Клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КЛАПАН ПО авт.СВ. №693743, отличающийся тем, что, с целью повьииения надежности при р|аботе на взрывоопасных средгрс, он I снабжен дополнительньм кольцевым седлом, вьшолненным в корпусе в меж .мембранной полости с возможностью взаимодействия в закрытом положении клапана с жестким центром большей ;мембраны и образующим со. стенками корпуса и жесткими центрами мембран замкнутую полость..
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, Н ABTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (61 ) б 93743 (21 ) 3448268/25-08 (22) 04 ° 06,.82. (46). 15.10.83 . Бюл. Р 38 (72) В.Л.Гудименко, B.И.Гуслянников, А.T.Äåìèí и Ю.С.Кузнецов (5.3) 621.646 (088.8 ) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
;.9 693743, кл. F 16 К 1/12, 1976 (прототип) .
3(51) F 1 6 К 1 /1 2 // F 1 6 К 31 /1 6 5
Г54) (57) К)1АПАН по авт.св. В 693743, о т л и -. а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности при работе на взрывоопасных средах, он
:снабжен дополнительным кольцевым . седлом, выполненным в корпусе в меж,мембранной полости с возможностью . взаимодействия в закрытом положении клапана с жестким центром большей .мембраны и образующим со. стенками корпуса и жесткими центрами мембран замкнутую полость.
1048218
Изобретение относится к арматуростроению.
По основному авт. св. 9 693743 известна конструкция двухмембранного к.чапана, содер>хащего корпус с односторонним и двусторонним седлами и шток с запорным органом, выполненным иэ двух подпружиненных частей $1).
Однако в конструкции клапана с недостаточной степенью надежности Io решены задача предотврацения возможности попадания командной среды в рабочую полость. 1ри использовании горячего воздуха в качестве командной среды и при работе с продуктами сгорания топлива, содер>хащими копоть и являющимися агрессивной средой, возможно нарушение герметичности мембран и забивание седел рыхлои копотью, при этом возможно попадание воздуха, содержащего кислород, в рабочую полость, где наличие кислорода недопустимо, что создает взрывоопасную ситуацию.
Цель изобретения - повышение на-. дежности клапана при работе на взрывоопасных средах. указанная цель достигается тем, что клапан, содержащий корпус с односторонним и;двусторонним седлами; и каналами входа, выхода и командного давления, в котором расположен шток с запорным органом, выполненным из двух подпру>хиненных частей и двумя приводными мембранами с большей и меньшей площадями, снабжен дополнительным кольцевым седлом, выполненным в корпусе в межмембранной полости с воэмо>хностью взаимодействия в закрытом положении Жтапана с жестким центром большей мем- 40 ,браны и образующим со стенками корпуса и жесткими центрами мембран замкнутую полость.
На фиг. 1 изображен. предлагаемый клапан, открытое положение; на, 45 фиг. 2 — то же, закрытое положение.
В корпусе 1 клапана выполнены каналы входа 2, выхода 3 и командного воздуха 4. На штоке 5 укреплены силовая мембрана б с >хестким центром 7 щ и разделительная мембрана 8 с жестким центром 9, а также запорный орган, состоящий из двух частей — жестко соединенного со штоком затвора 10 и подвижного затвора 11. Жесткий центр
7 нагружен относительно корпуса в сторону канала 4 пружиной 12, а затвор 11 относительно затвора 10 пружиной 13 и удерживается на штоке
5 штифтом 14. В корпусе между жестким центром 9 и затвором 10 выпол-нено двустороннее седло 15, а на выходе — седло 16. В межмембранной полости корпуса выполнено дополнительное седло 17, взаимодействующее с жестким центром 7 в закрытом положении. клапана. В корпусе между мембраной б и седлом 17 имеется дренажное отверстие 18.
В открытом положении клапана рабочая среда свободно проходит иэ канала 2 в канал 3, затвор 10 прижат пружиной 12 к седлу 15. В случае нарушения герметичности соединения затвора 10 с седлом 15 и мембраны 8 протекающая рабочая среда сбрасывается наружу через отверстие 18. При подаче командной среды в канал 4 мембрана 6 сжимает пружину 12, при этом затвор 11 .садится на седло 16, жесткий центр 9,садится на седло затвора 10, а жесткий центр 7 — на седло 17. Клапан, таким образом, оказывается закрйтым (канал 2 раэобцается с каналом 3).
При длительной работе клапана имеется вероятность нарушения герметичности мембран под воздействием командной и рабочей среды, а также нарушение плотности посадки жестких центров на седла вследствие осаждения сажи, содержащейся в рабочей среде, на поверхности седел и жестких центров. Однако вероятность попадания командной среды в канал с рабочей средой невелика, так как в закрытом положении клапана на пути командной. среды образуется дополнительная замкнутая полость, образованная стенками корпуса и жест кими центрами мембран, а находящаяся перед ней полость, образованная мембранои б и стенкой корпуса, сообцена с наружной средой отверстием
18, в которое утекает проходящая через мембрану 6 командная среда.
Технико-зкономическая эффективность изобретения заключается в повышении надежности клапана при
l ,работе на взрывоопасных средах.
1048218
Составитель Т.Колясинская
Редактор С.Лисина Техред М, Тепер Корректор A ° Ôåðåíö
-Заказ 7901/41 Тираж 925 Подписное
ВНШИИ Государстнеиного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва,iZ(-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4