Секция двухслойной обмотки электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СЕКЦИЯ ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, выполненная из провода и содержащая пазовые и лобовые части, отличаюцаяс я Тем, что, с целью уменьшения расхода активных материалов, провод выполнен профилированным, повторяющим форму части паэд для соответствующёго слоя и имеющим периодическое изменение по длине с периодом, равным шагу обмотки. 2. Секция двухслойной обмотки по п. 1, о т Л и ч а ю щ а я с я тем, что сечение провода в лобовой части секции больше сечения провода в ее пазовой части. а эо 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

) g) H 02 К 3/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3322821/24-07 (22) 20.07.81 (46.) 07.10.83. Бюл. Р 37 (72) И.П.Копылов и A.И.Голубович (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции.энергетический институт (53) 621.313 ° 713(088.8) (56) 1. Сергеев П.С., Виноградов Н.В., Горяинов Ф.A. ПрОектирование электрических машин. M., 1969, с. 156.

2. Патент Германии В 652948, .кл. 21 З 51., 1937.

„„SU„„1046847, А (54) (57) 1. СЕКцИя двуХСЛОЙНОЙ ОВМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, выполненная из провода и содерхащая пазовые и лобовые части, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с. целью уменьшения расхода активных материалов, провод выполнен профилированным, повторяющим форму части:паза для соответствующего слоя и имеющим периодичес-. кое изменение по длине с периодом, равным шагу обмотки.

2. Секция двухслойной обмотки по и.. 1, отличающаяся тем, что сечение провода в лобовой части секции больше сечения провода s ee пазовой части.

1046847

Изобретение относится к электротехнике, в частности к обмоткам электрических машин.

Известны обмотки караткозамкнутых роторов электрических машин. имеющих различного рада профили сечения проводника в пазу, направленные на получение необходимых пусковых и рабочих характеристик. двигателя цо изменению параметров ротора. Изготавливаются такие обмотки путем заливки или вставки стержней в паз ротора f1 3.

Выполнение подобного рода двухслойных обмоток с различными сечениями представляется весьма затруднительным.

Наиболее близким к предлагаемому является секция двухслойной обмотки электрической машины, выполненная иэ провода и содержащая пазовые.и лобовые части. Способ изготовления их базируется на опрессовке катушек после намотки для получения соответствуюцей формы или изготовления разных катушек для каждого слоя отдельно f 2).

Недостатком данных секций является нетехнологичность изготовления, чта приводит к снижению надежности обмотки. Кроме того, такие секции лишены возможности регулирования сечения проводников по высоте обмотки для изменения условий охлаждения ее частей как па высоте паза, так и по длине машинй, а, это снижает коэффициент использования активных мате риалов.

Цель изобретения — уменьшение расхода активных материалов электрической машины.

Указанная цель достигается тем, чта в секции двухслойной обмотки электрической машины, выполненной из провода и содержащей пазовые и лобовые части, провод выполнен профилированным, повторяющим форму части паза для соответствуюцего слоя и имеющим периодическое изменение по длине с периодом, равным шагу обмотки, При этом сечение провода в лобовой части секции может быть больше сечения провода в ее пазовой части.

Это позволяет изменить условия охлаждения верхнего и нижнего слоя обмотки, изменив сечение и соответственно поверхность охлаждения проводников. Изготовление секций из прафилированного провода позволяет также применять зубцы с параллельными стенками, что дает возможность более полно использовать и заполнять .медью паз машины и соответственно увеличивать. нагрузки . При выполнении секции обмотки профилированным проводом, где профиль провода пазовых и лобовых частей секции обмотки отличаются друг от друга сечением и конфигурацией,.

1 обеспечивается увеличение сечения проводника в,лобовой части по сравнению с сечением в.пазовой части и тем самым увеличивается теплоотдача в лобовых частях машины и уменьша5 ется активная часть машины.

На фиг. 1 показана секция обмотки электической машины, на фиг. 2 видоизменение секции при применении профилированнога провода.

10 Часть 1 секции, составляющая верхний слой обмотки, имеет форму сечения провода 2, повторяюцего конфигурацию паза в его верхней части.

Кроме того, пунктиром показана (фиг. 1)часть 3 секции, составляю" щая нижний слой обмотки и имеюцая форму провода 4, повторяющую конфигурацию паза в его нижней части, а также пазовая часть 5 (фиг. 2 ) про20 вода с сечением б и лобовая часть 7.

Сечение провода по длине обмотки имеет периодическое .изменение с периодом, равным шагу обмотки.

Проводники, имеющие разный профиль и сечение и находящиеся в одном пазу, имеют различающиеся между собой сопротивления и поверхности охлаждения. Увеличивая сечение проводника, находящегося на дне паза, можно уменьшить в нем электрические потери, увеличить поверхность охлаждения и, таким образом, частично перераспределить тепло в пазовой части машины, улучшив условия охлаждения проводника в нижней части секции.

З5 Выравнивая таким образом тепловые нагрузки в разных сечениях паза, можно в допустимых пределах повысить нагрузки машины, повышая использование активной зоны машины. Вторая

40 возможность улучшения использования зубцовой зоны машины заключается в том, что при проектировании зубцов с параллельными стенками увеличивается плоцадь паза, которая наиболее полно заполняется проводяцим материалом, имеюцим форму паза.

Увеличение сечения проводника, таким образом, приводит к воэможности увеличения нагрузки машины и снижению

50 расхода активных материалов Изменение сечения в лобовой части секции обмотки по сравнению с сечением в пазовой части секции позволяет также перераспределить потери и соответствеЬно тепло в обмотке. Увеличение сечения проводника, находящегося в лобовой части, по сравнению с сечением проводника в. пазовой части улучшает. условия охлаждения лобовых .частей обмотки, в связи с увеличе60 нием сечения часть. теплового потока, ответвляющегося в лобовую часть, возрастает., т.е. эа.счет изменения соотношения сечения провода в лобовой и пазовой части секции обмотки можно повысить нагрузки машины.

1046847

Заказ 7746/52 Тираж 687

Подписное

BHHHGH Государственного комитета СССР по.делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Н. Сухоярская

Редактор Н. Кешеля Техред С.Мигунова Корректор A. повх