Учебное пособие по математике
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ , содержащее основание, магнитные фиксаторы и установленные на магнитных фиксаторах демонстраI ционные элементы, отличающееся тем,-что, с целью расширения демонстрационных возможностей путем демонстрации симплекс-метоДа , оно имеет.установленную на основании полую полусферу и расположенный в ней многозвенник, звенья которого образуют равносторонние треугольники, при этом магнитные фиксаторы установлены на концах звеньев , а демонстрационные элементы выполнены в виде равносторонних треугольных пластин. (Л 4 сл ю 4
(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
З(Я) 4 09 В 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ,Ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (21) 3446170/28-12 (22) 31.05.82 ,(46) 30.09.83. Бюл. )) 36 (72) Ю.Н. Попов, И.Н. Л1атысек и Л.Н. Морозова (71) Горловский филиал Донецкого ордена Трудового Красного Знамени
I политехнического института (53) 744.34(088.8) (56) 1. Патент Великобритании
Р 2008836, кл. G 5 G 1970. (54)(57) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ, содержащее основание, магнитные фиксаторы и установленные йа магнитных фиксаторах демонстра1 ционные элементы, о т л и ч а ющ е е с я тем,:что, с целью расширения демонстрационных возможностей путем демонстрации симплекс-метода, оно имеет. установленную íà основании полую полусферу и расположенный в ней многозвенник, звенья которого образуют равносторонние треугольники, при этом магнитные фиксаторы установлены на концах звеньев, а демонстрационные элементы
1, выполнены в виде равносторонних треугольных пластин.
1045244
Фм .й
Ió
Изобретение относится к учебным . пособиям по математике.
Известно учебное пособие по математике, содержащее основание, магнитные фиксаторы и установленные на магнитных фиксвторах демонстрационные элементы Р 13.
Однако известное пособие не позволяет демонстрировать симплексметод.
Цель изобретения - расширение де- 10 монстрационных возможностей путем демонстрации симплекс-метода.
Поставленная цель достигается тем, что учебное пособие по математике, содержащее основание, магнит- 5 иые фиксаторы и установленные на магнитных фиксаторах демонстрационные элементы имеет установленную на основании полую полусферу и расположенный в ней многозвенник, зве-. нья которого .образуют равносторонние треугольники, при этом магнитные фиксаторы установлены иа концах звеньев, а демонстрационные элементы .выполнены в виде равиосторонни:с треугольных пластин.
На фиг. 1 изображено предлагаемое пособие, общий вид, иа фиг. 2 шарнирный многозвеиник с демонстрациокными элементами.
Учебное пособие по математике содержит установленную на основании полую, полусферу 1 и расположен ный в ивй миогоэвеиник 2, звенья которого образуют равносторонние З5 треугольники, при этом магнитные фиксаторы 3 установлены на концах звеньев, а демонстрационный элемент 4 выполнен в виде равносторонней треугольной пластины, шарнирный 40
1миогозвеиник установлен в центре 5 полусферы, иа элементе 4. нанесена линия центров тяжести.
Каждой детали пособия присвоены определенные математические поня- 45 сия, à имейно понятию поверхность отклика соответствует внутренняя полость полусфвры, понятию симплекс— элемент 4, поиятао экстремум - центр
5 цолусфвры, понятию начало движения к экстремуму - положение эле» мента 4 в ячейке авс многоэвеиа нйЪа, понятию конец движения положение элемента 4 в ячейке акЬ „с„, а многоззвенник 2 соответствует йонятию перемещение треугольного симплекса.
Для нахождения экстремальной точки полусферы при помощи симплексного метода приводят наглядное пособие в исходное положение, закрепляют многозвенник на внутренней поверхности полусферы основания, причем так, чтобы точка Ь многозвенника совпала с центром 5. Элемент 4 закрепляют в ячейке а Ь с многозвенника 2. Пусть понятию наихудший результат опыта соответствует результат, полученный в вершине а, элемента 4, тогда понятию новый симплекс, построенный путем зеркаль-. ного отображения первого симплекса
abc относительно грани о с элемента
4 соответствует положение элемента
4 в ячейке а Ь с многозвенника.
Ориентиром перемещения точки а является линия центров тяжести с, с расположенная на соответствующей высоте элемента 4.
Понятию ставится опыт в новой точке соответствует положение вершины а, понятию старые опыты в заданных точках симплекса соответствует положение вершин а, Ь, с элемента 4.
Понятию худший результат нового опыта соответствует положение вершины Ъ элемента 4.
Для реализации следующего шага, элемент 4, находящийся в положении а Ьс, вращают вокруг грани а с, I f (! получают положе н ие элемен та 4 а Ь с что соответствует новому симплексу.
Продолжая шаговое движение получают симплексы с центрами тяжести элемента 4 в точках Сэ, С4, С, С .
Это шаговое перемещение элемента 4 соответствует движению к экстремуму. по ломаной, которая иллюстрирует понятие направление повышения качества исследуемого процесса.
Понятию наилучшее качество процесса соответствует положение вершины
Ьк элемента 4 после окончательного шага.
Учебное пособие позволяет наглядно демонстрировать симплекс-метод.
ВНИИПИ Заказ 7558/51
Тираж 488 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул. Проектная, 4