Сопло судового водометного движителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОПЛО СУДОВОГО ВОДОМЕТ;НОГО ДВИЖИТЕЛЯ, выполненное в виде Ьукава из эластичного материала и содер кащееустройство для регулирования его поперечного сечения, отличающееся тем, что, с целью увеличения КПД движителя путем повышения надежности регулирования плошади выходного сечения, вышеупомянутое устройство выполнено с шайбами , установленными на входе и выходе, сопла с возможностью их взаимного поворота вокруг продольной оси движителя, при этом одна из шайб выполнена с отверстиями по периметру, и снабжено стержнями, установленными с внешней стороны эластичного рукава и закрепленными своими концами на шайбах, причем одни концы этих стержней закреплены на одной из шайб шарнир-, но, а противоположные пропущены через вышеупомянутые отверстия другой шайбы. (Л ел о CD сл
СО1ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,зов В 63 Н 1110
L
Ы
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCH0MV СВИДЕЧ ЕЛЬСТБУ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
)21) 3455032/27-11 22) 28,04.82 .(46) 30.10.83. Бюл. № 40 (72) Я. С. Барык
::(53) 629.12.532.582.5.035.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР .№ 262646, кл. В 63 Н 11/08, 1967 (про:тотип). (54) (57) СОПЛО СУДОВОГО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, выполненное в виде укава нз эластичного материала и содеращее. устройство для регулирования его поперечного сечения, отличающееся тем, что, с целью увеличения КПД движителя . SU„, 1050965 А путем повышения надежно<. ги регулирования плошади выходного сечения, вышеупомянутое устройство выполнено с шайбами, установленными на входе н выходе, сопла с возможностью их взаимного пово- рота вокруг продольной оси движителя, прн этом одна из шайб выполнена с отверстиями по периметру, и снабжено стержнями, установленными с внешней стороны эластичного рукава и закрепленными своими концами
- на шайбах, причем одни концы этих стержней закреплены на одной из шайб шарнирно, а противоположные пропущены через вышеупомянутые отверстия другой шайбы.
I 050965
Составитель И. Коргохина
Резак г II Г гннгнннгпа Техред И. Верес Корректор A. нек
Закан а:,нн Зн Т ир аж 460 Подггнсное
Н I I !Ill! Ill Государственного комитета СССР и иглам изобретений. и открытий! i л, Москва, >К- -35, Раушская иаб.. д. 4/S
Ф, iv, I! f! !! а гент>. г. Ужгород, ул. Проектная. 4
Изобретение относится к судостроении!, в частности к судовым движителям.
Изв(стно сопло судового водометного движителя, Выполненное в виде рукава из эластичного материала н содержащее устройство для регулирования его поперечного сечения (11.
Недостатками известного устройства являются ограниченный диапазон изменения сечения и невозможность регламентирования формы и профиля сечения. Это приводит к недостаточному диапазону рабочих скоростей, поддающихся согласованию (скоростей Выбрасываемой струи и движущегося судна), а также к гидравлическим потерям нз-эа произвольного очертания профиля сопла.
11ель изобретения — увеличение КПД движителя путем повышения надежности регулирования площади выходного сечения.
Поставленная цель достигается тем, что в сопле судового водометного движителя, выполненном в виде рукава из эластичного материала и содержащем устройство для регулирования его поперечного сечения. вышеупомянутое устройство выполнено с шайбами, уста новленными на входе и выходе сопла с возможностью их взаимного поворота вокруг продольной оси движителя, при этом одна из шайб выполнена с отверстиями по периметру, н снабжено стержнями, установленными с внешней стороны эластичного рукава и закрепленными своими концами на шайбах, причем одни концы этих стержней закреплены на одной из шайб шарнирно, а противоположные пропущены через вышеупомянутые отверстия другой шайбы.
На фиг. l изображено сопап, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Сопло судового водометного движителя включает в себя корпус .1, входное кольцо ,2 и выходное кольцо 3, эластичный рукав, 4, внутри которого по его периметру установлены ламели 5, прикрепленные одним концом на входе сопла к кольцу 2 с возможностью их взаимного перекрытия, а также устройство для регулирования его поперечного сечения, содержащее шайбы 6.
Последние установлены с возможностью взаимного поворота вокруг продольной оси сопла на входном 2 и выходном 3 кольцах.
Жесткие стержни 7 закреплены с помощью шарниров 8 одними концами на одной из шайб 6, а другими концами проходят через отверстия 9 другой шайбы 6.
При взаимном повороте шайб 6 стержни 7 образуют поверхность в виде гиперболоида вращения {на фиг. 1 показан пунктиром), обжимая эластичный рукав 4, прн этом ламели 5 заходят краями друг за друга u вписывак>тся в сузившееся сопло.
Предлагаемое устройство позволяет правильно согласовывать скорость выбрасьгва30 емой струи со скоростью судна, что ведет к повышению КПД движителя.