Монорельсовый тягач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МОНОРЕЛЬСОВЫЙ ТЯГАЧ, содержащий тележку, составленную из двух продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опорные колеса, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге , концы которого шарнирно соединены с тележкой стержнями, сдвоенные коленчатые рычаги М-образной формы, шарнирно соединенные длинными плечами сприжимным продольным рычагом посредством расположенных параллельно монорельсу стержней, привод и приспособления иачального затяга , отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сцепления ведуйлх колес с рельсом, приспособления начального затяга шарнирно соединены с расположенными вдоль рельса рычагами, концы которых шарнирно соединены соответствен-но с тележкой и прижимным продольным рычагом стержнями, направленными в сторону рельса.
СОКИ СОВЕТСКИХ
WllNCIN%
РЕСПУбЛИН (!9) (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3451442/27-11 (22) 14.06 82 (46) 30.10.8 За Бюл. Ф 40 (72). С.Б.Альтшулер, В.С.Берсенев, Н..И.Вохмянин и И.О.Покриакин (71) Кировский политехнический институт и Ордена Трудового Красного
-Знамени комбинат тонких и технических сукон им. Э.Тельмана (53) 621 ° 335.2:625 .283(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 670487, кл. В 61 В 13/04, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР
В 952669, кл. В 61 В 13/04, .1980 (про;щ,тип) . (54)(57) МОНОРЕЛЬСОВЫЙ ТЯГАЧ, содержащий тележку, составленную из двух продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опор1(5Р В 61 С 13 08; В 61 В 13 04 ные колеса, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, концы которого шарнирно соединены с тележкой стержнями, сдвоенные коленчатые рычаги М-образной формы, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством расположенных параллельно монорельсу стержней, привод и приспособления начального затяга, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сцепления ведуз(их колес с рельсом, приСпособления начального затяга шарнирно соединены с расположенными вдоль рельса рычагами, концы кото.рых шарнирно соединены соответствен-. 3 но с тележкой и прижимным продольным рычагом стержнями, направленными в сторону рельса.
1050939
Изобретение относится к транспдртным средствам, применяемым на монорельсовых путях с наклонными участками.
Известен монорельсовый тягач, содержащий тележку с огибающим рельс хомутами, имеющую опорные колеса, поворотный рычаг с ведущим колесом, сдвоенные коленчатые рычаги и тягу для подсоединения подвижного состава (1 g. 30
Недостатком укаэанного тягача является ненадежное сцепление ведущего колеса с рельсом..
Известен также монорельсовый тягач, содержащий тележку, составлен-,15 ную из двух продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опорные колеса, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, концы которого шарнирно соединены с тележкой стержнями, сдвоенные коленчатые рычаги hl-образной формы, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством распо, ложенных параллельно монорельсу стер1 жней, привод и приспособления началь ного затяга (2 j.
Недостатком известного тягача является пониженное давление ведущего колеса на рельс, не гарантирующее движение тягача по рельсу беэ боксования, особенно на наклонных участках пути.
Цель изобретения — повышение надежности сцепления ведущих колес тележки монорельсового тягача с рельсом.
Поставленная цель достигается тем, что в монорельсовом тягаче, содержащем тележку, составленную иэ двух 40 продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опорные колеса, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, концы которой шарнирно соединены с тележкой стержнями, сдвоенные коленчатые рычаги М -образной формы, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством расположенных параллельно монорельсу стержней, привод и приспособления начального затяга, послецние шарнирно соединены с расположенными вдоль рельса рычагами, концы которых шарнирно соединены соответственно с тележкой и прижимным продольным рычагом стержнями,. направленными в сторону рельса.
На чертеже изображена кинематическая схема монорельсового тягача.
Ведущие колеса 1 монорельсового тягача, установленные на прижимном продольном рычаге 2 в подшипниках 3, взаимодействуют с рельсом 4 выпол-, - ненным из днутавра. Колеса находят- I 6$ ся в контакте с нижней понерхностью полки двутанра. С верхней поверхностью полки днутавра с двух его сторон взаимодействуют четыре опорных колеса 5, каждая пара которых расположена относительно полки двутавра противоположно ведущим колесам 1.
Опорные колеса 5 смонтированы в подшипниках б на тележке 7, состоящей из двух продольных балок, расположенных с двух сторон стойки двутанра и жестко соединенных между собой хомутами 8, огибающими рельс 4 снизу. Каждый хомут 8 имеет тягу 9, с помощью которой к тягачу подсоединяется подвижный состав.
На каждой иэ продольных балок тележки 7 симметрично относительно ее середины укреплены седла 10 сдноенных коленчатых рычагов 11, расположенных, также как и каждая пара седел 10, с двух сТорон стойки двутавра. Каждый сдвоенный коленчатый рычаг 11 имеет М-.образную форму и сос- тоит из жестко соединенных между собой коротких 12 и длинных 13 плеч.
Концы коротких плеч 12 сдвоенных коленчатых рычагов имеют общий шарнир
14, а вершины 15 каждого коленчатого. рычага расположены н седлах 10. Общий шарнир 14 коротких плеч сдвоенных коленчатых рычагов стержнем 16 соединен с иарниром 17, расположенным в середине прижимного продольного рычага 2. Концы длинных плеч 13 коленчатых рычагов 11 шарнирами 18 соединены со стержнями 19, концы которых взаимодействуют с опорами,20, жестко укрепленными на прижимном продольном рычаге 2.
С помощью шарниров 21 к тележке 7 прикреплены приспособления 22 начального затяга, свободные концы которых шарнирами 23 соединены со средними частями рычагов 24. Рычаги 24 связаны с тележкой шарнирами 25, а их свободные концы при помощи шарниров 26 и 27 соединены с прижимным продольным рычагом 2 направленными в сторону рельса стержнями 28, имеющими свободу поворота в плоскости перемещения прижимного продольного рычага относительно тележки, Монорельсовый тягач работает следукщим образом.
Если на тягач не действуют продольные силы и двигатели выключены, то ведущие колеса 1 удерживаются в контакте с рельсом 4 приспособлениями 22 начального затяга, которые через шарниры 23 поворачивают рычаги 24 относительно шарниров 25 в сторону рельса. Рычаги 24 подают ócèлия посредством стержней 28 на прижимной продольный рычаг 2, уравнове.-, шивая силу тяжести рычага и устанон ленных на нем узлов и деталей.
1050939
Составитель М.Фрадкин
Редактор A.Oãàð . Техред С.Мигунова
Корректор М.лароши
Эаказ 8576/18 Тираж 507 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Если иа ведущие колеса 1 от привода передан крутящий момент, заставляющий их вращаться по часовой стрелке, то в зоне контакта ведущих колес 1 с рельсом 4 на колеса будет действовать (направленная справа налево) касательная реакция-рельса, которая через колеса 1, подшипники 3, правые опоры 20 (с двух сторон тележки) и правые стержни 19 будет передана на шарниры 18 10 правых коленчатых рычагов.
При этом прижимной продольный рычаг 2 вместе с шарнирами 27 сместится от начального положения влево.
Стержни 28, находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия, повернутся влево относительно шарнира 26.
Усилия, передаваемые приспособлениями 22 начального затяга через стержни 28 на прижимной продольный рычаг 2, будут раскладываться на нормальные усилия, направленные перпендикулярно рельсу, а касательные, усилия, действукщие на прижимной
1продольный рычаг в направлении.его перемещения. Эти дополнительные усилия также будут передаваться через правые опоры 20 и правые стержни 19 на шарниры 18 правых коленчатых рычагов.
Сдвоенные коленчатые рычаги повернутся относительно правых седел.
10, передаваемое через них усилие будет увелйчено пропорционально соотношению длинного 13 и короткого 12 плеч и передано через шарнир 14 на стержень 16 прижимному продолЬному рычагу. Колеса 1 будут прижаты к рельсу нормальным усилием, пропорциональным касательной реакции рель- 4р са. Коэффициент пропорциональности между поперечным и продольным усилиями выбирают в зависимости от величины минимального коэффициента сцепления, реализуемого в условиях расчетной работы тягача.
Одновременно с передачей попереч ных усилий через правые седла 10 на тележку 7 будет передано продольное усилие, равное касательной реакции рельса 4, приложенной к ведущим колесам 1. Продольное усилие в данном случае выступает в качестве силы тяги, возникающей при преодолении всех видов сопротивлений.
Если при вращении ведущих колес по часовой стрелке на них будет передан тормозной момент, направленный слева направо, то продольный прижимной рычаг сместится вправо по отношению к тележке, стержни 28 вместе с шарнирами 27 тоже повернутся вправо и в работу вступят левые иэ сдвоенных коленчатых рычагов, обеспечивая надежное прижатые ведущих колес 1 к рельсу 4.
При вращении колес 1 против часовой стрелки в тяговом режиме продольные усилия передают левые из сдвоенных коленчатых рычагов, а в тормозном, режиме тормозные усилия передают правые из сдвоенных коленчатых рычагов.
Таким образом, тягач имеет ревер сивное исполнение и одинаково успешно работает как в тяговом режиме, так и в тормозном.
Введение в кинематическую схему монорельсового тягача расположеных вдоль рельса рычагов 24, концы
<оторых соединены.с тележкой шарнирами 25 и с прижимным продольным рычагом стержнями 28 с шарнирами 26 и 27, направленными в сторону рельса, и соединение свободных концов приспособлений начального затяга с рычагами 24 шарнирами 23 увеличивает надежность сцепления ведущих колес тягача с рельсом, что позволяет снизить износ ведущих колес тягача и рельсового пути, снизить эксплуатационные затраты и затраты на ремонт, т.е. обеспечить бесперебойное выполнение транспортных операций.