Складной мотодельтаплан

Реферат

 

Складной мотодельтаплан, содержащий гибкое дельтовидное крыло с трубчатым каркасом, включающим килевую трубу, боковые трубы с концевыми нервюрами крыла, трапецию и мачту и шарнирно соединенным в центральном узле с вертикальной балкой ферменного фюзеляжа, состоящего из прикрепленной к вертикальной балке горизонтальной балки с установленным на ней каркасом сидения пилота и раскосов с основными колесами, а также мотораму с силовой установкой, прикрепленную к вертикальной балке, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени на сборку и разборку и уменьшения габаритов в сложенном виде, он снабжен ползуном, установленным на горизонтальной балке и связанным с фюзеляжем упругим элементом, каркас сидения передней частью шарнирно прикреплен к ползуну, а задней частью - к вертикальной балке, раскосы основных колес снабжены тягами, шарнирно соединяющими их с ползуном, причем горизонтальная балка снабжена замками крайних положений ползуна, а килевая и боковые трубы выполнены телескопическими и снабжены направляющими, при этом концевые нервюры крыла снабжены замками. 6 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к легким летательным aппратам с гибким крылом и силовой установкой. Известен мотодельтаплан, имеющий гибкое поворотное крыло и гондолу, к которой крепится силовая установка, сидение пилота и шасси. Недостатком этого мотодельтаплана являются значительные габариты в транспортном состоянии и большое время на сборку и разборку. Известен такие разборный самолет с гибким треугольным крылом, который имеет открытый форменный фюзеляж, выполненный из металлических трубчатых элементов, гибкое крыло и трехколесное шасси с управляемым поворотным носовым колесом. Кресло пилота установлено в районе силовых стоек крепления крыла. Непосредственно за креслом смонтарована силовая установка с толкающим винтом. Трубчатые элементы фюзеляжа, силовых стоек, подмоторной рамы д т.д. соединяются между собой с помощью специальных узлов крепления с штыревыми фиксаторами. Недостатками этого самолета являются: необходимость расстыковки многих элементов для получения компактного транспортируемого пакета; длительное время для сборки и разборки обусловленное наличием большого количества штыревых фиксаторов, съемного крепежа и контровки разъемных соединений. Целью изобретения является сокращение времени на сборку и разборку и уменьшение габаритов мотодельтаплана в сложенном виде. Поставленная цель достигается тем, что складной мотодельтаплан содержащий гибкое дельтовидное крыло с трубчатым каркасом, включающим килевую трубу, боковые трубы с концевыми нервюрами крыла, трапецию и мачту и шарнирно соединенным в центральном узде с вертикальной балкой ферменного фюзеляжа, состоящего из прикрепленной к вертикальной балке горизонтальной балки с установленным на ней каркасом сидения пилота и раскосов с основными колесами, а также моторами с силовой установкой, прикрепленную к вертикальной балке, снабжен ползуном, установленным на горизонтальной балке и связанным с фюзеляжем упругим элементом, передняя часть каркаса сидения шарнирно прикреплена к ползуну, а задняя часть к вертикальной балке, раскосы основных колес снабжены тягами, шарнирно соединяющими их с ползуном, причем горизонтальная балка снабжена замками крайних положений ползуна, а килевая и боковые трубы выполнены телескопическими и снабжены направляющими, при этом концевые нервюры крыла снабжены замками. На фиг.1 показан мотодельтаплан в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.2 то же, в сложенном положении, вид сбоку; на фиг.3 то же в рабочем положении, вид спереди; на фиг.4 форменный фюзеляж мотодельтаплана, вид сверху; на фиг. 5 гибкое крыло мотодельтаплана, вид сверху; на фиг.6 - вариант телескопической боковой трубы в сложенном положении; на фиг.7 то же, в рабочем положении; на фиг.8 узел 1 фиг.6; на фиг.9 сечение А-А фиг.7 (вариант замка рабочего положения); на фиг.10 вариант горизонтальной балки фюзеляжа с ползуном; на фиг.11 вариант носового узла с замком рабочего положения. Складной мотодельтаплан содержит гибкое дельтавидное крыло 1 с трубчатым каркасом, включающим телескопическую килевую трубу, состоящую из носовой 2 и хвостовой 3 частей, телескопические боковые трубы, состоящие из корневой 4, средней 5 и консольной 6 частей, трапецию 7, мачту 8, тросовые растяжки 9. Боковые трубы соединены шарнирно в носовом узле 10, который имеет возможность перемещения по носовой части килевой трубы и снабжен замком 11 рабочего положения. Трапеция 7 и мачта 8 крепятся шарнирно к центральному узлу 12. К свободным концам консольных частей 6 шарнирно прикреплены концевые нервюры крыла 13 замками 14. Телескопические части 2-6 килевой и боковых труб снабжены направляющими 15, упорными буртиками 16, компенсирующими втулками 17 и замками рабочего положения 18. Каркас шарнирно соединен в центральном узле 12 с вертикальной балкой 19 ферменного фюзеляжа, включающего горизонтальную балку 20, носовое управляемое поворотное колесо 21, узел крепления 22 вертикальной балки. На горизонтальной балке 20 выполнены ползун 23, связанный с фюзеляжем амортизатор 24 и замки 25 и 26 крайних положений ползуна. Каркас 27 сидения 28 пилота соединен шарнирно одним концом с вертикальной балкой 19 в узле 29 крепления силовой установки 30 а другим концом с ползуном 23. Раскосы 31 и 32 основных колес 33 соединены шарнирно с фюзеляжем в узле крепления 22 вертикальной балки, а раскос-тяга 34 шарнирно соединена с раскосом 31 и ползуном 23. На трапеции 7 выполнен дополнительный шарнир 35. Складывают мотодельтаплан следующим образом. Сначала расфиксируют замок 11 рабочего положения носового узла 10, который перемещается по носовой части 2 килевой трубы вперед и ослабляет все тросовые растяжки. 9. Далее поочередно расфиксируют замки 18 и вводят одна в другую телескопические части 2-6 килевой и боковых труб. При этом обшивка гибкого крыла 1 собирается в гармошку. Концевые нервюры крыла 13 и мачта 8 при переламывании замков 14 складываются, по направлению к носовому узлу. Трапеция 7 складывается в дополнительном шарнире 35. Образовавшийся пакет поворачивается вниз относительно центрального узла 12 так, чтобы носовая, часть его вошла в каркас 27 сидения пилота. Нажатием на штыревые упоры расфиксируют замок 25 рабочего положения ползуна 23 фюзеляжа. Ползун при приложении небольшого усилия к каркасу сидения или к вертикальной балке 19, или к раскосам 31, 32, 34 перемещается вперед к носовому колесу 21, становясь на замок 26 сложенного положения. При этом растягивается амортизатор 24, вертикальная балка с подвешенным в центральном узле 12 пакетом наклоняется относительно оси вращения, закрепленной в узле крепления 22, и укладывается на горизонтальную балку а раскос-тяга 34 складывает основные колеса с раскосами 31 и 32 сбоку к горизонтальной балке. Приведение дельтаплана в рабочее положение производится в обратном порядке, для чего надо расфиксировать замок 26 сложенного положения. При этом амортизатор 24, сжимаясь, взводит вертикальную балку 19, основные колеса 33 и каркас 27 сидения пилота в рабочее положение и устанавливает ползун 23 на замок рабочего положения. Вытягивают хвостовую часть 3 килевой трубы и средние 5 и консольные 6 части боковых труб за их концевые нервюры 13 до автоматической установки на замки рабочего положения, что поставит также мачту 8 в исходное положение за счет натяжения тросовых растяжек 9 продольного канала, и передвигают носовой узел 10 по килевой трубе до автоматической установки на замок 11 рабочего положения, что развернет крылья и растянет трапецию за счет натяжения тросовых растяжек поперечного канала. Высота оси вращения вертикальной балки в ее узле крепления определяется из условия укладывания пакета на горизонтальную балку 20. Сидение 28 пилота крепится к своему каркасу 27 ремнями. Это обеспечит проход пакета через сидения при складывании. Использование изобретения повышает эксплуатационные характеристики мотодальтаплана в результате отсутствия съемного крепежа и разъемных соединений, повышает надежность и безопасность за счет однозначности сборки, и разборки, уменьшает необходимость наличия инструмента, запасного крепежа и контровочных средств. Существенное сокращение времени на разборку и особенно на приведение в рабочее положение обеспечивает повышенную готовность мотодельтаплана для выполнения специальных и аварийных работ. Малые размеры пакета в собранном положении обеспечивают высокую транспортабельность мотодельтаплана всеми транспортными средствами. 2 4 6 8

Формула изобретения

Складной мотодельтаплан, содержащий гибкое дельтовидное крыло с трубчатым каркасом, включающим килевую трубу, боковые трубы с концевыми нервюрами крыла, трапецию и мачту и шарнирно соединенным в центральном узле с вертикальной балкой ферменного фюзеляжа, состоящего из прикрепленной к вертикальной балке горизонтальной балки с установленным на ней каркасом сидения пилота и раскосов с основными колесами, а также мотораму с силовой установкой, прикрепленную к вертикальной балке, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени на сборку и разборку и уменьшения габаритов в сложенном виде, он снабжен ползуном, установленным на горизонтальной балке и связанным с фюзеляжем упругим элементом, каркас сидения передней частью шарнирно прикреплен к ползуну, а задней частью к вертикальной балке, раскосы основных колес снабжены тягами, шарнирно соединяющими их с ползуном, причем горизонтальная балка снабжена замками крайних положений ползуна, а килевая и боковые трубы выполнены телескопическими и снабжены направляющими, при этом концевые нервюры крыла снабжены замками.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12