Устройство для намотки электрических катушек
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСК№С КАТУШЕК по авт. св. Ns 86О155, отличающееся тем, что, с аелью рвсширеввк технологических возмомсностеВ путем к.пенсации глубины обратясЛ связи без изменения усилия торможения при тангенциальной или осевой обмолва, оно ооаер жит аернсатели, кажцый вз которых имеет уступ и расположен ртаом с оаню«1 вз то(шозных роликов, при дтом палец уста новлен в аеркателе с возможностью возвратно-41оступателы1ого перемешенив, a конец тормознсА ленты охватывает уо туп.
СОЮЗ (ХЮЕТСНИХ
3 °
РЕСПУБЛИК
3(50 Н 01 F 41 04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТЪЮ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 860155 (21) 3273139/2407 (22) 08.04.81 (46) 07.10.83. Бюп. М 37 (72) Э. А..Черняускас и А. И. Усков (53) 621.318.44(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ж 860155, кл. Н 01 F 41 04, 1979. (54) (57) УСТРОЙСТВО ПЛЯ НАМОТКИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КАТУШЕК по авт. св. Ж 860155, о т л и ч а ю,SU„„1 46787 Д щ е е с я тем, что, с целью расширении технологических возможностей путем компенсации глубины обратной связи без изменения усилия торможения цри танген циальной или осевой обможе, oaî ооцер жит держали, каждый as которых имеет уступ и расположен рядом с одним из тормозных роликов, при этом палец уст повлек в деркателе с возможностью возвратно-поступательного перемещении, а конец тормозной ленты охватывает ус туп э
Ю
4ь
Cb.
Gib 3
1 10
Изобретение относится к технологическому оборудованию цля изготовления электрических катушек и может быть использовано в электротехнической и радиотехнической отраслях промышленности.
Известно устройство цля намотки электрических катушек, содержащее механизм для фиксации отдающей катушки, закрепленный на штанге, с тормозным узлом, связанным с механизмом для натяжения провоца, состоящего иэ упора, жестко закрепленного на тяге, пово ротный рычаг с регулировочным грузом, оцин конец которого взаимодействует с тормозным роликом, а цругой контактирует с упором и шарнирно закрепленным на штанге кулачком, снимаюшим тормоз-, ное усилие при повороте Г-образного кронштейна с тормозного ролика. В дан» ном устройстве при осевом способе сматывания провода в процессе установки требуемого натяжения путем перемещения регулировочного груза по штанге поворотного рычага она отклоняется от горизонтального положения (поц воздействием веса регулировочного груза) и вследствие этого уменьшается или увеличивается зазор межцу упором, жестко закрепленным на тяге, и штангой. поворотного рычага, т.е. изменяется глубина обратной связи, влияющая на автоматическое восстановление заданного натяжения при его изменении в процессе намотки. Необходимый зазор между штангой поворотного рычага и упором, жестко закрепленным на тяге, выставляется перемещением тяги вверх или вниз при помоши гайки. Однако при этом происходит разрегулировка глубины обратной связи механизма натяжения провоца тангенциального способа сматывания, так как меняется зазор между регулировочным винтом, установленным на двуплечем рычаге, и поцпружиненным концом тормозного устройства, При тангенциальном способе сматывания провода механизм цля фиксации отдающей катушки нахоцится в горизонтальном положении, при этом подпружиненный конец тормозного узла контактирует с регулировочным винтом двуплечего рычага, шарнирно закрепленного на штанге и кинематически связанного через тягу с компенсационным рычагом. Глубокая обратная связь, влияющая на автоматическое восстановление зацанного натяжения, достигается уменьшением зазора межцу регулировочным винтом и поцпружиненным концом тормозного узла nocpeqcòâoì регулировочной
46787 2
1О
tS
55 гайки путем перемещения тяги вверх или вниз. При этом происходит разрегулировка глубины обратной связи механизма натяжения осевого способа сматывания, так как меняется зазор межцу упором, жестко закрепленным на тяге, и штангой поворотного рычага вследствие перемещения тяги при вращении гайки (1 j.
Недостатком такого устройства является влияние регулировки глубины обратной связи оцного способа сматывания" на величину глубины обратной связи другого способа сматывания.
Цель изобретения - расширение технологических возможностей путем компенсации глубины обратной связи без изменения усилия торможения при тангенциальной или осевой смоще провоца.
Поставленная цель цостигается тем, что устройство дополнительно содержит держатели, кажцый из которых имеет уступ и расположен ряцом с оцним иэ тормозных роликов, при этом палец установлен в цепкателе с воэможностью возвратно-поступательного перемещения, а конец тормозной ленты охватывает уступ.
На фиг, 1 изображено устройство при сматывании провоца осевым способом; на фиг. 2 - то же, при сматывании провоца тангенциальным способом; на фиг. 3 - механизм регулирования глубины обратной связи для осевого способа сматывания; на фиг. 4 — то же, при тангенциальном способе сматывания, Механизм 1 натяжения, установленный на штанге 2, соцержит компенсационный рычаг 3 с выемками 4 по нижнему краю, на одном конце которого установлен направляющий ролик 5, На другом конце компенсационного рычага установлен механизм регулирования натяжения, вклкьчаюший натяжной винт 6 с гайкой 7, пружину 8, цополнительную пружину 9, размещенную в стакане 10 и связанную с пружиной при помощи тяги 11, и механизм 12 торможения цля сматывания провоца 13 осевым способом, состоящий из тормозного барабана 14 с зубьями, и поцаюшего провод ролика 15 с поцпружиненной собачкой 16. Тормозной барабан охвачен тормозной лентой 17, оцин конец которой, огибая закругленный уступ 18 цержателя 19, закреплен на пальце 20, установленном с возмякиостью возвратно-поступательного перемещения в резьбовом отверстии буртика 21 цержателя, Другой конец тормозной ленты жестко связан с оцним из плеч
1046787
3 цвуплечего рычага 22, установленного на оси 23, B виде винтовой пары гайки 24 и винта 25 выполнен один конец Г-образного поворотного рычага 26, установлен» ного на оси 27, а другой его KoHsll вы» 5 попнен в вице штанги 28 с регулировоч ным грузом 29, Для создания прецвари» тельного торможения провоца, механизм натяжения снабжен фрикционными губками 30. Ролики 31 и 32, установленные 10 на механизме натяжейия, являются направляющими элементами цля провоца.
Кроме того, на штанге 2 установлены направляющее кольцо 33 и зажим 34, на котором шарнирно закреплен поворот» 15 ный кронштейн 35. На поворотном крон штейне с возможностью врашения установлена ось 36 и отцаюшея катушка 37 с провоцом и циском 38, который зак реплен гайкой 39. Шетки 40, установ Ю ленные на оси 41, выполняют роль баллоноограничителя. Тормозной узел 42 цля тангенциельного способа сматывания провоца закреплен на нижней части по воротного кронштейна, причем оцин конец 25 его закреплен на пальце 43, а другой поцпружинен цля передачи тормозного усилия на врашаюшуюся ось через гибкую тормозную ленту 44. Оцин конец ленты огибает уступ 45 и закреплен на 511 пальце 46, установленном с возможностью возвратно-поступательного перемещения в резьбовом отверстии буртика 47 тормозного узла. Другой конец тормозной ленты жестко закреплен на поцпружинен З5 ном конце тормозного узла и связан с цвуплечим рычагом 48, а регулировочный винт 49 и тяга 50 соединены с компенсационным рычагом. Регулировка тормозного усилия, перецаваемого на вра- 4О шаюшуюся ось, осуществляется посрецством гайки 51 и винта 52, на котором установлены пружины 53 и 54, отцеленные друг от цруга опорной шайбой 55.
На тяге в зоне цействия штанги Г-образ- 45 ного поворотного рычага жестко укреплен упор 56, а на штанге в той же зоне закреплен на пальце 57 кулачок 58 с пружиной 59 и тросиком 60. Ось 61, на которую опирается своей соответству- 5О юшей выемкой компенсационный . рычаг, установлена в соответствуюшую выемку 62 механизма натяжения. Компенсационный рычаг поцпружиненным концом опирается на упор 63.
Устройство работает слецукяпим обре.зом.
Вначале проиэвоцится прецваритеаьнаа регулировка натяжения провоца. gns ется го в зависимости от циаметра сматывае мого провоца, ocr 61 устанавливается в соответствуюшую выемку 62 натяжного устройства 1 и выемку 4 компенсационного.. рычага 3. При этом изменяется точка опоры компенсационного рычага 3 и, как следствие этого, изменяется соотноше ние цлин плеч, позволяюшее расширить циапазон проводов, сматываемых с цан
° ного натяжного устройства. Затем отца» юшую катушку 37 с провоцом устанав ливают на оси 36 механизма. фиксации, сверху устанавливают циск 38 и закреп ляют гайкой 39. В случае необхоцимости намотки катушек при осевом сматывании провоца, поворотный кронштейн 35 уста навливают в положение, изображенное на фиг. 1. Провод 13 че реэ направляю шее кольцо 33 фрикционные губки 30 уклацывают оцним витком на поцаюший провоц ролик 15 механизма 12 торможения, обеспечивая сцепление с поверхно стью этого ролика, Далее провоц через ролики 31 и 32, являющиеся направ ляюшими элементами, уклацывают на . ролик 5 компенсационного рычага 3 на наматываемую катушку (не . показано).
Регулирование усилия торможения поцачи провоца произвоцят посредством выставки регулировочного груза 29 на штанге 28 Г-образного поворотного рыча га 26, Если после выставки регулировоч кого груза 29 в крайнее правое положе ние на штанге 28 усилие торможения поцачи провоца нецостаточно, то переме шают гайку. 24 по винту 25 вниз. При этом изменяется цлина плеча цвуплечего поворотного рычага 22 и увеличивается усилие торможения, перецаваемое тормозной лентой 17, оцин конец которой жестко связан с рычагом 22, на тормоз ной барабан 15 механизма 12 торможе ния. Созцание требуемого натяжения прэ» воца произвоцят посрэцством регулирования пружин 8 и 9 при помоши гайки 7.
Дополнительная пружина 9, раэмешенная в стакане 10, служит цля регулирования натяжения тонкого провоца. При намотке цополнительная пружина 9 не может о6ео» печить требуемого натяжения и растяги вается. Тяга 11, соециненная с концом цополнительной пружины 9, упирается своей головкой в цно стакана 10, об- разуя при этом жесткую систему, и при дальнейшем врашении гайки 7 натяи ной винт 6 начинает растягивать более жесткую пружину 8.
787
3 1046
Качественная работа механизма авто.Матического восстановления заданно го натяжения провоца при его изменении в процессе намотки обеспечивается за счет глубокой обратной связи, которая 5 определяется минимальным зазором между концом штанги 28 и упором 56, жестко закрепленным на тяге 50. Регулировка глубины обратной; связи производится перемещением пальца 20 в рэзьбовом 1О отверстии буртика 21, держателя 19 (фиг. 3).
Для возвращения излишка npoaona его захватывают ниже фрикционных губок 30 и тянут вниз, при этом путем сцепления провода 13 с поверхностью подающего ролика 15 провод поворачивает его по ходу часовой стрелки и подпружиненная собачка 16 выходит из зацепления с зубом тормозного барабана 14. Подающий ролик после этого начинает вращаться свободно при неподвижном тормозном барабане 14, т.е. для вращения подающего
При переходе на смотку провоца с большего диаметра на меньший регулиро ванне усилия торможения поцачи провода производится перемещением регулировочного груза 29 йо штанге 28 влево. При этом конец штанги 28 отклоняется от горизонтального положения вверх и зазор между штангой 28 и упором 56 увеличивается прямо пропорционально глубине. обратной связи. А так как цля более быстрого достижения заданного натяжения провода при его изменении в процессе намотки необходима глубокая обратная связь, то требуется установить минимальный зазор межцу концом штанги 28 н упором 56, без изменения тормозного усилия, действующего на механизм тормо жения. Уменьшение qo минимума зазора межцу концом штанги 28 и упором 56 производится перемещением пальца 20 .в буртике 21 с резьбовым отверстием держателя 19 влево. При этом конец штанги 28 отклоняется вниз. При перехо35 де на смотку провоца большего диаметра усилие торможения подачи провоца регулируется перемещением регулировочного груза 29 по штанге 28 вправо. При этом возможен случай, когца конец штанги 28 поц действием регулировочного груза 29 ложится на упор 56, который препят ствует ее дальнейшему отклонению, т.е, не обеспечивается требуемая величина тормозного усилия, перецаваемого тормозной лентой 17 на механизм 12 торможения. В этом случае достижение минимального зазора между концом штанги 28 и упором 56 проиэвоцится перемещением пальца 20 в буртике 21 держателя 19 вправо, при этом конец штанги 28 отклоняется вверх. Таким образом, иэ-эа наличия связи штанги 28 с тормозной лентой 17 при перемещении пальца 20 вправо, конец штанги 28 от 5Ы клоняется вверх, а при перемещении влево конец штанги 28 отклоняется вниз.
Для обеспечения глубокой обратной связи заэор между концом штанги 28 и упором 5 6 выби рае тс я минимальным.
В процессе намотки в первоначальный момент провод в результате сцепления его с поверхностью подающего ролика 15 поворачивает его вместе с установленной на нем подпружиненной собачкой 16 относительно непоцвижного тормозного барабана 14 цо момента попадания зуба подпружиненной собачки 16 в зацепление с зубом тормозного бара бана 15. После этого подающий ролик 14 вращается совместно с тормозным барабаном 14, на который тормозной лентой 17 передается тормозное усилие регулировочного груза 29, установленного на штанге 28.
При увеличении натижения провоца в процессе намотки компенсационный рычаг 3 поворачивается вокруг оси 61 про. тив хода часовой стрелки и через тятягу 50, шарнирно закрепленную на компенсационном рычаге 3, посрецством упора 56 обратной связи повораиивает штангу 28 против часовой стрелки.
Штанга 28 через Г-образный поворот . ный рычаг 26, винт 25 и гайку 24 воздействует на цвуплечий рычаг 22, который, вэаимоцействуя с тормозной лентой 17, уменьшает тормозное усилие, действующее на тормозной барабан 14 механизма 12 торможения. При уменьшении натяжения провода пружина 9 или 8 возвращает компенсационный рычаг 3 в первоначальное положение go соприкосновения подпружиненного конца с упором 63. При этом упор 56 обратной связи, жестко закрепленный на тяге 50, освобождает штангу 28 и поц цействием регулировочного груза 29, расположенного на ней, через Г-образный поворотный рычаг 26, винт 25, гайку 24 и двуплечий рычаг 22 перецает тормозное усилие посредством тормозной ленты 17 на тормозной барабан 14 механизма торможения 12, устанавливая относительное равновесие в системе.
46787 8
7 10 ролика 15 в направлении по ходу час м вой стрелки при возвращении излишка провода не требуется преоцоление тормозного усилия.
В случае тангенциального способа сматывания поворотный кронццейн 35 совместно с отдающей катушкой 37 поворачивают в вертикальной плоскости на 90 (фиг. 2>. При этом подпружинен ный конец тормозного узла 42 упирает ся в регулировочный винт 49 цвуплечего рычага 48, а кулачок 58 поворачивается вокруг оси 57 против хоца часовой стрел кн и поворачивает штангу 28 против хода часовой стрелки. Вследствие этого штанга 28 через поворотный рычаг 26, винтовую пару винт 56 - гайки 24 и двуппечий рычаг 22, который жестко связан с тормозной лентой 17, снимает тормозное усилие с тормозного бараба на 14 механизма 12 торможения и он выполняет функции лишь направляющего элемента цля провода, т.е. нет необходимости в перезаправке провода при переходе с оцного способа смотки на другой.
Регулировка глубины обратной связи при тангенциональном способе сматывания провода проиэвоцится перемещением паль ца 46 в резьбовом отверстии буртика 47 держателя тормозного узла 42 вниз или
aaepx.. Тогда тормозная лента 44 одним концом закрепленная на конце пальца 46, а другим на поцпружиненном конце тормозного узла 42, натягивается или освобожцается. При натяжении пальцем 46 тормозной ленты 44, тормозной узел 42 поворачивается относительно пальца 43 против часовой стрелки, уменьшая зазор между регулировочным винтом 49 и подпружиненным концом тормозного узла 42. Освобожцая тормозную ленту 44 перемещением пальца 46 вверх, тормозной узел 42 поворачивается относитель но пальца 43 по хоцу часовой стрелки, увеличивая зазор между регулировочным винтом 49 и подпружиненным концом тормозного узла 42.
Регулирование усилия торможения, перецаваемое на ось 36 механизма! фиксации отдающей катушки 37 тормозной лентой 44, закрепленной на тормозном узле 42, осуществляется путем переме щения гайки 51 по винту 52, при етом
5 изменяется степень сжатия пружины 52 для тонких провоцов и пружины 54 для . средних и толстых провоцов. Регулировка степени сжатия пружины 54 начинается только при полностью сжатой пружине 53.
Установка требуемого натяжения провода произвоцится как и при осевом способе сматывания посрецством регулирования пружин 8 и 9 при помощи гайки 7, !
5 В процессе сматывания провоца тангенциальным способом при увеличении натяжения компенсационный рычаг 3 поворачивается вокруг оси 61 против хоца. часовой стрелки и поцнимает тягу 50, 20 поворачивая цвуплечий рычаг 48 с регулировочным винтом 49, который оъ» водит подпруж:ленный конец тормозного узла 42 от оси 36 с закрепленной на ней отцаюшей катушкой 37, уменьшая 5 при этом тормозное усилие механизма фиксации отцаюшей катушки. При умень шении натяжения провода пружина 9 или 8 возвращает компенсационный рычаг 3 в первоначальное положение до
30 соприкосновения с упором 63 и вследствие этого прекращается передача усилия посредством тяги 50 с цвуплечего рычага 48 на узел 42 торможения, которое поц действием пружины 53 или
54 увеличивает тормозное усилие на ось 36 механизма фиксации отцающей матушки, устанавливая относительное рав новесие в системе.
Эффективность применения предлагае мого универсального натяжного устрой- ства по сравнению с известными конструкциями заключается в возможности компенсации глубины обратной связи lIpH тангенциальной и осевой смотке при регулировке натяжения провоца под возцей ствием регулировочного груза или действия пружины без изменения тормозного усилия на механизм торможения, а также. в его автономности.
1046787
1046787
1046187
° ВНИИПИ Заказ 7737/49
Тираж 703 Подписное
Филиал ППП "Патент", г, Ужгород,ул. Проектная,4