Способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ПО МОМЕНТУ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подщипника по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника, от .личающийся тем, что, с целью повышения точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения, измеряют составляющие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения Ьтносительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника. (Л

Мф (19) (111

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3@D б О! М 1304

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Бйр ЦЩ i-1ИД

H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ)ТИЙ (21) 3405486/25-27 (22) 12.03.82., (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) А. М. Зазнобин, . В. И. Мишнев и С. В. Половников (71) Специальное опытное проектно-конструкторско-технологическое бюро Сибирского отделения Всесоюзной ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ака-. демии сельскохозяйственных наук им.

В. И. Ленина (53) 658.562,012.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР. № 767601, кл.. G 01 M 13/04, 1980 (прототип), . (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИП-.:

НИКОВ КАЧЕНИЯ ПО МОМЕНТУ СОПР0

: ТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ, при которой измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника и по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника. от.яикаюа)ийся тем, что, с целью повышения точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения, измеряют состав- ляющие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения относительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника.

ИИ977О

С11особ относится к подшипникоиой llpoчьппленности и может быть пренмуществен«о использован для контроля подшипников качения по моменту сопротивления враще-, нию.

Известен способ контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника и по полученным данным определяют качество поверхностей качения подшипника 11 .

Однако известный способ обладает тем недостатком, что имеет низкую точность контроля.

Целью изобретения является повышение точности контроля поверхности качения в собранном подшипнике за счет исключения влияния неравномерности вращения и проскальзывания тел качения.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно способу контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению, при котором измеряют момент сопротивления вращению нагруженного и вращающегося подшипника, и по полу.ченным данным определяют качество поверхностей качения подшипника, измеряют составляк>щие момента сопротивления вращению с периодами вращения комплекта тел качения относительно наружного и внутреннего колец и с периодом вращения тел качения относительно своей оси, осредняют полученные составляющие и результаты используют в качестве данных для определения качества поверхностей качения подшипника.

На чертеже приведена блок-схема устройства для осуществления способа.

Устройство содержит приводной вал I для установки контролируемого подшипника 2, на котором жестко закреплен диск 3, имеющий прорези или зубья, привод 4, узел

6 нагружения, соединенный с преобразователем 6 момента сопротивления вращению, преобразователи 7 и 8 частоты вращения, соответственно частоты следования тел качения и частоты вращения внутреннего кольца, выходы которых соединены с входами формирователя 9 периодов, блок 10 осредне-

Мя реализаций, первый вход которого со.единен с выходом преобразователя 6 момента сопротивления вращению, второй, тре тий и четвертый входы блока 10 осреднения реализаций подключены соответственно к первому, второму и третьему выходам, формирователя 9 периодов, пятый вход— к выходу преобразователя 8 частоты вращения, а,выходы блока 10 осреднения реализаций соединены с соответствующими входами измерителя 11 амплитудных параметров, выход которого подключен к входу индикатора 12.

Способ осуществляют следующим обра зом. блока 10 осредиения. На два остальные его входа поступает суммарный сигнал момента с выхода преобразователя 6 и последовательность импульсов, пропорциональная

40 частоте вращения вала.

В блоке 10 осреднения производится вычисление среднего значения от совокупности одноименных отсчетов мгновенного значения суммарного сигнала момента сопротивления вращению за несколько периодов

45 выбранной кинематической координаты.

В результате операции осреднения в блоке 10 из суммарного сигнала момента выделяются его составляющие, которые подают50 ся с выхода блока 10 на вход блока 11 измерения амплитудных параметров (максимальное значение, среднее значение, среднеквадратическое значение). Результат из-. мерения с выхода блока !1 подается на индикатор 12, по данным которого принимается решение о качестве контактирующей поверхности наружного кольца, внутреннего кольца и тел качения в собранном подшип нике.

11ри вращении вала привода с преобразователя 8 частоты вращения поступак>т импульсы, пропорциональные частоте вращения вала. С помощью преобразователя 7 частоты следования тел качения, в такт вращению комплекта тел качения относительно наружного кольца выдаются импульсы с частотой, пропорциональной частоте сепаратора. С выхода преобразователя 6 момен10 та выдается электрический сигнал, пропор. циональный сумме его составляющих, обусловленных параметрами контактирукпцих поверхностей наружного кольца, внутреннего кольца и тел качения.

Чтобы оценить качество контактирующей

15 поверхности наружного кольца: внутреннего кольца или тел качения, необходимо из полученного суммарного сигнала момента выделить его отдельные составляющие, Это достигается операцией осреднения реализаций суммарного момента в блоке 10 осреднения с соответствующими периодами.

Реализация полученных периодов как функций угла поворота кинематических коор. ринат, а не функций времени реализуется .благодаря преобразователям 7 и 8, сигна25 лы на выходе которых следуют в такт угловому положению внутреннего кольца и се. паратора, а не положению их во времени, т.е; число импульсов за один оборот вала 2 всегда равно числу прорезей (зубцов) на диске при любой частоте вращения вала и ее неравномерности.

Формирователь 9 периодов из двух частот на его входе формирует периоды, которые получаются путем деления частоты— с помощью счетчиков на постоянный коэф.35 фициент

Полученные сигналы поступают на входы!

049771, Составитель И. Баранов

РедактоР А. ШандоР Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 8404 39 . Тираж 873 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по дела и изобретений и от крытий.113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д . 4/5

Филиал ППП сПатент»,. г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Предложенный способ повышает точ ность, качество контроля за счет исключения влияния, нестабильности частоты вра1цения, проскальзывания в точках контакта и воз- действия внешних помех, за счет обеспе чения возможности контроля дефектов кон тактирующих поверхностей всех деталей подшипника: наружного кольца, внутреннего кольца, тел качения. Это достигается путем учета движения отдельных деталей подшипника в кинематических координатах функций угла поворота контролируемых деталей.