Волновая силовая установка плавсредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВОЛНОВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНСВКЛ ПЛАВСРЕДСТВА, содержащая вертикально направляющие стойки, прикрепленные к поднятому над водой корпусу плавсредства, соединенные внизу между собой и подвижно сопряженные с поплавком a также гребной вал с гребным винтом, кинематически связанный с поплавком, отличающаяся тем, что, с целью повышения пропупьсивцого КПД и надежности в работе, поплавок подпружинен относительно корпуса плавсредства, на гребном винте лен маховик, a кинематическая связь гребного вала с поплавком содержит носовую и кормовую зубчатые рейки, вертикально закрепленные на корпусе плавсредства одна слева, a другая справа от гребного вала, и сопряженные с шестернями , которыми снабжен этот вал, через фрикционные муфты оцностороннего действия с возможностью поочередного задецления гребного вала с одной из шесте (S рен при вертикальном возвратноюступа€ тельном движении поплавка.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5ц t 8 63 Н 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ с

Ф с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3470570/27-11 (22) 14.04.82 (46) 23.10.83. Бюл. ¹ 39 (72) А. А. Тарасов (53 ) 629. 12;.532. 582.5. 037.002. 54 (088.8) (56) 1. Патент Германии ¹ 153906, кл. 65 f ", 6/10, 19.04.03 (прототип). (54)(57} ВОЛНОВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ПЛАВСРЕДСТВА, содержащая вертикально направляющие стойки, прикрепленные к поднятому над водой корпусу плавсредства, соединенные внизу между собой и подвижно сопряженные с поплавком, а также гребной вал с гребным винтом, кинематически связанный, SUÄÄ 1049422 А с поплавком, отличающаяся тем, что, с целью повышения пропульсивного КПД и надежности в работе, поплавок подпружинен относительно корпуса плавсредства, на гребном винте закреплен маховик, G кинематическая связь гребного вала с поплавком содержит но совую и кормовую зубчатые рейки, вертикально закрепленные на корпусе плавсредства одна слева, а другая справа от гребного вала, и сопряженные с шестернями, которыми снабжен этот вал, через фрикционные муфты одностороннего действия с возможностью поочередного зацеПления гребного вала с одной из шестерен при вертикальном возвратно-поступаИ тельном движении поплавка.

Изобретение относится к судостроению, а именно к силовым установкам волноходов разного назначения, несущим службу в океане, например гидрометеорологическим, спасательным и др. 5

Известна волновая силовая установка плавсредства, содержащая вертикальные направляющие стойки, прикрепленные к

1 поднятому над водой корпусу, плавсредства, соединенные внизу между собой и 10 подвижно сопряженные с поплавком, а также гребной вал с гребным винтом, кинематически связанный с поплавком

31).

Недостатком известной установки яв- t5 ляется ее низкий КПД.

Цель изобретения — повышение пропульсивного 1(ПД и надежности в работе установки. Указанная цель достшается тем, что 20 в волновой силовой установке плавсредства, содержащей вертикальные направляющие стойки, прикрепленные к поднятому над водой корпусу плавсредства, соединенные внизу между собой и подвиж-25 но сопряженные с поплавком, а также гребной вал с гребным винтом, кинематически связанный с поплавком, поплавок подпружинен относительно корпуса плавсредства, на гребном винте закреплен ЗО маховик, а кинематическая связь гребного вала с поплавком содержит носовую и кормовую зубчатые рейки, вертикально закрепленные .на корпусе плавсредства одна слева, а другая справа от гребного винта, и сопряженные с шестернями, которыми снабжен этот вал через фрикционные муфты одностороннего действия с возможностью поочередного зацепления гребного вала с одной из шестерен при вертикаль- ® ном возвратно-поступательном движении поплавка.

На фиг. 1 изображена волновая силовая установка плавсредства, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. l; на фиг.345 — волновая силовая установка плавсред,ства, вид спереди; на фиг. 4 — сопряжение зубчатой рейки с шестерней фрикциОнной муфты; на фиг. 5 - фрккционная. муфта, сечение Б-Б на фнг. 4. 5G

Волновая силовая установка содержит поднятый над водой корпус 1, установленный на рабочих элементах, каждый из которых включает в себя две вертикальные 55 стойки 2, на которых подвижно установлен поплавок 3, подпружиненный относительно корпуса 1 двумя пружинами 4.

22 2

Нижние концы стоек 2 соединены между собой перекладиной 5. На поплавке 3, снизу, подвижно установлен гребной вал

6, на котором жестко закреплен гребной вщп 7 (правого вращения) с кольцевым маховиком 8. На носовой половине вала

6 установлень1 две фрикционные муфты одностороннего действия 9, заключенные во внутреннюю полость ступицы двух шестерен 10. Между корпусом 1 и перекладиной 5 установлены две вертикельнь е зубчатые рейки ll — носовая (левая) и кормовая (правая), которые находятся в зацеплении с шестернями 10 и прижимаются к ним с помощью роликов 12. Обе шестерни 10 и ролики 12 заключены в коробку 13 передач. Муфта 9 расположена во внутренней полости ступицы шестерни 10 и закрыта крышкой 14, которая соединена с шестерней

10 посредством винта 15. На шестерне

iO и на крышке 14 установлены винты

16. Муфта 9 состоит из обоймьi 17, звездочки 18, роликов 19 и пружин 20.

Звездочка 18 соединена с валом 6 цщонкой 21. На торцах обоймы 17 име ются радиальные пазы для сочленения их с винтами 16. На звездочке l8, с обеих сторон, установлены шайбы 22 и кольцевые пружинные замки 23 для фиксации роликов 19 в продольном направлении»

Волновая силовая установка работает следующим образом.

При набегании волны поплавок 3 поднимается и сжимает пружины 4, IIpH этом носовая шестерня 10 вращается влево (свободный ход), а кормовая шестерня 10 вращается вправо (рабочий ход), т. е. ролики 19 кормовой муфты 9 жестко соединяют кормовую шестерню 10 с валом

6. При замедлении и остановке поплавка 3 в верхнем положении вал 6 вращается за счет инерции маховика 8 и обгоняет кормовую шестерню 10, вследствие чего ролики 19 выходят из заклинивания и, таким образом, отключают кормовую шестерню 10 от вала 6. При отходе волны поплавок 3 опускается за счет своего веса и энергии пружин 4, при этом кормовая шестерня 10 вращается влево (свободный ход), а носовая шестерня 10 вращается вправо (рабочий ход), т.е. при этом ролики 19 носовой муфты 9 заклиниваются и подключают носовую шестерню 10 к валу 6. При за3 1049422 4 медлеиии и остановке поплавка 3 в ниж- нивания и, таким образом, отключают нем положении вал 6 вращается за счет носовую шестерню lO от вала 6 н т.д. инерции маховика 8 и обгоняет носовую По сравнению с известной предложенная шестерню 10, вследствие чего ролики установка обладает более высоким КПД

19 носовой муфты 9 выходят из закли- и надежностью в работе.

1049422

1049422

ВНИИПИ Заказ 8342/22 Тираж 460 Псд исное филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4