Механизм натяжения тягового органа горной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МЕХАНИЗМ НАТЯЖЕНИЯ ТЯГРВОГа ОРГАНА ГОРНОЙ МАШИНЫ, включающий.расз положенные по концам базы для перемещения машины два гидродомкрата, взаимодействующих с тяговой -цепью/ и два гидроблока, каждый из которьос включает гидроуправляемый обратный клапан, соединенный с рабочей полостью гидродомкрата, и гидрораспределитель , соединенный с линиями нагнетания и слива и с обратным клапа ном, отличающийся тем, что с целью повышения надежности работы и уменьшения габаритов, каждый гидроблок снабжен регулируемым редукционным и предохранительным клапанами, установленньми последйвательно между обратным клапаном и распределителем, причем обратный клапан выполнен с двумя плунжерами разных диаметров с независимыми полостями управления, соединенными с распределителем и редукционным клапаном.

COl03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(511 Е. 21 С 29/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (I

CO

©а

Ю

М

ФигЛ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3365154/22-03 (22) 30.12,81 (46) 07.12.84. Бюл. У 45 (72) A.Н.Вишневецкий, А.И.Ермак, В.М.Кувшинов, В.М,Мазова, Ф.З.Масович, А.A.Ïóêèñ и В.И.Шишлов (71) Государственный проектноконструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения (53) 622.232.72(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 905456, кл.Е 21 С 29/06,1979.

2.Авторское свидетельство СССР

В 543750, кл. Е 21 С 29/06, 1974 .(прототип) ... (54) (57) МЕХАНИЗМ НАТЯЖЕНИЯ ТЯГОВОГС).

ОРГАНА ГОРНОН МАШИНЫ, включающий,расположенные по концам базы для перемещения машины два гидродомкрата, ÄÄSUÄÄ 1050313 А взаимодействующих с тяговой " цепью, и два гидроблока, каждый из которых включает гидроуправляемый обратный клапан, соединенный с рабочей полостью гидродомкрата, и гидрораспределитель, соединенный с линиями нагнетания и слива и с обратным клапа ном, отличающийся тем, что с целью повышения надежности работы и уменьшения габаритов, каж« дый гидроблок снабжен регулируемым редукционным и предохранительным клапанами, установленными последовательно между обратным клапаном и распределителем, причем обратный клапан выполнен с двумя плунжерами разных диаметров с независимы- Pg ми полостями управления, соединенными с распределителем и редукционным клапаном.

1050313

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к приводным передачам для стругов и комбайнов.

Известен механизм натяжения тягового органа горной машины, включающий тяговую цепь, соедйненную со штоками гидравлических цилиндров, и гидроблоки, каждый из которых включает предохранительные клапаны 1, НедостаткОм этого устройства 1О является то, что оно не обеспечивает заданный уровень натяжения холостого участка цепи, что ведет к образованию напуска или перенапряжению на ненагруженном участке. 15

Наиболее близким техническим решением по совокупности признаков и достигаемому эффекту является механизм натяжения тягового органа горной машины, включающий расположенные по концам базы для перемещения машины два гидродомкрата, взаимодействующих с тяговой цепью, и два гидроблока, каждый из которых включает гидроуправляемый обратный клапан, соединенный с рабочей полостью гидродомкрата и гидрораспределитель, соединенный с линиями нагнетания и слива и с обратным клапаном (2 .

Однако и в этом изобретении отсутствует регулирование натяжения холостого участка цепи и осталась проблема громоздкости конструкции из-за наличия гидроаккумуляторов, примененных для компенсации дефор. мации холостого участка цепи.

Предложенная схема автоматического переключения механизма обеспечивает фиксирование поршня гидроцилиндра нагруженного участка цепи без предва рительного распора, а это, как было 4О указано выше, влечет эа собой необходимость повышенной раэдвижности гидроцилиндров.

Кроме того, предложенная схема автоматического переключения механиэ-45 ма обладает надежной работоспособностью только при перемещении штока гидродомкрата натяжения холостой ветки с малой скоростью. Однако эта схема не учитывает возможного динами-5О ческого характера изменения деформации цепи, сопровождаемого высокими мгновенными скоростями и ускорениями, обусловленного в частности воэмож4 ностью заклинивания цепи на отдельных участках из-за перекосов направляющей .

В этом случае произойдет фиксирование холостого участка цепи обратным клапаном, что повлечет за.собой отказ в работе привода. Все эти не- 60 достатки. снижают надежность работы механизма и повышают его габариты.

Цель изобретения - повйшение надежности работы и уменьшение габаритов. 65

1

Цель достигается тем, что в ме- ханизме натяжения тягового органа горной машины, включающем расположенные:. по концам .базы для перемещения машины два гидродомкрата, взаимодействующих с тяговой цепью, и два гидроблока, каждый из.которых включает гидроуправляемый обратный клапан, соединенный с рабочей полостью гидродократа, и гидрораспределитель, соединенный с линиями нагнетания и слива и с обратным клапаном, каждый гидроблок снабжен регулируемым редукционным и предохранительным клапанами, установленными последовательно между обратным клапаном и распределителем, причем обратный клапан выполнен с двумя плунжерами разных диаметров с независимыми полостями управления, соединенными с распределителем и редукционным клапаном.

На фиг.1 изображена структ . рная схема механизма натяжения для вынесенной системы подачи с замкнутым тяговым контуром и размещением механизма натяжения на обоих вынесенных приводах; на фиг,2 — гидравлическая схема гидроблока управления механизма натяжения; на фиг.З - структурная схема механизма натяжения для вынесенной системы подачи с замкнутым тяговым контуром и размещением механизма натяжения на корпусе горной машины; на фиг.4 — схема механизма натяжения для встречной системы подачи с размещением механизмов по обеим концам базы.

Гидропривод механизма натяжения тягового органа включает приводные головки 1 и 2 механизма передвижения горной машины 3, расположенные по концам базы (конвейера) - на чертеже условно не показана, тяговый орган1 (тяговая цепь) "4, имеющий разнонагруженные участки 5 и б, с которыми взаимодействуют гидродомкраты 7 и 8 с полостями 9 и 10, Полости гидродомкратов 7 и 8 соединяются с гидроблоками 11 и 12 линиями связи 13 и 14. К гидроблокам 11 и 12 подходят линии нагнетания 16 и .:слива 1б.. Каждый из гидроблоков ll и 12 включает гидроуправляемый обратный клапан 17, соединенный с рабочей полостью гидродомкратов 7 и. 8 и имеющей два плунжера 18 и 19 разных диаметров с независимыми полостями управления 20 и 2I.

Каждый из гидроблоков 11 и 12 включает также трехпоэиционный шестилинейный гидрораспределитель

22 с ручным или дистанционным уп-. равлением, имеющий шесть линий связи: нагнетания 15, слива lб, линии.

23 и 24 управления полостямй 9 и 10 гидродомкратов 7 и 8 и полостями

20 и 21 обратного клапана 17) линию 25 входа в регулируемый редук.

1050313

На фиг.1,3 и 4 гидродомкрат 7 представлен в положении распора, т.е. поршень вдвинут влево до упора, что соответствует работе участка 5 в нагруженном режиме, а распределитель

22 гидроблока (см. фиг,2) представлен в позиции 1, что соответствует распору и фиксированию нагруженного участка. При этом поршень гидродомкрата 8 занимает промежуточное поло= жение, что соответствует работе участка 6 в холостом режиме; распределитель 22 гидроблока 12 должен быть установлен в позицию ф, что соответствует обеспечению требуемого усилия натяжения холостого участка.

Изображенная на фиг.З структурная схема механизма натяжения для вынесенной системы подачи с замкнутым тяговым контуром позволяет осуществить ционный клапан 26 и линию 17 слива из регулируемого предохранительного клапана 28. Редукционный клапан 26 и предохранительный клапан 28 установлены последовательно между обратным клапаном 17 и гидрораспределителем 22 и имеют общую настроечную пружину 29 и общий механизм регулирования 30. Выход из редукцион- . ного клагана 26 связан линиями 31 и 32 с входом в предохранительный клапан 28; линией 33 с полостью 21 плунжера 19 и линией 34 с обратным клапаном 17.

Устройство работает следующим образом. 15

Для функционирования механизма натяжения необходимо обеспечить предварительный распор и жесткое фиксирование в направлении нагрузки поршня гидродомкрата, вэаимодейст- 2р вующего с нагруженным участком цепи, и минимально необходимые натяжения холостого участка при его подтяги-. вании или складывании. Например, при движении горной машины 3 влево уча- 25 сток 5.:тягового органа будет нагруженным, а участок 6 холостым, В этом случае для функционирования меха. низма необходимо обеспечить предварительный распор тягового органа. 4 и ( запереть в направлении разгрузки по. лость 10 гидродомкрата 7.Давление предварительного распора определяется давлением в линии натяжения 15. Давление в поршневой йолости 10 гидродомкрата 8, поступающее по линии 13, должно при этом обеспечивать минимальное допустимое натяжение участка 6 тягового органа. При изменении направления движения машины функции гидроцилиндров соответственно также 40 меняются, Необходимое функционирование механизма обеспечивается гидроблоками 11 и 12 (см.фиг.2) ° Гидрораспределитель 22 служит для управ.ления гидроцилиндрам натяжения 7 (8).45

Например, при рассмотрении позиций распределителя 22 гидроблока

1l можно выделить три режима работы механизма.

I.Распор. Нолость 10 гидродомкрата5p

7 соединена с линией 15. нагнетания и постоянно подпитывается через клапан гидроэамка 17. При этом поршень гидродомкрата 7 перемещается влево до крайнего положения и фиксируется в таком положении от перемещения впра во обратным клапаном 17, Это рабочий режим для распора и фиксирования участка 5 при, его работе в нагрузочном режиме.

1l. Складывание. Полость 9 соединена с линией 15 нагнетания, полость 10 †. со сливом. Это настроечный режим, необходимый при техническом обслуживании, ремонте цепи т.п. 65

Ill. Плавание штока . Полость 10 соединена линиями связи 13 и 34 с выходом из редукционного клапана 26 и входом в предохранительный клапан

28. Обратный клапан 17 постоянно открыт результирующей силой взаимодействия разновеликих плунжеров 18 и 19, давая возможность свободного движения жидкости в полость 10 и иэ нее. Давление в полости 10 определяется настройкой пружины .29. Эта настройка в свою очередь должна определяться работой механизма регулирования. При повышении натяжения тягового органа выше допустимого с помощью механизма регулирования 30 снижают настройку редукционного клапана 26, -при снижении натяжения цепи ниже допустимого повышают настройку клапана 26. Регулирование может осуществляться вручную или сервомеханизмом от задающих устройств.

Так как редукционный клапан 26 и предохранительный клапан 28 имеют общую пружину 29..и общий механизм регулирования 30, то изменение настройки клапанов происходит одновременно и в равной пропорции, в результате чего сохраняется первоначально установленное соотношение давлений настройки обоих клапанов.

Описанный режим — это рабочий режим для обеспечения натяжения. участка 5 при его работе в холостом режиме. Переключение гидрораспределителя 22 в нужные позиции может. осуществляться вручную, дистанцион" но или автоматически с пульта управ-. ления горной машиной.

Таким образом, позиции и? и а гидрораспределителя 22 .являются рабочими и обеспечивают прс ведение операций по распору и фиксированию нагруженного участка тягового органа или поддержанию требуемого усилия натяжения холостого участка.

Позиция П является настроечной.

ФигЗ размещение механизма натяжения на: корпусе горной машины.

Вариант, показанный на фиг.4, позволяет осуществить схему механизма натяжения для встроенной системы по- 5 дачи с размещением механизмов натяжения по обеим концам базы.

В предложенном изобретении решается вопрос повышения надежности горной машины за счет обеспечения оптимального режима для подтягивания холостого участка цепи, снижения металлоемкости и уменьшения габаритов за счет введения клапанной группы вместо гидроаккумулятора, а также за счет создания предварительного распора и постоянной подпитки для натяжения и фиксирования нагруженного участка цепи.

1 0503 1i г

Редактор О.Юркова Техред М.Кузьма Корректор С.Шекмар

Заказ 9198/1 Тираж 564 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП Патент, г,ужгород,. ул.Проектная, 4 с