Устройство для крепления рабочего колеса радиальной турбомашины на валу

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНОЙ ТУРБОМАШИНЫ НА ВАЛУ, содержащее по меньшей мере три штифта, размещенных в соосных отверстиях, выполненных в диске колеса и валу параллельно его оси и расположенных равномерно по окружности, причем отверстия в валу и расположенные в них участки штифтов выполнены цилиндрическими , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности центровки колеса, отверстия в диске и размещенные в них участки штифтов имеют плоские стенки, расположенные параллельно радиальной плоскости, а упомянутые участки штифтов расположены в отверстиях с радиальными зазорами. S W 4 сх 1C со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1048129

З 511 F 01 D 5/04; F 04 D 29/60

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3388442/24-06 (22) 22.01.82 (46) 15.10.83. Бюл. № 38

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) Н. 3. Дадонов, В. М. Иваненко и С. А. Лозинский (71) Производственное объединение «Брянский машиностроительный завод» им. В. И. Ленина (53) 621.438.9 (088.8) (56) 1. Патент США № 3771927, кл. 415—

131, опублик. 1973.

2. Шелкова Г. М. Опыт создания малообо. ротного дизеля отечественной конструкции.—

Чвигателестроение», 1980, № 4, вкладка. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНОЙ

ТУРБОМАШИНЫ НА ВАЛУ, содержащее по меньшей мере три штифта, размещенных в соосных отверстиях, выполненных в диске колеса и валу параллельно его оси и расположенных равномерно по окружности, причем отверстия в валу и расположенные в них участки штифтов выполнены цилиндрическими, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности центровки колеса, отверстия в диске и размещенные в них участки штифтов имеют плоские стенки, расположенные параллельно радиальной плоскости, а упомянутые участки штифтов расположены в отверстиях с радиальными зазорами.

1048129

Изобретение относится к турбостроению и, в частности, к устройству для крепления рабочего колеса радиальной турбомашины на валу.

Известно устройство для крепления рабочего колеса радиальной турбомашины на валу, содержащее шпонку, размешенную в соосных пазах, выполненных в диске колеса и валу параллельно его оси (1).

Однако такое выполнение устройства не обеспечивает надежную центровку колеса 1О ввиду отсутствия радиальных направляющих, сохраняющих центровку колеса при высоких частотах вращения.

Известно также устройство для крепления рабочего колеса радиальной турбомаши-, ны на валу, содержащее по меньшей мере три штифта, размещенных в соосных отверстиях, выполненных в диске колеса и валу параллельно его оси и расположенных равномерно по окружности, причем отверстия в валу и расположенные в них участки штиф- 20 тов выпонены цилиндрическими (2) .

Однако известное выполнение устройства не обеспечивает надежную центровку колеса ввиду невозможности радиального перемещения колеса относительно вала от тепловых расширений, возникающих от прогрева диска или расширения диска от центробежных сил.

Цель изобретения — повышение надежности центровки колеса турбома шины.

Указанная цель достигается тем, что в gp устройстве для крепления рабочего колеса радиальной турбомашины на валу, содержашим по меньшей мере три штифта, размещенных в соосных отверстиях, выполненных в диске колеса и валу параллельно его оси и расположенных равномерно по окружности, причем отверстия в валу и расположенные в них участки штифтов выполнены цилиндрическими, а отверстия в диске и размешенные в них участки штифтов имеют плоские стенки, расположенные параллельно радиальной плоскости, а упомянутые участки штифтов расположены в отверстиях с радиальными зазорами.

На фиг. 1 показано рабочее колесо радиальной турбомашины, установленное на валу, продольный разрез; на фиг.2.,— сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-5 на фиг. I.

Устройство для крепления рабочего колеса радиальной турбомашины на валу содержит четыре штифта 1, размещенных в отверстиях 2, выполненных в диске 3 колеса 4, и соосных им отверстиях 5, выполненных в валу 6 параллельно его оси и расположенных равномерно по окружности с радиусом г, отстоящих друг от друга на угловое расстояние с(= —, где и — число штифтов. Отвер360 стия 5 в валу 6 и расположенные в них участки штифтов 1 выполнены цилиндрическими диаметром d. Отверстия 2 в диске 3 и размещенные в них участки штифтов 1 имеют плоские стенки 7, расположенные параллельно радиальной плоскости 00, а упомянутые участки штифтов 1 расположены в отверстиях 2 с радиальным зазором f и 1 .

Во время работы турбомашины центробежные силы деформируют диск 3 колеса 4 в области упругих деформаций в радиальном направлении. При этом отверстия 2 диска 3 перемещаются в радиальном направлении вдоль плоскости 00 относительно штифтов 1, выбирая зазор 1, причем плоские стенки 7 штифтов 1 обеспечивают радиальную центровку колеса 4 турбомашины.

Предлагаемое выполнение устройства способствует сохранению центровки рабочего колеса турбомашины относительно вала при длительной эксплуатации на переменных частотах вращения, что повышает надежность работы турбома шины.

1048129

Редактор С. Лисина

Заказ 7889/37

Составитель Ю. Антипов

Техред И. Верес Корректор А. Зи мокосов

Тираж 535 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4