Реверсивный электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий электродвигатель, тиристорный мост с тиристорами анодной и катодной групп, в одну диагональ которого включен источник питания, а в другую - обмотка якоря электродвигателя , два развязывающих диода, включенные последовательно с тиристорами анодной группы тиристорного моста, а также схему управления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены два дополнительных диода, включенные встречно-параллельно тиристорам катодной группы тиристорного моста, а схема управления выполнена из двух каналов управления тиристорами анодной группы и двух каналов управления тиристорами катодной группы, причем каждый канал управления анодной группы тиристоров содержит пусковой элемент с замыкающим и размыкающим контактами, преобразователь уровня напряжения в длительность импульса и логический элемент ЗИНЕ , выход которого подключен к управляющему входу соответствующего тиристора анодной группы, первый вход логического элемента ЗИ-НЕ через замыкающий контакт пускового элемента связан с источником питания, второй вход через указанный преобразователь и размыкающий контакт пускового элемента - с выводом обмотки якоря электродвигателя, связанным с тис @ ристором анодной группы данного канала управления, а третий вход соединен с выхо (Л дом логического элемента ЗИ-НЕ другого канала управления анодной группы тиристоров , каждый канал управления катодной группы тиристоров содержит логический элемент И-НЕ и инвертор, при этом первый вход логического элемента И-НЕ соединен с замыкающим контактом пускового элемента канала, управления тиристором анодной группы, последовательно соединены с тиристором катодной группы, а второй вход, ел через инвертор - с катодом этого же тиристора анодной группы. о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

З(50

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

Ю

С0 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 i ) 3350103124-07 (22) 29.10.81 (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) Н. В. Подола, В. П. Кривонос, Б. Л. Грабчев, В. А. Максимов, В. А. Лебедев, Н. И. Постолатий, А. М. Малахов и Г. И. Раздобудько (71) Ордена Ленина и ордена Трудового

Красного Знамени институт электросварки им. E. О. Патона (53) 621.316.718.1 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 439890, кл. Н 02 P 5/12, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР № 658688, кл. Н 02 Р 5!12, 1979. (54) (57) РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий электродвигатель, тиристорный мост с тиристорами анодной и катодной групп, в одну диагональ которого включен источник питания, а в другую — обмотка якоря электродвигателя, два развязывающих диода, включенные последовательно с тиристорами анодной группы тиристорного моста, а также схему управления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены два дополнительных диода, включенные встречно-параллельно тиристорам катодной группы тиристорного моста, а схема управления выполнена из двух ка„„SU „„1050076 налов управления тиристорами анодной группы и двух каналов управления тнристорами катодной группы, причем каждый канал управления анодной группы тиристоров содержит пусковой элемент с замыкающим и размыкающим контактами, преобразователь уровня напряжения в длительность импульса и логический элемент ЗИНЕ, выход которого подключен к управляющему входу соответствующего тиристора анодной группы, первый вход логического элемента ЗИ-НЕ через замыкающий контакт пускового элемента связан с источником питания, второй вход через указанный преобразователь и размыкающий контакт пускового элемента — с выводом обмотки якоря электродвигателя, связанным с тиристором анодной группы данного канала управления, а третий вход соединен с выходом логического элемента ЗИ-НЕ другого канала управления анодной группы тиристоров, каждый канал управления катодной группы тиристоров содержит логический элемент И-НЕ и инвертор, при этом первый вход логического элемента И-НЕ соединен с замыкающим контактом пускового элемента канала управления тиристором анодной группы, последовательно соединены с тиристором катодной группы, а второй вход, через инвертор — с катодом этого же тиристора анодной группы.

1050076 и инверторы 21 и 22

50

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в качестве электропривода для аппаратов дуговой, электрошлаковой и контактной сварки.

Известен электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, источник питания и тиристорный мост (1).

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является реверсивный электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, тиристорный мост с тиристорами анодной и катодной групп, в одну диагональ которой включен источник питания, а в другую — обмотка якоря электродвигателя, два развязывающих диода, включенные последовательно с тиристорами анодной группы, а также схему управления (2) .

Недостатком известных устройств является возможность появления сквозных токов при динамическом торможении и реверсе, что снижает надежность устройства.

Целью изобретения является повышение надежности электропривода.

Поставленная цель достигается тем, что в реверсивный электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, тиристорный мост с тиристорами анодной и катодной групп, в одну диагональ которого включен источник питания, а в другую— обмотка якоря электродвигателя, два развязывающих диода, включенные последовательно с тиристорами анодной группы, а также схему управления, введены два дополнительных диода, включенные встречнопараллельно тиристорам катодной группы, а схема управления выполнена из двух каналов управления тиристорами анодной группы и двуд каналов управления тиристорами катодной группы, причем каждый канал управления анодной группы тиристоров содержит пусковой элемент, преобразователь уровня напряжения в длительность импульса и логический элемент ЗИ-НЕ, выход которого подключен к управляющему входу соответствующего тиристора анодной группы, первый вход логического элемента ЗИНЕ через замыкающий контакт пускового элемента связан с источником питания, второй вход через преобразователь и размыкающий контакт пускового элемента — с выводом обмотки якоря электродвигателя, связанным с анодным тиристором анодной группы данного канала управления, а третий вход соединен с выходом логического элемента ЗИ-HE другого канала управления анодной группы тиристоров, каждый канал управления катодной группы тиристоров - содержит логический элемент И-НЕ и инвертор, при этом первый вход логического элемента И-НЕ соединен с замыкающим контактом пускового элемента канала управления тиристором анодной группы, 5

40 последовательно соединеннЫм иристором катодной группы, а второй вход через инвертор — с катодом этого же тиристора анодной группы. . i

На чертеже представлена схема устройства

Реверсивный электропривод постоянного тока содержит электродвигатель 1, тиристорный мост с тиристорами анодной 2 и 3 и катодной 4 и 5 групп, в одну диагональ моста включен источник 6 питания, а в другую обмотку якоря электродвигателя 1 два развязывающих диода 7 и 8, включенные последовательно с тиристорами анодной группы а также схему управления. В электропривод введены два дополнительных диода 9 и 10, включенные встречно-параллельно тиристорам катодной группы 4 и 5. Схема управления выполнена из двух каналов управления тиристорами анодной группы и двух каналов управления тиристорами катодной группы. Каждый канал управления анодной группы 2 и 3, тиристоров содержит соответственно пусковой элемент 11 и 12, преобразователь 13 и 14 уровня напряжения в длительность импульса и логические элементы ЗИ-НЕ 15 и 16, выход которого подключен к управляющему входу соответствующего тиристора анодной группы 2 и 3, первый вход логических элементов ЗИ-НЕ 15 и 16 через систему 17 и 18 импульсно-фазового управления, замыкающий контакт пускового элемента 11 и 12 связан с шиной пуска «+«, второй вход — через преобразователь 13 и 14 и размыкающий контакт пускового элемента 11 и 12 — с выводом обмотки якоря электродвигателя 1, связанным с анодным тиристором группы 2 и 3 данного канала управления, а третий вход соединен с выходом логических элементов ЗИ-НЕ

15 и 16 другого канала управления анодной группы 2 и 3 тиристоров.

Каждый канал управления катодной группы 4 и 5 тиристоров содержит соответственно логические элементы И-HE 19 и 20

Первый вход логических элементов И-НЕ

19 и 20 соединен соответственно с замыкающим контактом пускового элемента 11 и 12 канала управления тиристорами анодной группы 2 и 3 последовательно соединенным с тиристорами катодной группы 4 и 5, а второй вход через инверторы 21 и 22 соединен с, катодом этого же тиристора анодной группы 2 и 3. Задатчик 23 и 24 скорости подключены к системе 17 и 18 импульсно-фазового управления.

Электропривод работает следующим образом.

В исходном состоянии тиристоры катодной группы 4 и 5 подготовлены к включению, поскольку через логические элементы

И-НЕ 19 и 20 включены светодиоды этих тиристоров. При нажатии на пусковой эле1050076

Составитель В. Поспелов

Редактор T. Кугрышева ..Техред И. Верее Корректор Л. Патай

Заказ 8448 54 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 мент, например 11, включается система импульсно-фазового управления, и с выхода логического элемента ЗИ-НЕ 15 на тиристор 2 поступают импульсы управления. Одновременно логическим элементом 19 запирается светодиод тиристора катодной группы 4. Электродвигатель 1 получает питание от источника б питания по цепи: тиристор 2 анодной группы, развязывающий диод 7, обмотка якоря, тиристор катодной группы 5, и вращается в заданную сторону.

Если пусковой элемент 11 отключить, то со светодиода тиристора анодной группы 2 сни-. мается сигнал управления и подготавливается цепь включения тиристора катодной группы 4 для осуществления режима динамического торможения. Однако тиристор катодной группы 4 включится только тогда, когда действительно выключится тиристор анодной группы 2, что контролируется подключением второго входа логического элемента И-НЕ 19 через инвертор 21 к катоду 20 тиристора анодной группы 2. Как только исчезнет напряжение на катоде тиристора анодной группы 2, включится тиристор катодной группы 4 и начнется динамическое торможение. При этом ток обмотки якоря электродвигателя 1 замыкается через тиристор катодной группы 4 и дополнительный диод

10. Повторное включение двигателя в этом же направлении невозможно до тех пор, пока не закончится динамическое торможение, т.е. не выключится тиристор катодной группы 4. Время, необходимое для этого, определяется преобразователем 13 уровня напряжения в длительность импульса который выдает сигнал запрета на логический элемент ЗИ-НЕ 15 в течение времени торможения.

Таким образом, в электроприводе исклю.чается возникновение сквозного тока при переходе в режим динамического торможения и при повторном включении, кроме этого, исключается одновременное включение обоих каналов управления анодной группой тиристоров за счет подключения третьего входа логического элемента ЗИ-НЕ одного канала к выходу логического элемента ЗИНЕ другого канала, что все вместе повышает надежность электропривода.