Зубчатый вариатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР, содержащий ведущий и ведомый валы, установленный на последнем блок эвольвентно-конических колес, шлицёвой вал с размещенным на нем подвижным в осевом направлении зубчатым колесом , отличающийся тем, что, с целью плавного регулирования скорости ведомого вала и уменьшения величины динамическ.их перегрузок при переключении ступеней, он снабжен дополнительнЕлм шлицевым валом с установленным на нем подвижным в осевом направлении дополнительным зубчатым колесом и двумя электромагнитными порошковыми муфтс1ми, .связывающими ведущий вал с шлицевыми валами (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

1(51> F16 H 3/42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

I .Ь) .".",:ф";. - -„:Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВЪ (21) 2745030/25-28 (22) 04.04.79 (46) 15.10.83.Бюп, Р 38 (72) Б.A.Ëàáêoâñêèé (71) Ижевский сельскохозяйственный институт. (53) 621.833(088.8) (56) 1. Пронин Б.A. Ревков Г.А,.

Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи (вариаторы).

М., Машиностроение, 1967, с. 221-224 (прототип) . (54)(57) ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР, содержащий ведущий и ведомый валы, установленным на последнем блок эволь„„SU„„1048201 A вентно-конических колес, шлицевой. вал с раэмещенным на нем подвижным в осевом направлении зубчатым колесом, отличающийся тем, что, с целью плавного регулирования скорости ведомого вала и уменьшения величины динамических перегрузок при переключении ступеней, он снабжен дополнительным шлицевым валом с установленным на нем подвижным в осевом направлении дополнительным зубчатым колесом и двумя электромаг нитными порошковыми муфтами, связы.вающими ведущий вал с шлицевыми валами.

1048201

Составитель А;Матвеев

Редактор С.Лисина Техред М, Тепер Корректор М.Демчик

Заказ 7901/41 Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул,Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым вариаторам.

Известен зубчатый вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы, установленный на последнем блок эвольвентно-конических колес, шлиценой вал с размещенным на нем подвижным в осевом направлении зубчатым колесом fl) .

Недостатком известного зубчатого 1О вариатора является недостаточно плавное переключение скорости, сопровождающееся повышенными динамическими ударами при переходе с одного эвольвентно-конического колеса на другое. 15

Цель изобретения †.обеспечение плавного регулирования скорости ведомого вала и уменьшение, величины динамических перегрузок при переключении ступеней. 20

Поставленная цель достигается тем, что вариатор снабжен дополнительным шлицевым валом с установленным на нем подвижным в осевом направлении дополнительным зубчатым колесом и двумя электромагнитными прошкоными муфтами, связывающими ведущий вал с шлицевыми валами.

На чертеже изображена схема предлагаемого зубчатого нариатора.

Зубчатый нариатор содержит блок 1 эвольвентно-конических колес.. На основном шлицевом валу 2 и дополнительном 3 установлены колеса 4 и 5, имеющие возможносТь осевого перемещения.

На валах 2 и 3 закреплены ведомые части электромагнитных порошковых муфт б и 7, недущие части которых

;.закреплены на валах, связанных с ведущим валом 8 передачами с равными передаточными отношениями. Блок 1 4Q эвольвентно-конических колес закреплен на ведомом валу 9.

Зубчатый варнатор работает следующим образом.

В момент переключения стУпеней 45 обесточинается обмотка возбуждения электромагнитной муфты 7. Кинематическая связь между валом 2 и ведущим валом 8 разрывается. При этом зацепление колеса 5 с венцом блока 1 разгружается, а приведенный момент инерции колеса 5 становится во много раз. меньше, так как на него не накладывается при этом момент инерции ротора двигателя (не показан).

После размыкания муфты 7 осуществляется перевод колеса 5 в зацепление с другим венцом блока 1 (при остающейся включенной муфте 6) . Динамические нагрузки, сопутствующие переключению, во Много раз меньше, чем в прототипе, так как момент инерции колеса 5 во много раэ меньше, а зацепление в момент переключения разгружено. После осуществления перевода колеса 5 ток обмотки возбуждения муфты 7 плавно увеличивают, а ток обмотки возбуждения муфты б плавно уменьшают, чем и добиваются плавного регулирования скорости ведомого вала 9. При полном обесточинании обмотки возбуждения муфты 6 осуществляют перевод колеса 4 в зацепление с другим венцом блока l если необходимо изменит;ь скорость ведомого вала в том же направлении. После перевода колеса 4 ток обмотки возбуждения муфты б начинают увеличивать, а ток обмотки возбуждения муфты 7 уменьшать и т.д. уменьшение динамических перегрузок при переключении ступеней в зубчатом вариаторе (по сравнению с прототипом) позволяет существенно уменьшить габариты блока эвольвентноконических колес, а следовательно, и уменьшить материалоемкость нсего зубчатого вариатора. Исключение скачкообразного изменения и обеспечение плавного регулирования скорости ве домого нала позволяет использовать предлагаемый зубчатый вариатор в приводах машин, н которых использование прототипа невозможно.