Способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ПО МОМЕНТУ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подщипника по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника, от .личающийся тем, что, с целью повышения точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения, измеряют составляющие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения Ьтносительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника. (Л
Мф (19) (111
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3@D б О! М 1304
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Бйр ЦЩ i-1ИД
H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ)ТИЙ (21) 3405486/25-27 (22) 12.03.82., (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) А. М. Зазнобин, . В. И. Мишнев и С. В. Половников (71) Специальное опытное проектно-конструкторско-технологическое бюро Сибирского отделения Всесоюзной ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ака-. демии сельскохозяйственных наук им.
В. И. Ленина (53) 658.562,012.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР. № 767601, кл.. G 01 M 13/04, 1980 (прототип), . (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИП-.:
НИКОВ КАЧЕНИЯ ПО МОМЕНТУ СОПР0
: ТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ, при которой измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника и по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника. от.яикаюа)ийся тем, что, с целью повышения точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения, измеряют состав- ляющие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения относительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника.
ИИ977О
С11особ относится к подшипникоиой llpoчьппленности и может быть пренмуществен«о использован для контроля подшипников качения по моменту сопротивления враще-, нию.
Известен способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника и по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника 11 .
Однако известный способ обладает тем недостатком, что имеет низкую точность контроля.
Целью изобретения является повышение точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения.
Поставленная цель достигается за счет того, что согласно способу контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника, и по полу.ченным данным определяют качество поверхностей качения подшипника, измеряют составляк>щие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения относительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника.
На чертеже приведена блок-схема устройства для осуществления способа.
Устройство содержит приводной вал I для установки контролируемого подшипника 2, на котором жестко закреплен диск 3, имеющий прорези или зубья, привод 4, узел
6 нагружения, соединенный с преобразователем 6 момента сопротивления вращению, преобразователи 7 и 8 частоты вращения, соответственно частоты следования тел качения и частоты вращения внутреннего кольца, выходы которых соединены с входами формирователя 9 периодов, блок 10 осредне-
Мя реализаций, первый вход которого со.единен с выходом преобразователя 6 момента сопротивления вращению, второй, тре тий и четвертый входы блока 10 осреднения реализаций подключены соответственно к первому, второму и третьему выходам, формирователя 9 периодов, пятый вход— к выходу преобразователя 8 частоты вращения, а,выходы блока 10 осреднения реализаций соединены с соответствующими входами измерителя 11 амплитудных параметров, выход которого подключен к входу индикатора 12.
Способ осуществляют следующим обра зом. блока 10 осредиения. На два остальные его входа поступает суммарный сигнал момента с выхода преобразователя 6 и последовательность импульсов, пропорциональная
40 частоте вращения вала.
В блоке 10 осреднения производится вычисление среднего значения от совокупности одноименных отсчетов мгновенного значения суммарного сигнала момента сопротивления вращению за несколько периодов
45 выбранной кинематической координаты.
В результате операции осреднения в блоке 10 из суммарного сигнала момента выделяются его составляющие, которые подают50 ся с выхода блока 10 на вход блока 11 измерения амплитудных параметров (максимальное значение, среднее значение, среднеквадратическое значение). Результат из-. мерения с выхода блока !1 подается на индикатор 12, по данным которого принимается решение о качестве контактирующей поверхности наружного кольца, внутреннего кольца и тел качения в собранном подшип нике.
11ри вращении вала привода с преобразователя 8 частоты вращения поступак>т импульсы, пропорциональные частоте вращения вала. С помощью преобразователя 7 частоты следования тел качения, в такт вращению комплекта тел качения относительно наружного кольца выдаются импульсы с частотой, пропорциональной частоте сепаратора. С выхода преобразователя 6 момен10 та выдается электрический сигнал, пропор. циональный сумме его составляющих, обусловленных параметрами контактирукпцих поверхностей наружного кольца, внутреннего кольца и тел качения.
Чтобы оценить качество контактирующей
15 поверхности наружного кольца: внутреннего кольца или тел качения, необходимо из полученного суммарного сигнала момента выделить его отдельные составляющие, Это достигается операцией осреднения реализаций суммарного момента в блоке 10 осреднения с соответствующими периодами.
Реализация полученных периодов как функций угла поворота кинематических коор. ринат, а не функций времени реализуется .благодаря преобразователям 7 и 8, сигна25 лы на выходе которых следуют в такт угловому положению внутреннего кольца и се. паратора, а не положению их во времени, т.е; число импульсов за один оборот вала 2 всегда равно числу прорезей (зубцов) на диске при любой частоте вращения вала и ее неравномерности.
Формирователь 9 периодов из двух частот на его входе формирует периоды, которые получаются путем деления частоты— с помощью счетчиков на постоянный коэф.35 фициент
Полученные сигналы поступают на входы!
049771, Составитель И. Баранов
РедактоР А. ШандоР Техред И. Верес Корректор О. Билак
Заказ 8404 39 . Тираж 873 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по дела и изобретений и от крытий.113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д . 4/5
Филиал ППП сПатент»,. г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Предложенный способ повышает точ ность, качество контроля за счет исключения влияния, нестабильности частоты вра1цения, проскальзывания в точках контакта и воз- действия внешних помех, за счет обеспе чения возможности контроля дефектов кон тактирующих поверхностей всех деталей подшипника: наружного кольца, внутреннего кольца, тел качения. Это достигается путем учета движения отдельных деталей подшипника в кинематических координатах функций угла поворота контролируемых деталей.