Способ определения натяга колец шарикоподшипников

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАТЯГА КОЛЕЦ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ ПРИ ИХ ПОСАДКЕ НА ВАЛ И В , КОРПУС по авт. св. №. 366367, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем учета неравномерности величины натяга, осевую жесткость определяют по ее постоянной и переменной составляющим, непрерывно вращая шарикоподшипник, а величину натяга определяют как сумму среднего его значения и неравномерности по разности соответственно постоянных н переменных составляющих жесткости. СО С 4ib СО СД1 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (61) 366367 (2 l ) 3465804/18-10 (22) 05.07.82 (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) Д.Н. Козлов, Г.И. Морозова, И.А. Баранов и Н.П, Мельгунов (53) 531.78! (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 366367, кл. G 01 L 1/10, G 01 М 13/04, 06.07.70.

ÄÄSUÄÄ 1049758 А

3(51) G 01 1 l/10; G 04 М 13/04 (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАТЯГА КОЛЕЦ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ ПРИ ИХ ПОСАДКЕ НА ВАЛ И В, КОРПУС по авт. св. № 366367, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения точности путем учета неравномерности величины натяга, осевую жесткость определяют по ее постоянной и переменной составляющим, непрерывно вращая шарикоподшипник, а величину натяга определяют как сумму среднего его значения и неравномерности по разности соответственно постоянных и переменных составляющих жесткости.

1049758

Составитель IO. Гаевнч

Редактор А.Шандор Техред И. Верес . Корректор М. Демчнк

Заквв 8404/39 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушсквя нвб., д, 4/5

Филиал. НПП «Пвтеитэ, т.,Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, может быть использовано преимущественно для определения натяга колец шарикоподшипников.

По основному авт. св. № 366367, известен способ определения натяга колец шарикоподшипников при их посадке на вал и в корпус, заключающийся в том, что по частоте резонансных колебаний измеряют осевую жесткость шарикоподшипника до посадки, после посадки внутреннего кольца и 10 после посадки наружного кольца и по разНостям измеряемых величин жесткостей определяют величину натяга jl).

Однако указанный способ обладает тем недостатком, что имеет низкую точность, так как не позволяет учитывать неравно"15 мерность величины натяга по всей поверхности соединения.

Целью изобретения является повышение точности путем учета неравномерности величины натяга.. 20

Эта цель достигается тем, что осевую жесткость определяют по ее постоянной и переменной составляющим, непрерывно вращая шарикоподшипник, а величину натяга определяют как сумму среднего его значения н неравномерности по разности соот25 ветственно постояннйх и переменных составляющих жесткости.

- Яа чертеже представлена конструктивная схема устройства для его осуществления. 30

: Йа основании l смонтированы вибростенд 2 типа ГМК-1 с вертикальной осью вибрации, на подвижной части 3 которого установлены вибродатчик 4 и стойка 5, груз

6, генератор звуковой частоты 7 типа Г3-33, . частотомер 8 типа 43-33 и вольтметр 9 типа 35

° °

-13, Контролируемый узел состоит из ша:. икоподшипйнкд 1О, наружное кольцо кото:p0ro установлено во втулку 11, а внутреннее — на атулку l2. На основании 1 смон2 тирован двигатель 13 с шкивом 14, соеди пенным с грузом б пасеком 15.

Способ осуществляют следующим об разом.

Между стойкой 5 и грузом б устанавливают шарикоподшипник 10 с технологическими втулками I I и 12, обеспечивающими посадку подшипника 10 с зазором. Приводят груз б во вращение. Создают генерато.ром 7 вынужденные колебания подвижной части 3 вибростенда 2 переменной частоты.

С помощью вольтметра 9 и частотомера 8 находят резонансную частоту колебательной системы, состоящей из массы груза 6, соединенной с массой подвижной части 3 вибростенда 2 и со стойко" 5 упругим элементом — подшипником 10. По известным массам и резонансной частоте находят по известным формулам осевую жесткость подшипника 10 до посадки с натягом.

Аналогичные операции производят при замене технологических втулок 11 и 12, соединенных с подшипником 10 с зазором, рабочими втулками, создающими посадочный натяг.

Посадка колец подшипника 10 с натягом деформирует кольца подшипника 10 в радиальном направлении, вызывая уменьшение радиального зазора, а следовательно, и осевой жесткости подшипника 10. Чем больше натяг, тем больше изменяется осевая жесткость.

Изменеййе среднего значения жесткости до посадки и после посадки характеризует среднее значение величины натяга, переменная составляющая осевой жесткости — характеризует неравномерность натяга.

Таким . образом, предложенный способ позволяет повысить точность определения натяга, как по среднему значению, так н в результате измерения неравномерности натяга.