Способ проветривания туннелей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СПОСОБ ПРСФЕТРИВАНИЯ ТУННЕЛЕЙ, включапций поаачу свежего, воздуха в туннель струйн1мн вентиляf I I ; I I .J Русм рвхи Г торами, равномерно рассредоточенными по длине и работающими совместно с естествен.ной тягой, о т л и ч а юц и и с я тем, что, с целью повыпения эффективности проветривания за счет искусственного воздействия на парат метры естественной тяги туннелей с порталами, имеющими разные высотд ые отметки и пройденными рядом с искусственным соору;женнем, содержащим холодный воздух, прнпортальную часть .туннеля, нмеющую большую высотную отметку, соединяют вентиляционным каналом с искусственным сооружением устанавливают в этом канале вентилятор н подают им холодный воздух из искусственного сооружения в туннель : под острым углом к продольной оси (Л туннеля в направлении портала, имеющего меньшую высотную отметку. Вавтрюмяя

COIOS СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(Ю E 21 1 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Г)0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3417252/22-03 (22) 05.02.82 (46) 23.10, ° 83. Бюл. 939 (72) Л.С.Барский, У.И.Годжиашвили, Е.И.Глазунов и В.П.Конухин (71) Североморское специализированное управление Ордена ленина всесоюзного объединения Гидроспецстрой (53) 622.453(088.8) (56) 1. Цсдиков В,Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. М., Недра, 1968, с.65, рис. 1; 1у.

2. О применении струйной системы вентиляции транспортных туннелей. Транспортное строительство .-1977, It 7, с. 16,17 (прототип) . (54) (57) 1. СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ

ТУННЕЛЕЯ, .вкЛвчакв1жй подачу свежего. воздуха в туннель струйными вентиля „.SU„„1049672 А торами, равномерно рассредоточенными по длине и работающими совместно с естественной тягой, о т л и ч а юшийся тем,,что, с целью повышения эффективности проветривания за счет искусственного воздействия на пара-. метры естественной тяги туннелей с порталами, нмекщими разные высотиые отметки и пройденными рядом с искусственным сооружением, содержащим холодный воздух, припортальную часть .туннеля, имеющую большую высотную отметку, соединяют вентиляционным каналом с искусственным сооружением, устанавливают в этом канале вентилятор и подают им холодный воздух из искусственного сооружения в туннель д под острым углом к продольной оси туннеля в направлении портала, имеющего меньшую высотную отметку.

1049672

2. Способ по и. 1, отличаюшийся тем, что,с целью повышения эффективности способа за счет испольI 1

Изобретение, относится к горной промышленности, строительству и эксплуатации подземных транспортных и гидротехнических туннелей и может быть использовано для проветривания 5 сквозных горных выработок.

Известен способ проветривания туцнелей, заключающийся в подаче свежего воздуха по вентиляционному каналу, размещенному в своде туннеля, и выдаче его через выпускные отверс-, тия, рассредоточенные по длине венти" ляционного канала, в туннель 1 1.

Недостатком этого способа является то, что создание вентиляционного канала требует увеличения поперечнего сечения туннеля и значительных расходов на сооружение этого .канала.

Известен способ проветривания туннелей, включающий подачу свежего воздуха в туннель. струйными вентиляторами, равномерно рассредоточен-, ными по длине туннеля и Работающими совместно с естественной тягой 32 ).

Недостатком этого способа является то, что на эффективность работы этой системы вентиляции оказывает существенное влияние. естественная тяга, особенно при различных высот-: 3Q ных отметках входного и выходного порталов туннеля, когда действие естественной тяги направлено навстречу работе вентиляторов. Исключить .. этот недостаток возможно путем ревер- З5 сирования струйных вентиляторов в сторону действия естественной тяги или путем установки большего количества вентиляторов, постоянно работающих s одном направлении, рассчитанных на опрокидывание максимально возможной естественной .тяги, и создания в туннеле необходимого расхода воздуха. Однако в большинстве случаев направление естественной. тяги настолько неустойчиво по вели- 45 чине и направлению, что реверсирование вейтиляторов или увеличение их количества не дает желаемого результата.

Как известно, величина и направле- 50 ние естественной тяги зависят от высотных отметок порталов, направле" ния ветра, а особенно от разности температур на портальных участках и внутри туннеля. зования холода воды горной реки, часть вентиляционного канала прокладыв ают . в поток е горной реки .

Изменением или искусственным поддерживанием этой разности температур можно способствовать стабилизации естественной тяги необходимого направления.

Целью Изобретения является повыше ние эффективности проветривания за счет искусственного воздействия на параметры естественной тяги тунне- . лей с порталами, имеющими разные высотные отметки и пройденными рядом с искусственным сооружением, содержащим холодный воздух.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу проветривания туннелей, включающему подачу свежего воздуха в туннель струйными вентиляторами, равномерно рассредоточенными по длине туннеля и рабо« тающими совместно с естественной тягой; при портальную часть туннеля, имеющую большую высотную отметку., соединяют вентиляционным каналом с искусственным сооружением, устанавливают в этом канале вентилятор и подают им холодныЯ воздух из искусственного.сооружения в туннель под острым: углом к продольной оси туннеля в направлении портала, имеющего меньшую высотную отметку.

При этом с целью повышения эффек тивности способа за счет использования холода воды горной реки, часть вентиляционного канала прокладывают в по оке горной реки.

Яа фнг.1 показана принципиальная схема, иллюстрирующая осуществление предлагаемого способа для условий проветривания транспортных туннелей гидроэлектростанции; на фиг.. 2 - то же, для условий проветривания автодорожных и железнодорожных туннелей.

Пример 1. Транспортние тунне-, ли 1 (фиг. 1) гидроэлектростанций, как правило, предназначены для доставки бетона и оборудования на гребень. плотины и поэтому имеют разные высотные отметки, порталов. С цельв устранения воэможности скапливания загрязненного воздуха на стройпло-щадке в районе верхнего портала, где ведутся основные работы, отрабо танный- воздух туййеля следует направлять в сторону нижнего портала, т.е. в большинстве случаев против естественной тяги. В связи с этим, количество и мощность вентиляторов 2

1049672 для проветривания увеличивается. В ром значительно ниже, чем воздух то же время в искусственном сооруже- в туннеле. Для использования указаннии 3 (в данном примере тело пло- . кого холодного воздуха соединяют тины), содержащем холодный воздух, дренажный коллектор 3 вентнляционпройдено множество продольных и по- ным каналом 5 с припортальной частью перечных галерей 4, предназначенных 5 туннеля 1, имеющей .большую высотную для цементации плотины, для ее осмот-- отметку, под острым углом к его ра, дренажа и др. В результате ох- продольной. оси в направлении порталаждения тела плотины водокраиили- ла, имеющего меньшую высотную от» щем,а также в результате отвода во- . метку„ устанавливают в вентиляционды профильтровавшейся через шзы и )0 ном канале 5 вентилятор 6 и подают трещины s теле плотины по специаль-. им холодный воздух в туннель, в ре-. трубопроводам, продолженным в це- зультате чего, как было указано, поментационных галереях, температура . вышается интенсивность проветривавоздуха s указанных галереях значи-, ния туннеля. .тельно ниже,чем температура воздуха 15 Использование изобретения позвов туннелях, пройденных в горном мас-: . лит за счет искусственного воздей; case, латвия на параметры естественной тяги

Указанный холодный воздух, прохо повысить эффективность проветривания дящий по цементационным и смотровым: туннеля. галереям, не используется и выбра- Пример 3. Гидротехнические сывается на поверхность. Поэтому для Э) туннели строятся, в основном, в гориспользованиа этого холодного возду- йых районах на горных реках, сред" ха для интенсификации проветривания : негодовая температура которых знатуннелей выход одной из укаэанных. : чительно ниже температуры воздуха, галерей, соединяют вентиляционным особенно в районах Средней Азии и каналом 5 с припортальной частью пров >5 Закавказья.. ветриваемого туннеля под острым уг- Как правило, для.сбора воды ислом к его продольной оси в направле- - пользуют искусственные сооружения нии портала, именщего меньшую высот- . в виде отводящих водоводов. В районе ную отметку, устанавливают в этом . сбора воды.образуются зоны холодных вентиляционном канале вентилятор 6 . 39 потоков. воздуха. и подают им холодный воздух,. кото- Для осуществления предлагаемого рый> поступая в туннель, создает в способа в данныМ, условиях припорталь-, последнем перепад температур между ную часть туннеля, имеющую большую порталами, что в свою очередь способ- высотную отметку, соединяют вентиствует поддержанию естественной тяги 3$ ляционны4 каналом с зоной холодных . необходимого направления. Для уста- . потоков воздуха, образующихся в paNoновки в вентиляционном канале 5 мож«. не сброса воды. но использовать один из вентилято- Кроме того, с целью повыаения, ров 2, ранее смонтированный в.туни - .эффективности способа. эа счет исполь- ° . ле. Направление -движения воздуха в 4О зования хрлодной воды горной реки, туннеле:показано стрелками 7., часть вентиляционного канала 1можно

П р=и.м е р 2; Как правило, продолжить в потоке горной реки или. туннель 1 (Фиг.2) прн пересечении . - по дну водохранилища. ущелья соединяют мостом. С целью .: . Использование изобретения позво». защиты мостовых строений и црипор-,лит за счет стабилизации величийы тельных.участков туннелей оТ.воэ- и направления естественной тяги, действия селевых потоков, воды и, оказывающей существенное влияние на шпама, стекающих в ущелье,. вдоль не . проветривание сквозных горных вырабо.го возводят искусственное сооружение ток, повысить эффективность провет3 (в данном. примере. дренажный кол- ..ривания и обеспечить безопасные лектор), температура воэйуха в кото- М условия труда.

1049672

Составитель Л.Серова

Редактор Н.Лазаренко Темред И Метелева Корректор И.Эрдейн.

Заказ 8384,/34 Тнраа 444 Подписное

ВЯИИПИ Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, а"35, Рауыская наб., д.4/5

\ 4Ю Ф ЮФ

Ъ ава

Филиал ПНП Патент, г. Уагород, ул. Проектная, 4