Лифт переменной грузоподъемности
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЛИФТ ПЕРЕМЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ , содержащий кабину и противовес, связанные между собой замкнутой трособлочной системой с подъемными канатами, огибающими основной и дополнительные шкивы, размещенные на выходном валу редуктора, смонтированного, на раме , причем основной шкив смонтирован на упомянутом валу свободно, закрепленное на раме тормозное устройство и две полумуфты жесткого сцепления, одна из которых установлена на выходном валу редуктора, а другая связана с основным шкивом, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона использования лифта, он снабжен полумуфтой упругого сцепления в виде стакана, смонтированного на выходном валу редуктора, жестко связанными с упомянутыми шкивами барабанами, на торце каждого из которых смонтирована одна из полумуфт жесткого сцепления, а другая выполнена конусной, установлена на полумуфте упругого сцепления и подпружинена относительно указанного стакана и кольцом с конусными роликами, контактирующими с конусной полумуфтой жесткого сцепления, причем тормозное устройство содержит рычаги с колодочными элементами, взаимодействующими с барабанами, и регулируемые .тяги, шарнирно соединенные с барабаном, ш (Л жестко связанным с дополнительным шкивом , при этом последний свободно установлен на выходном валу редуктора и имеет диаметр, меньший диаметра основного шкива .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(59 В 6 В
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
СР Р
Ж
)4
CO
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3442275I29-11 (22) 20.05.82 (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) В.,Н. Авдеев и О. Н. Харитонов (71) Государственный проектно-конструкторский институт технологии монтажа промышленного оборудования (53) 621.876 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 783176, кл. В 66 В 9)16, 1979 (прототип). (54) (57) ЛИФТ ПЕРЕМЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ, содержащий кабину и противовес, связанные между собой замкнутой трособлочной системой с подъемными канатами, огибающими основной и дополнительные шкивы, размещенные на выходном валу редуктора, смонтированного,на раме, причем основной шкив смонтирован на упомянутом валу свободно, закрепленное на раме тормозное устройство и две полумуфты жесткого сцепления, одна из которых установлена на выходном валу редуктора, а
„„SU„, 1049400 А другая связана с основным шкивом, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона использования лифта, on снабжен полумуфтой упругого сцепления в виде стакана, смонтированного на выходном валу редуктора, жестко связанными с упомянутыми шкивами барабанами, на торце каждого из которых смонтирована одна из полумуфт жесткого сцеплению, а другая выполнена конусной, установлена на полумуфте упругого сцепления и подпружинена относительно указанного стакана и кольцом с конусными роликами, контактирующими с конусной полумуфтой жесткого сцепления, причем тормозное устройство содержит рычаги с колодочными элементами, взаимодействующими с барабанами, и регулируемые тяги, шарнирно соединенные с барабаном, жестко связанным с дополнительным шкивом, при этом последний свободно установлен на выходном валу редуктора и имеет диаметр, меньший диаметра основного шкива.
1049400
Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам и наиболее эффективно может быть использовано в лифтах со шкивами трения для увеличения массы поднимаемого груза и скорости перемеще5 ния кабины при неизменнои мощности электродвигателя.
Известен лифт переменной грузоподъемности, содержащий кабину и противовес, связанные между собой замкнутой трособлочной системой с подъемными канатами, оги- 10 бающими основной и дополнительные шкивы, размещенные на выходном валу редуктора, смонтированного на раме, причем основной шкив смонтирован на упомянутом валу свободно, закрепленное на раме,тор!
5 мазное устройство, и две полумуфты жесткого сцепления, одна из которых установлена на выходном валу редуктора, а другая связана с основным шкивом (1).
Однако при переводе лифта с одной грузоподъемности на другую нарушается дисбаланс системы кабина — канатоведущий шкив-противовес, так как масса противове- са остается неизменной, а грузоподъемность лифта увеличивается в два раза. Крутящие же моменты на канатоведущем шкиве при подъеме груженой и пустой кабины должны быть равны. Нарушение этого приводит к таму, что придется увеличить мощность электродвигателя, которая в режиме одинарной грузоподъемности не будет использована полностью (увеличатся габариты и масса), в режиме же двойной грузоподъемности двигатель или не сможет «тянуть» несбалансированную массу, или для этого потребуется значительно больше электроэнергии (при незначительных перегрузках сверх одинарной грузоподъемности). . Далее в процессе отключения или подключения канатоведущего шкива, свободно насаженного на выходном валу редуктора, даже при затормаживании всей системы, вследствие перегрузки со стороны одной из ветвей, со стороны кабины или противовеса при нарушенйи очередности операций, кабина или противовес начинают двигаться по шахте, и поставить струбцину при вращающемся канатоведущем шкиве невозможно.
Включить же муфту сцепления при вращаю- 4> щемся шкиве и невращающемся выходном вале редуктора также невозможно. Следовательно, существующая конструкция крепления канатоведущего шкива к раме лебедки, например, струбциной, а также ручное переключение муфты сцепления не об- 50 ладает надежностью и может привести к аварийной ситуации.
Переключение полумуфты и постановка струбцины осуществляется вручную, поэтому последнее ведет к тому, что при частых колебаниях поднимаемых грузов необходим специально обученный работник, который каждый раз поднимается в машинное помещение, переключает лифт из одного режима в другой, при этом лифт, если он работает в непрерывном цикле, теряет свою производительность.
Целью изобретения является расширение диапазона использования лифта.
Для достижения этой цели лифт переменной грузоподъемности, содержащий кабину и противовес, связанные между собой замкнутой трособлочной системой с подьемными канатами, огибакюа ими основной и дополнительные шкивы, размещенные на выходном валу редуктора, смонтированного на раме, причем основной шкив смонтирован на упомянутом валу свободно, закрепленное на раме тормозное устройство и две полумуфты жесткого сцепления, одна из которых установлена на выходном валу редуктора, а другая связана с основным шкивом, снабжен полумуфтой упругого сцепления в виде стакана, смонтированного на выходном валу редуктора, жестко связанными с упомянутыми шкивами барабанами, на торце каждого из которых смонтирована одна из полумуфт жестюго сцепления, а другая выполнена конусной, установлена на полумуфте упругого сцепления и подпружинена относительно указанного стакана, и кольцом с конусными роликами, контактирующими с конусной полумуфтой жесткого сцепления, причем тормозное устройство содержит рычаги с колодочными элементами, взаимодействующими с барабанами, и регулируемые тяги, шарнирно соединенные с барабаном, жестко связанным с дополнительным шкивом, при этом последний свободно установлен на выходном валу редуктора и имеет диаметр, меньший диаметра основного шкива.
На фиг. 1 изображен лифт, общий вид; на фиг. 2 — приводной механизм лифта, вид
А на фиг. 1; на фиг. 3 — подвеска кабины на тяговых канатах, узел I на фиг. 2; на фиг. 4 — механизм подключения канатоведущего шкива к выходному валу редуктора, в разрезе узел II на фиг. 1; на фиг. 5— то же, вид Б на фиг. 4; на фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 5.
Лифт переменной грузоподъемности состоит из кабины 1, перемещающейся в направляющих 2, противовеса 3, перемещающегося по шахте в направляющих (не показаны), тяговых канатов 4, пропущенных через блоки 5, размещенные вверху кабины 1, и блоки 6, установленные вверху противовеса 3. Канаты 4, огибающие блоки 5 и 6, огибают дополнительный 7 и основной
8 канатоведущие шкивы. Шкивы 7 и 8 насажены на выходной вал 9 редуктора 10, размещенного на опорах 11 и 12. Выходной вал 9 редуктора 10 соединен с тихоходным валом 13 и редуктора 10 при помощи жесткой муфты 14. Быстроходный вал 15 редуктора 10 соединен с валом 16 электро1049400
3 двигателя 17 при помощи муфты 18 жесткого сцепления. Все элементы, входящие в привод лифта, крепятся к раме 19.
Канатоведущие шкивы 7 и 8 смонтированы на валу 9 свободно и могут вращаться относительно него в подшипниках. Подшнп5 никовый узел 20 закрыт с двух сторон крышками 21.. К каждому из канатоведущих шкивов 7 и 8 закреплены при помощи болтов 22 тормозные барабаны 23 и 24. В основании тормозных барабанов установлены подшип- 10 ники 25 качения, которые позволяют тормозному барабану вращаться вместе с канатоведущим шкивом и нести нагрузку от сил, возникающих при срабатывании тормозного устройства. Подшипники 25 качейия закрыты с двух сторон крышками 26, причем в
15 тех крышках 27, которые установлены снаружи тормозных барабанов, выполнены кулачки 28. На одном валу 9 с канатоведушими шкивами 7 и 8 барабанами 23 и 24 установлены полумуфты 29 и 30 упругого сцепления. Полумуфта 29 или 30 состоит из стакана 31, соединенного неподвижно с валом 9 посредством шпонки 32. Для разгрузки шпонки 32 затяжка стакана обеспечивается кольцевой гайкой 33. На наружной поверхности стакана 31 выполнены шлицы 34, на которые насажена конусная полумуфта 35, с одной стороны которой выполнены зубья 36, а с другой установлены „ пружины 37. Для центровки пружин 37 внутри них пропущены штыри 38. Штыри 38 на резьбе соединяются с полумуфтой 35 и проходят через отверстия, выполненные в стакане 31. На полумуфту 35 надето кольцо 39, к которому с одной стороны прикреплены конусные ролики 40, а с другой—
П-образные кронштейны 41. В зоне тормоз- З ных барабанов 23 и 24 установлены тормозные устройства 42 и 43, каждое из которых состоит из основания 44, которое крепится при помощи болтов к раме 19. К основанию 44 при помощи осей 45 крепятся рычаги 46, а к последним при помощи 4о осей 47 крепятся колодочные элементы 48.
Рычаги 46 соединены друг с другом посредством стяжки 49 и прижимаются элементами 48 к барабану при помощи пружин 50.
Вверху тормозного устройства установлен электромагнит 51, якорь которого соединен со штоком 52, и последний через серьги
53, тягу 54 и оси 55 соединен с рычагами
46. К каждому из рычагов 46 жестко закреплены П-образные кронштейны 56, к ко-: торым при помощи оси 57 крепится регули- 50 руемая тяга 58. Второй конец тяги 58 соединен при помощи оси 59 с П-образным кронштейном 41 кольца 39.
Блоки 6 жестко закреплены к раме противовеса 3, а блоки 5 крепятся к раме 60
55 кабины 1 при помощи балансирнои подвески. Каждый из блоков 5 при помощи оси 61 соединен с кронштейном 62, в нижней части которого выполнено отверстие, через которое пропущена регулируемая тяга 63, прикрепленная к кронштейну 62 при помощи гаек 64. Это необходимо для выравнивания натяжения канатов в каждой из замкнутой систем. Нижней частью каждая тяга 63 при помощи осей соединяется с верхним 65 и нижним 66 балансирами. Балансир. 65 при помощи тяги 67 и оси соединен с балансиром 66, который при помощи центральной тяги 68 и оси 69 соединяется с каркасом
60 кабины 1. Число блоков 5, установленных на кабине 1, и количество блоков 6, установленных на противовесе, одинаково и равно числу канатов, образующих замкнутую систему.
Работа лифта осуществляется следующим образом.
При подъеме груза, масса которого находится в пределах номинальной грузоподьемности лифта, включается в работу одно-. временно оба канатоведущих шкива 7 и 8.
При этом подается питание на обмотки электродвигателя 17 и на катушки магнитов 51 каждого из тормозных устройств 42 и 43.
Электромагнит 51 втягивает якорь 52, серьга 53 поднимается и поворачивает тяги 54.
Одновременно с поворотом тяг 54 происходит сжатие пружин 50 и рычаги 46 с колодками 48 отходят от барабанов 23 и 24.
Вместе с отходом рычагов 46 тяги 58 отводят кольцо 39 с роликами 40 и под действием пружин 37 полумуфта 35 перемещается в сторону барабана 23, и зубья 36 и
28 входят в зацепление друг с другом. Шкивы 7 и 8 начинают вращаться в одну сторону и поднимать кабину 1 с грузом. При достижении кабиной 1 нужного этажа прекращается подача питания на обмотки электродвигателя 17. Полумуфты 35 выходят из зацепления с зубьями крышек барабанов
23 и перемещаются в сторону, противоположную тормозным. барабанам, пружины 37 при этом сжимаются. Тормозные колодки 48 под действием пружин 59 поднимаются к тормозным барабанам 23 и 24, канатоведущие шкивы 7 и 8 не вращаются.
При подъеме груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность лифта, включается в работу только один малый канатоведущий шкив 7 (шкив 8 остается неподвижным). В этом случае питание на тормозной электромагнит 51 тормозного устройства 42 не подается и полумуфта 30 не входит в зацепление с барабаном 24. Работа лифта с одним малым канатоведущим шкивом позволяет поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность лифта, не увеличивая при этом мощность двигателя.
Предлагаемый лифт переменной грузоподъемности позволяет при правильном выборе режима работы использовать электродвигатели меньшей мощности, и как след1049400
Вид Я ствие, применять электродвигатели меньших масс и габаритов, поднимая при этом грузы, масса которых превышает грузоподъемность лифта. Мощность электродвигателя при применении лифта с канатоведущими шкивами разного диаметра уменьшится на 30—
40%, а производительность лифта при этом повышается на 5 — 10%.!
Л
Фиа4!
Вид Б фиг.5
В-В
ВНИИПИ Заказ 8339 21
Тираж 861 Подписное
Филиал ППП «Патент», г Ужгород ул Проектная 4