
Устройство функционирует следующим образом.
При движении прибора с постоянной скоростью диски 4 и 10, вращаясь на валу 3, эанимавт неизменное один относительно другого. положение, при этом щели дорожки 11 отсчетных импульсов строго совпадают с серединой интервала между щелями дорожки
5 тактовых импульсов. Генерируемые при вращении диска 4 тактовые импульсы с преобразователя 7 и отсчетные импульсы с преобразователя 12 поступают попеременйо на входы Р, и S триггера 16, переклвчая его. Счетные импульсы с преобразователя 8 поступают на вторые входы схем 17 и 18 совпадения. При движении прибора по горизонтальной трассе на выходе триггера 16 П-образные импульсы будут иметь одинаковую длительность, обе схемы совпадения будут открываться на одинаковое время и число счет- Зз ных импульсов, поступающее на входы счетчиков 19 и 20 будет одинаковым.
На входы коммутатора 21 шагового двигателя 22 будет поступать попеременно равное количество импульсов, 40 и на ленте самописца будет вычерчиваться горизонтальная линия. При наклоне прибора длительность смежных
П-образных импульсов и, соответственно, число счетных. импульсов изме- 4 нится, а разность их будет пропорциональная углу наклона. После деления в счетчиках 19 и 20 на соответствующий масштаб счетные импульсы поступа» ют на коммутатор 21 и далее на шаговый двигатель 22, вычерчивавщий на самописце линию с уклоном, соответст-. вующим углу наклона трассы.
При увеличении скорости движения маятник отклонится в обратном направлении на угол 6 . Колебания скорости движения обычно не превышают 10%, и величина угла 6 лежит в пределах
1-1,5 . На диск 10, сбалансированный относительйо своей оси вращения, ус. корение не окажет непосредственного влияния. Однако, обладая некоторой постоянной угловой скоростью, диск
10 будет стремиться сохранить ее, в .то время, как угловая скорость вала увеличится. Поэтому диск 10 повернется относительно вала 3 на некоторый пропорциональный величине ускорения угол 9 в том же направлении, что и маятник 13, закручивая спиральные пружины 9. Поскольку поворот диска 10 произойдет против направления вращения вала, щель дорожки 11 отсчетных импульсов сместится в том же направлении и на ту же величину, что и .маятник, и дли тельность смежных П-образных импульсов останется прежней, соответствующей инстинному уклону прибора в момент отсчета. С прекращением воздействия ускорения маятник 13 будет совершать затухающие колеба" ния, повторяемые строгО синфазно колебательной системой, и отсчет будет свободен от погрешности за счет ускорения.
При уменьшении скорости движения маятник 13 отклонится в противоположную сторону, а диск 10, стремясь сохранить прежнюю угловую скорость, повернется. на валу в направлении его вращения на угол & соответствующий действующему отрицательному ускорению, Разворот диска 10 произой дет снова и .в том же направлении, что и отклонение маятника 13, и измеренный уклой прибора также будет свободен от погрешности иэ-за ускорения.
Существующие приборы для автоматического нивелирования, как с компенсаторами ускорений, так и беэ них обеспечивают измерение уклона с погрешностью 0,25-0,10 мрад, что ограничивает область их применения на транспортных путях промыаленных предприятий, на передвижных путях карьеров и т.п.
Использование предлагаемого устройства позволит повысить точность измерений на 60-70%, а это, в свою очередь расширит диапазон применения профилографов и уклономеров, в част» ности, для профилирования магистральных железнодорожных путей, сортировочных горок, взлетно-посадочных полос и пр., что улучшит контроль эа состоянием их профиля и позволит увеличить скорость и безо пасность движения.