Быстродействующий механизм привода переключателя трансформатора,регулируемого под нагрузкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (1!) А
З(51) Н О1 F 21/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3436493/24-07 (22) 17.05.82 (46) 30.09,83. Бюл. )1 36 (72) P.A. Ангорина, Л.Д. Богданов, Ж.П. Вайсман и Т.Н. Синицына (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт трансформаторостроения (53) 621 ° 314.2.33(088.8) (56) 1. Патент Японии h 43-30246, кл. 56 В 103.1, 1968, 2, Быстродействующий механизм привода переключателя ступеней трансформатора, регулируемого под нагрузкой типа THTA-35/630. (54)(57) БЫСТРОДЕИСТВУЮЩИИ МЕХАНИЗМ
ПРИВОДА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ ТРАНСФОРМАТОРА
РЕГУЛИРУЕМОГО ЛОД НАГРУЗКОЙ, содержащий основание, каретку, перемещающую. ся по направляющим, пружины накопления рабочей энергии перемещения каретки, механизм взвода пружин, продольноподвижно установленный на основании, выполненный в виде ползуна с упорами, планок для крепления пружин, элемент
1 фиксации каретки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, каретка выполнена s виде полого элемента, направляющие имеют подшипники качения и установ" лены в ползуне поверх каретки, в полости которой установлены пружины на-, копления рабочей энергии, 04528З
Изобретение относится к электро" технике, в частности к механизмам .приведения в действие контактных систем устройств регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) масляных сила- 5 вых трансформаторов.
ИзвеСтен механизм быстродействия привода переключателя для переключения отводов под нагрузкой, содержащий основание с двумя направляющими рель- 0 сами, по которым прямолинейно перемещается ползун и каретка. Пружины накопления рабочей энергии своими концами, закрепленными на ползуне и каретке, стягивают их между собой. Прямоли- > нейное движение ползуна обеспечивают кривошип, приводной вал и шатун. Кулачок шарнирно соединен с кареткой и жестко с управляемым валом переключателя. 20
Для фиксации кулачка служат стопо° ры, На ползуне установлено приспособление, с помощью которого стопоры выводятся из зацепления с кулачком. При прямолинейном перемещении ползуна пру-25 жины натягиваются и после того, как ползун приспособлением выводит из зацепления с кулачком стопор или каретка под воздействием пружин с большюй скоростью перемещается в исходное З0 положение, В исходном положении кулачок фиксируется вступающим с ним в зацепление стопором (lj .
Недостатком известного механизма быстродействия являются большие силы трения при скольжении каретки по на- правляющим, зависящие от материала сопрягаемых рабочих поверхностей и от того, что трансформаторное масло в процессе работы при 50-80 С увеличивает трение скольжения (так называемое "сухое" трение).
Известны также механизмы быстро" действия для устройств регулирования напряжения под нагрузкой силовых мас- 45 ляных трансформаторов, например. быстродействующие приводы переключателя трансформатора, регулируемого под нагрузкой, содержащие основание с планками, на которых продольно-подвиж50 но установлен ползун с направляющими для перемещения каретки, пружины накопления рабочей энергии перемещения каретки, поворотный рычаг, планки крепления пружин и элемент фиксации каретки, представляющий собой защелку, взаимодействующую со специальными упорами и укрепленную на оси на корпусе механизма.
Ползун и планка являются элементами механизма взвода пружин (2), При скоростном движении каретка, перемещаясь по направляющим ползуна под воздействием энергии пружины, преодоЛевает силы трения скольжения.
Из-за плеча между линиями приложения указанных сил на каретку при скоростном движении действует опрокидывающий момент, отрицательно влияющий на работу механизма быстродействия. Действие отрицательного момента ухудшается под воздействием высоких температур (501000C) и возникающего при этом "сухого" трения скольжения поверхностей каретки и направляющих в трансформаторном масле, Известные меры по снижению влияния опрокидывающего момента на работу механизма быстродействия, например такие, как использование для уменьшения трения скольжения антифрикционных материалов изменения геометрических размеров подвижных деталей, а также технологические операции по приработке не всегда эффективны (приработка в масле при 50-80 С составляет 30 тыс.
0 переключений механизма быстродействия), Цель изобретения - повышение надежности работы механизма быстродействия устройства регулирования напряжения.
Указанная цель достигается тем, что в быстродействующем механизме привода переключателя трансформатора, регулируемого под нагрузкой, содержащем основание, перемещающуюся по направляющим каретку, пружины накопления рабочей энергии перемещения каретки, механизм взвода пружин, продольно-подвижно установленный на основании, выполненный в виде ползуна с упорами, планок для крепления пружин, и элемент фиксации каретки, последняя выполнена в виде полого элемента, направляющие имеют подшипники качения и установлены в ползуне поверх каретки, а пружины накопления рабочей энергии установлены в полости каретки по оси ее перемещения.
При таком решении опрокидывающий момент вследствие того, что направление действия энергии пружин и сил трения совпадает, отсутствует, а трение скольжения каретки по направляющим ползуна заменено трением качения в подшипниках и исключено влияние трансформаторного масла и температу1045283 ры на работу механизма быстродействия, На фиг, 1 представлен механизм быстродействия, общий вид в плане; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг, 1 °
Механизм быстродействия устройств регулирования напряжения индукционных аппаратов содержит основание 1 с планками, на которых продольно-подвижно установлен ползун 2 с направляющими для перемещения каретки 3, выполнен- 1О ной в виде полого элемента, пружины 4 накопления рабочей энергии перемещения каретки, установленные в полости каретки 3 по оси ее перемещения, поворотный рычаг 5 контактных систем 1s устройств РПН, планки 6 крепления пружин 4, элемент 7 фиксации каретки и поворотного рычага 5 в исходном положении.
Ползун 2 имеет специальные упоры 8 2р воздействующие на элемент 7 фиксации. Ползун 2 и планки 6 крепления пружин 4 являются элементами механизма взвода пружин 4. Каретка 3 опирается на подшипники 9 качения, установ- 2s ленные в качестве направляющих в ползуне 2, Механизм работает следующим образом.
При движении ползуна 2 механизма быстродействия, например, вправо правая планка 6, на которой закреплен один конец пружин 4, перемещаясь одновременно с ползуном 2, растягива т пружины 4. Второй конец пружин закреп35 лен на левой планке, удерживаемой кареткой 3, которая, в свою очередь, фиксируется через поворотный рычаг 5 элементом 7 фиксации.
Ползун 2 в конце движения вправо специальными выступами-упорами 8 отжимает элемент 7 фиксации - защелку, фиксирующую каретку 3 с натянутыми при движении пружинами 4 и укрепленную на корпусе механизма быстродействия °
Освободившаяся от фиксации ка-ретка 3 под воздействием накопленной энергии пружин 4 перемещается по направляющим с подшипниками 9 качения, а жестко связанный с кареткой поворотный рычаг 5 контактных систем поворачивается с требуемой для переключения контактной системы скоростью.
При достижении крайнего правого положения поворотный рычаг 5 и каретка 3 фиксируются элементом 7 фиксации.
На этом работа механизма быстродействия заканчивается.
При движении ползуна 2 влево механизм быстродействия работает аналогично описанному, Применение предлагаемого техничес" кого решения позволяет повысить надежность работы механизма быстродействия благодаря совпадению осей движе" ния каретки и действия пружин накопления энергии, т,е. отсутствию onpo" кидывающего момента и уменьшения сил трения.
Эффективность- от использования изобретения заключается в уменьшении затрат на устранение последствий отказов механизмов бь стродействия при испытаниях и в производстве, умень шении времени и затрат на приработку — обкатку механизма быстродействия (30-40 тыс. переключений в течение
3-5 дней) — и в замене дорогостоящих материалов (бронза, латунь, текстолит) рабочих элементов механизма быстродействия на менее дорогостоящие (сталь) °
1045283 (1
Составитель В, Мясникова
Техред С.Легеза Корректор 0,Тигор
,Редактор С, Пекарь
Тираж 703 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ /564/53
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4