Устройство для защиты аккумулятора от переразряда и перезаряда
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АККУЙУЛЯТОРА от ПЕРЕРАЗРЯДА И ПЕРЕЗАРЯДА питаемое от зарядного источника, со ,держащее два пороговых элемента с независимыми уставками уровней срабатывания и двумя электромагнитными реле, обмотки которых включены каждая в выходную цепь своего порогового элемента , и дистанционный переключатель, причем два одноименных вывода Питания пороговых элементов подключены к од-ной шине зарядного источника, два других. - к неподвижным контактам дистанционного переключателя, подвижный контакт которого подключен к второй шине источника, а обмотки управления дистанционного 1Т1ереключателя одними своими выводами через замыкающие контакты соответствующих реле поI роговых элементов подключены к одной шине зарядного источника, отли (Л чающееся .тем,, что, с целью повышения надежности, обмотки.управления дистанционного переключателя другими своими выводами подсоединены к второй шине зарядного источника. 4 65 00 о ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„104680
«
2
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A8TOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Г 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по делАм изоБРетений и ОткРытий (21) 3448012/24-07 (22) 09.06.82 ,(46) 07,10 83. Бюл. М 37 (72) А.В.Коренев и Б.Г.Легков (53) 62 1.,35.5. 1(088.8) (56) l Патент Японии М 48-15741, кл. 57 0 1, 1973 °
2. Патент Японии М 49-4 1894, кл. 57 0 1, 1974.
3. Патент Японии М 48-15740, кл. 57 0 1, 1973..
4. Войлов A.И. и др. Автоматизация контроля и обслуживания аккумуляторных батарей. М., "Связь!, 1975 рис.3 12, с. 39.
Авторское свидетельство СССР
N 748589, кл. H 01 М 10/42, 1978. (54) (57) УСТР0йство для зАц иты Аккь,йулятОРА От пеРеРАзРядА и пеРезАРядА
I питаемое от зарядного источника со> ,держащее два пороговых элемента с не3(5Q Н Ol М 10/42; Н 02 Н 7/18 зависимыми уставками уровней срабатывания и двумя электромагнитными реле, обмотки которых включены каждая в вы" ходную цепь своего порогового weмента, и дистанционный переключатель, причем два одноименных вывода питания пороговых элементов подключены к од- . ной шине зарядного источника, два других - к неподвижным контактам дистанционного переключателя, подвижный контакт которого гюдключен к второй шине источника, а обмотки управления дистанционного, переключателя одними своими выводами через замыкающие контакты соответствующих реле пороговых элементов подключены к одной шине зарядного источника, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, обмотки управления дистанционного переключателя другими своими выводами подсоединены к второй шине зарядного источника.
1046805
Изобретение относится к устройствам защиты электрических аккумуля торов от переразряда и перезаряда в автономных системах питания, преимущественно в системах питания, имеющих маломощный первичный источник.
Известны близкие по назначению устройства, содержащие пороговый элемент на полупроводниковых приборах и электромагнитное реле,или контактор jl ) и (2| .
Недостатком данных устройств является то, что в них регулируется лишь уровень срабатывания порогового устройства, а уровень отпускания зависит » от уровня срабатывания:и сам по себе не регулируется.
Извесь но также устройство, защищающее аккумулятор, которое имеет один пороговый элемент с регулируемыми 20 уровнями срабатывания и отпускания (3).
Однако в указанном устройстве эти уровни зависят друг от друга, что соз,дает трудности при регулировании .
Известно устройство защиты аккумуляторов от переразряда и перезаряда, содержащее датчик отклонения напряжения аккумулятора от номинала, два раздельных пороговых элемента с независимыми установками уровней срабатывания и три электромагнитных реле(4).
Однако данное устройство не экономично ввиду того, что оба порого" вых элемента постоянно включены и по35 требляют энергию от источника, а в течение всего времени заряда аккумулятора к первичному источнику подключена и потребляет энергию обмотка од"
40 .ного реле, кроме того, первичный ис;точник имеет ограниченну1о мощность.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для защиты аккумулятора от переразряда и перезаряда, питаемое от зарядного источника, со45 держащее два пороговых элемента с независимыми уставками уровней срабатывания и двумя электромагнитными реле, обмотки которых включены каждая в выходную цепь своего порогового элемента и дистанционный переключатель, первая обмотка управления которого через замыкающие контакты первого реле подключена к выводам пита" ния первого порогового элемента, вто- 55 рая обмотка управления через замыкающий контакты второго реле. подключена к выводам питания второго порогового элемента, причем два одноименных вы- вода питания пороговых элементов подключены к одной шине зарядного источ-ника, а два других - к неподвижным контактам дистанционного переключателя, подвижный контакт которого под» ключен ко второй вине источника 5.).
Недостатком известного устройства является низкая надежность, обусловленная схемой подключения дистанционного переключателя.
В начальный момент переключения дистанционного переключателя из одного положения в другое его подвижный контакт разрывает цепь питания включенной обмотки управления, вследствие чего якорь дистанционного переключателя может не успеть. переключиться в другое устойчивое положение. В этом случае он возвращается в первоначальное положение и снова подается питание на обмотку управления. Таким образом, до момента окончательного переключения в другое устойчивое положение якорь дистанционного переклю" чателя некоторое время совершает колебательные движения, что приводит к повышенному износу контактов и к нарушению режима питания нагрузки ввидч того, что силовые контакты, коммутирующие нагрузку, колеблются вместе с якорем.
Цель изобретения - повышение надежности устройства.
Поставленная цель достигается тем,. что в устройстве для защиты аккумулятора от переразряда и перезаряда, питаемом от зарядного источника, содержащем два пороговых элемента с независимыми уставками уровней срабатывания и двумя электромагнитными реле, обмотки которых включены каж- дая в выходную цепь своего порогового элемента, и дистанционный переключатель, причем два одноименных вывода питания пороговых элементов подключены к одной шине зарядного источника, два других - к неподвижным контактам дйстанционного переключателя,, подвижный контакт которого подключен к второй, шине источника, а обмотки управления дистанционного переключателя одними своими выводами через замыкающие контакты соответствующих реле пороговых элементов подключены к одной шине зарядного источника, обмотки управления дистанционного переключателя другими своими выводами
1046805 50
Составите
Техред Л.
Редактор H.Êîaàëåâà
Заказ 7738/50 Тираж 703 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, N-35, Раушская наб., д. 4/5
Ю ° Й
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 подсоединены к второй шине зарядного источника.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства. 5
Схема содержит (первичный) зарядный источник 1 питания, аккумулятор 2, нагрузку 3 .(не входящие в состав устройства), пороговые элементы .4 и 5, электромагнитные реле 6 и 1р
7 конденсаторы 8 и 9, потенциометрй 10 и 11 уставки уровня срабатывания пороговых элементов, дистанционный переключатель 12 и силовые контакты 13 дистанционного переклю- ts чвтеля 12, Зарядный источник 1 соединен параллельно с аккумулятором 2. Нагрузка 3 подключена к .шинам зарядного источника 1 через силовые контакты 13 ° Лва2р одноименных вывода питания пороговых элементов 4 и 5 соединены с одной шиной зарядного источника 1,. а два других - с неподвижными контактами дистанционного переключателя 12, 25 подвижный контакт которого соединен с второй шиной зарядного источника 1, Обмотка .реле 6 включена в выходную цепь порогового .элемента 4, а обмотка реле 7 - в выходную цепь порого-, 3p вого элемента 5.
Пороговый элемент 4 установлен на верхний заданный уровень напряжения аккумулятора 2, а пороговый элемент 5на нижний допустимый уровень. Реле 6 > и 7 предназначены для коммутации питания обмоток управления дистанционного переключателя 12 при сра» батывании пороговых элементов 4 и 5.
Конденсаторы 8 и 9 обеспечивают за" 4р ,держку на отпускание реле 6 и 7. Дистанционный переключатель 12 обеспечивает включение питания либо порогового элемента 4, либо порогового элемента 5 в зависимости от режима 4 заряда или разряда, а также коммута. цию силовыми контактами 13 питания нагрузки 3.
Устройство работает следующим образом.
Исходное положение контактов реле 6 и 7 и дистанционного переключателя 12 изображено на схеме. Включено питание порогового элемента 4, идет заоядка аккумулятора.
При достижении верхнего уровня напряжения пороговый элемент 4 срабатывает, заряжается конденсатор 8 и срабатывает реле 6, которое своими контактами подключает к шинам зарядного источника 1 соответствующую обмотку управления дистанционного переключателя 12. Контакты находятся в замкнутом состоянии до тех пор, пока конденсатор 8 не разрядится до напряжения отпускания реле 6. 3а этот промежуток времени дистанционный переключатель 12 переключится, разомкнет цепь питания порогового элемента 4 и замкнет цепь питания порогового элемента 5. Одновременно контактами 13 к шинам питания подключается нагрузка 3 и начинается разряд аккумулятора 2.
При снижении напряжения аккумуля" тора 2 в процессе разряда до нижнего допустимого уровня срабатывает пороговый элемент 5, заряжается кон,1енсатор 9, срабатывает реле 7 и подключает к шинам зарядного источника 1 вторую обмотку дистанционного пере" ключателя 12 на время, определяемое разрядом конденсатора 9, Переключившись, дистанционный переключатель
12 отключает нагрузку 3 контактами
13, отключает питание порогового элемента 5, включает питание порогового элемента 4, и схема возвращается в исходное состояние.
Таким образом, подключение обмоток.управления дистанционного переключателя к шинам зарядного источника позволяет исключить колебания якоря дистанционного переключателя при переключении, и связанные с этим явле" нием повышенный износ контактов и нарушение режима питания нагрузки, ввиду чего надежность предлагаемого, устройства повышается, пь И.Найдина
Пилипенко Корректор А. Зимокосов