Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШ НЫ защищенного исполнения с много струйной вентиляцией, содержащий фиг. I сердечник из пакетов с радиальными каналами между ними, установленные в зонах выхода воздуха панели со звукопоглотителем и корпус с распоя ложенными на периферии отверстиями для выхода воздуха, отличающийся тем, что, с целью снижения аэродинамического шума при упрощении доступа для контроля и ремонта , крайние листы каждого пакета выполнены удлиненными до внутренней поверхности корпуса и перфорированными в зоне удлинения, а в указанной зоне между крайнилш листами пакетов размещен звукопоглотитель с кольцеобразной вставкой посредине и удлиненныелисты каждого пакета соединены между собой скобами.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3474114/24-07 (22) 23.06.82 (46)07.10.83. Бюл. Р 37 .(72) М.В.Левин и Г.Я.Варшавский (71) Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и Центральное проектноконструкторское и технологическое бюро крупных электрических машин (53) 621..313.713(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 426283, кл, Н 02 К 5/24, 1974, 2. Патент CIdA Р 4150313, кл,. Н 02 К 9/06, 1979. (54)(57) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ защищенного исполнения с много- струйной вентиляцией, содержащий г s ю

„„SU„„1046846

3(50 Н 02 К 1/20; Н 02 К 5 24 сердечник из пакетов с радиальными каналами между ними, установленные в зонах выхода воздуха панели со звукопоглотителем и корпус с распо ложенными на периферии отверстиями для выхода воздуха, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения аэродинамического «аума при упрощении доступа для контроля и ремонта, крайние листы каждого пакета выполнены удлиненными до внутренней поверхности корпуса и перфорированными в зоне удлинения, а в указанной зоне между крайними листами пакетов размещен звукопоглотитель с кольцеобразной вставкой посредиC не и удлиненные листы каждого пакета щ соединены между собой скобами. 1046846

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к круп- ° ным электрическим машинам.

Известны устройства, предназначенные для снижения шума в электрических машинах- с воздушной системой охлаждения за счет применения дополнительно к электрической машине различного типа глушителей.

Известен статор с боковыми выступами, опирающимися на упругие эле- 10 менты Ã17.

При этом преграждается путь прохождения вибрации как источника низкочастотных звуковых, колебаний.

Наиболее неблагоприятные для челокека высокочастотные составляющие аэродинамического шума беспрепятственно проникают наружу машины защищенного исполнения вместе с выходящим из статора воздухом. 20

Наиболее близким к предлагаемому является статор электрической машины защитного исполнения с многоструйной вентиляцией, содержащий сердечник из пакетов с Радиальными каналами между ними, установленные в зонах выхода воздуха панели со звукопоглотителем и корпус с расположенными на периферии отверстиями для выхода воздуха «2) .

Недостатками известного статора электрической. машины являются снижение эффективности воздушного охлаждения машины за счет усложнения геометрии выходных каналов, доступа для контроля и ремонта, 35 увеличение габаритов машины в плоскости, перпендикулярной валу.

Цель изобретения — снижение аэродинамического шума электрической машины при упрощении доступа для контроля и ремонта.

Поставленная цель достигается тем, что в статоре электрической машины защищенного исполнения с многоструйной вентиляцией, содержа- 45 щем сердечник из пакетов с радиальными каналами между ними, установ.— ленные в зонах выхода воздуха панели со звукопоглотителем и корпус с расположенными на периферии отверс 50 тиями для выхода воздуха, крайние листы каждого пакета выполнены . удлиненными до внутренней поверхности корпуса- и перфорированными в зоне удлинения, а в укаэанной зоне между крайними листами пакетов размещен эвукопоглотитель с кольцеобразной вставкой посредине и удлиненные листы каждого пакета соединены между собой скобами.

На фиг, 1 показана электрическая 60 машийа защищенного исполнения с предлагаемям ататором, продольный разрез; на фиг. 2 - два соседних радиальных вентиляционных канала статора, поперечный разрез; на фиг. 3 — 65 разрез A-A на фиг. 1 (выходная, часть одного из радиальных вентиляционных каналов статора); на фиг. 4 — выходная часть одного из пакетов статора, аксонометрическое -изображение.

Предлагаемый статор электрической машины состоит из сердечника с ребрами 1, обмоток 2 и корпуса 3.

На валу ротора 4 расположен вентилятор 5, обеспечивающий многоструйную вентиляцию. Сердечник 1 состоит из пакетов 6, крайние листы 7 которых удлинены до внутренней поверхности корпуса 3 ° Зона 8 удлинения каждого листа 7 перфорирована. Между удлиненными зонами 8, параллельно им и на одинаковом расстоянии от обоих крайних листов 7 в каждом паке— те установлена вставка 9. Пространство между зонами 8 по обе стороны от вставки 9 в каждом пакете заполнено пористым термостойким звукопоглощающим материалом 10 типа базальтовой. ваты. Удлиненные листы каждого пакета по наружному ободу закреплены друг с другом скобами 11.

Между соседними пакетами 6 существуют радиальные каналы 12 для прохода хладагента. Радиальные .каналы 12 сообщаются с выходными отверстиями

13 корпуса 3.

При включении электрической машины начинает вращаться ротор и закрепленные с ним на одном валу лопатки двух вентиляторов 5, нагнетающие воздух внутрь. машины. При этом воздух движется к ротору 4 и поступает. в радиальные каналы 12 между пакетами б для их охлаждения. Затем через участки между удлиненными зонами 8 соседних пакетов и отверстиями 13 корпуса 3 воздух выходит наружу.

Непосредственно перед выходом в каждом из радиальных каналов 12 часть воздушных струй через перфорации удлиненных зон 8 листов 7 проникает в пространство между зонами 8 и кольцевыми вставками 9, где поглощается звуковая .энергия хладагента.

Часть воздуха при этом доходит до вставки 9 и отражается ею в обратном направлении. Отражение воздуха и вторичное его прохождение через звукопоглотитель, приводит к дополнительным потерям звуковой энергии, что усиливает суммарный противошумовой эффект устройства. В результате существенно снижаются высокочастотные составляющие аэродинамического шума, сопровождающие выход воздуха через отверстия 13 корпуса 3 машины.

Снижение шума достигается при упрощении геометрии выходных частей радиальных каналов 12, что не вносит помех в систему воздушного охлажде,ния машины. Стабильным при этом остаютса габариты машины и возмож4

104684 6

Составитель Л. Карцева

Редактор Н . Кешеля Техред Т. Фанта . Корректор A. Ференц

Заказ 7746/52 Тираж 687 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35., Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ность доступа к ней для контроля и ремонта.

Применение.статоров защищенного исполнения предлагаемой конструкции позволяет существенно улучшить условия труда персонала, обслуживающего такого рода оборудование без существенных финансовых затрат, требующих обычно для достижения норм, предусмотренных Системой стандартов техники безопасности.