Монорельсовый тягач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МОНОРЕЛЬСОВЫЯ ТЯГАЧ, со- . держащий тележку, состоящую из двух продольных балок, соединенных оги:бающими рельс хомутами, ведущие , колеса, смонтирован.ные на прижимном продольном рычаге, шарнирно соединенном с тележкой посредством расположенных под углом стержней, угловые рычаги, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продоль ным рычагом посредством параллельных рельсу стержней, и приспособление Начального прижима ведущих колёск рельсу, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сцепления ве дущих колес с рельсом, угловые рычаги вершинами углов жестко соединены между собой, образуя пару элементов X-образной форNbi , каждый из которых в точке сое .чненйя угловых рычагов шарнирно ойязан с тележкой,, а с каждой стороны рельса к прижимному продольному рычагу шарнирно прикреплены рамки, I опир ающиеся посредством шарнирных опор на короткие плечи угловых рычагов .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21.,) 3450512/27-11 (22) 03.06,82 (46) 30.10.83. Бюл. 9 40 (72) В.С.Берсенев, Н.И.Вохмянин и И.О.Покрышкин (71) Кировский политехнический ин-. ститут (53) 625.283:621. 335.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2973484/11, кл. В 61 С 13/08, 1980(прототип) . ,(54)(57) МОНОРЕЛЬСОВЫЯ ТЯГАЧ .содержащий тележку, состоящую из двух продольных балок, соединенных огибакщими рельс хомутами, ведущие ,колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, шарнирно соединенном с тележкой посредством рас положенных под углом стержней, уг„„ЯК„1050938 А

1(5В B 61 С 13/08; В 61 В 13/04 ловые рычаги, шарнирно соединенные длинныки плечами с прижимным продоль. ным рычагом посредством параллельных

)рельсу стержней, и приспособление начального прижйма ведущих колес к рельсу, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сцепления ведущих колес с рельсом, угловые рычаги вершинами углов. жестко соединены между собой, образуя пару:элементов Х -образной форьаю, каждый иэ которых в точке сое."чнения угловых рычагов шарнирно вязан с тележкой,,а с каждой стороны рельса к прижимному продольному рычагу шарнирно прикреплены рамки, опирающиеся посредством шарнирных

Ф .,опор на короткие плечи угловых ры;чагов.

1050938„„ ведущим колесам 1 . Опорные катки 5 посредством подшипников 6 смонтирова. ны на тележке 7, состоящей иэ двух продольных балок, расположенных.с двух сторон. стойки двутавра и жестИзобретение относится к транспор ту и касается конструкции тяговых механизмов монорельсовых дорог со значительными углами наклона рельсовых путей.

Известен монорельсовый тягач, со держащий тележку, состоящую из двух продольных балок, соединенных огибающими рельс хомутами, ведущие.колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, шарнирно соединенном с тележкой посредством расположенных под углом стержней, угловые рычаги, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредствсм параллельных рельсу стержней, и приспособление начального прижима ведущих колес к рельсу Pl ).

Однако, обладая погрешностью в регулировании давления ведущих колес на рельс, известное устройство не обеспечивает надежного сцепления этих колес с рельсом во всех режимах реализации силы тяги, Цель изобретения — повышение надежности сцепления ведущих колес тележки монорельсового тягача с рельсом.

Поставленная цель достигается тем, что в монорельсовом тягаче, содержащем тележку, состоящую из двух продольных балок, соединенных огибающими рельс хомутами, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, шарнирно соединенном с тележкой посредством расположенных под углом стержней, угловые рычаги, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством параллельных рельсу стержней, и приспо- собление начального прижима ведущих .колес к рельсу, угловые рычаги вершинами углов жестко соединены между собой, образуя пару элементов Х -образной формы, каждый из которых в точке соединения угловых рычагов шарнирно связан с тележкой, а с каждой стороны рельса к прижимному продольному рычагу шарнирно прикреплены .рамки, опирающиеся посредством шарнирных спор на короткие плечи угловых рычагов.

На чертеже представлена схема предлагаемого монорельсового тягача.

Ведущие колеса 1, смонтированные посредством подшипников 2 на прижимном продольном рычаге 3, взаимодействуют с рельсом 4, выполненным из двутавра (показан штрих-пунктирной линией). Колеса находятея в контакте с нижней поверхностью полки двутавра.

С верхней поверхностью полок двутавра с двух его сторон взаимодействуют четыре опорных катка 5, каждая пара которых расположена относительно полки двутавра противоположно

10 ко соединенных между собой хомутами

8, огибающими рельс 4 снизу. Каждый хомут 8 выполнен со сцепкой 9, с помощью которой к тягачу прицепляются тележки с грузом. На середине каждой из продольных балок тележки

7 двумя осями 10 укреплены угловые рычаги, жестко соединенные углами между собой так, что образуют 4 -об.шарнирно соединены четырьмя (по два с каждой стороны) приспособлениями 20 начального затяга, Кроме того, прижимной продольный рычаг 3 и тележка 7 шарнирно соединены двумя пара-. ми шарнирных стержней 21, последовательно соединенных между собой

40 и расположенных под углом относительно друг друга. Стержни 21 имеют свободу поворота только в плоскости вращения ведущих колес 1.

Монорельсовый тягач работает следующим образом.

Если на тягач не действуют продольные усилия и двигатели выключены, то ведущие колеса 1 удерживаются в контакте с рельсом 4 приспособлением 20 начального затяга. При этом пружины приспособлений 20 преодолевают вес прижимного продольного рычага 3 и всех деталей и узлов, установленных на нем. Так как стержни 21 имеют свободу поворота только в плоскости вращения ведущих колес 1, то вертикальная продольная плоскость симметрии прижимного продольного рычага всегда совпадает с той же плоскостью симметрии тележки.

60 Если на ведущие колеса от привода передан крутящий момент, saставляющий их вращаться по часовой стрелке, то в зоне контакта ведущих колес 1 с рельсом 4 на колеса будет действовать касательная реак

t разный элемент с короткими плечами

)5 11, на концах которых Расположены седла 12, и длинными плечами 13, обращенными в сторону прижимного продольного рычага 3.

Рамка 14 опирается жестко прикрепленными к ней опорами 15 на седла 12 Х-образного элемента, а своей нижней частью .крепится посредством шарнира 16 к прижимному продольному рычагу, причем шарнир 16 приближен к рельсу 4 и расположен посередине прижимного продольного рычага.

Концы длинных плеч 13 Х-образного элемента шарнирами 17 соединены со стержнями 18 одностороннего действия, концы которых взаимодействуют

Ъ

З0 с опорами 19, укрепленными на прижимном продольном рычаге 3. Прижимной продольный рычаг 3 и тележка 7.

1050938 й= — — ted, 1

Составитель A.Åãîðîâ

Редактор A.Orap Техред Т.фанта Корректор М.Шароши

Заказ 8576/18 Тираж 507 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ция рельса, которая через колеса 1, подшипники 2, правые опоры 19 (с двух сторон тягача) и правые стержни 18 будет передана на шарнир 17 правого длинного плеча 13 Х -образ- ного эЛемента. При этом Х-образный элемент повернется относительно оси 10 и через левое плечо ll и сед ло 12, расположенное íà его конце, взаимодействуя с рамкой 14 через укрепленные на ней опоры 15, передаст усилие на прижимной продольный рычаг 3. Колеса 1 будут прижаты к рельсу 4 нормальным усилием, определяемым формулой где N — суммарное нормальное давление ведущих колес на рельс;

F - -касательная реакция рельса при работе тягача в тяговом режиме;

О - передаточное отношение рычажной системы; а - угол поворота стержней, связывающих прижимной про дольный рычаг и тележку посередине при их относитель-: ном продольном перемещении., Одновременно с передачей поперечных усилий через левые седла.12 на тележку 7 через оси 10 будет передат. но продольное усилие, равное касательной реакции рельса 4, приложенной к ведущим колесам 1. Продольное усилие в данном случае внступает и качестве силы тяги, реализуемой при пре одолении всех видов сопротивлений прицепнйх вагонеток и тележки 7 мо. норельсового тягача.

Если при вращении ведущих колес по часовой стрелке на них будет пе редан тормозной момент от тормоза, то в работу включатся левые стержни 18 и левые длинные плечи 13

Х-образных элементов, так как приложенные к колесам 1 тормозные уси. 15 лия будут направлены слева направо.

Монорельсовый тягач имеет реверсивное исполнение и одинаково работает как в тяговом режиме так и в тормозном.

;ф Предлагаемое устройство обеспечивает более надежное сцепление ведущих колес с рельсом эа счет равномерного, распределения давления ведущих колес на монорельс, а так»

75 же значиФельного уменьшения погрешности его регулирования, что приводит к меньшему изнашиванию его рабочих узлов и монорельсовых путей.

Конструктивно тягач можно выполнить

3() с меньшими размерами и весом. Кроме того, изобретение позволяет получить более высокий КПД .тягача и, как .ледствие меньший расход энергии на единицу веса транспортируемого груза.