Узел шарнирного соединения элементов бульдозерного оборудования
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УЗЕЛ ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ БУЛЬДОЗЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, включающий вилку с хвостовиком и проушинами для соединения с одним из элементов и прикрепленную к другому элементу втулку с гнездом, в котором с возможностью продольного поворота размещен хвостовик, отличающийся тем, что, с целью снижения ударных нагрузок на бульдозерное оборудование , хвостовик выполнен конусным с продольным пазом и заплечиками, а гнездо втулки - конусным с цилиндрической расточкой и диаметрально расположенны.ми в последней отверстиями, причем угол конусности хвостовика меньше угла конусности гнезда втулки и превыц ает угол трения стали по стали, а заплечики хвостовика размещены в цилиндрической расточке.
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1051174
3(5И Е 02 F 3/76
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /, .
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ фи2. j
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3479142/29-03 (22) 30.07.82 (46) 30.10.83. Бюл. № 40 (72) Ю.. Л. Картвелишвили и Н. Л. Нарешелашвили (71) Грузинский ордена Ленина и ордена
Трудового Красного Знамени политехнический институт им. В. И. Ленина (53) 621.878.23 (088.8) (56) l. Авторское свидетельство СССР № 355307, кл. Е 02 F 3/76, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 244215, кл. Е 02 F 3/76, 1968 (прототип). (54) (57) УЗЕЛ ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ БУЛЬДОЗЕРНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ, включающий вилку с хвостовиком и проушинами для соединения с одним из элементов и прикрепленную к другому элементу втулку с гнездом, в котором с возможностью продольного поворота размещен хвостовик, отличающийся тем, что, с целью снижения ударных нагрузок на бульдозерное оборудование, хвостовик выполнен конусным с продольным йазом и заплечиками, а гнездо втулки — конусным с цилиндрической расточкой и диаметрально расположенными в последней отверстиями, причем угол конусности хвостовика меньше угла конусности гнезда втулки и превыц/ает угол трения стали по стали, а заплечики хвостовика размеШены в цилиндрической расточке.
1051174
11зобрстение относится к дорожному ма,пгпостроению и может быть использовано в конструкциях бульдозеров для гусеничных илп колесных тракторов.
Известно бульдозерное оборудование, включающее отвал с шарнирно соединенными с ним и подпружиненными с тыльной стороны секциями ножа, причем каждая секция ножа имеет фиксатор (1) .
Недостатком данного бульдозерного оборудования является способность демпфировать ударные нагрузки лишь в тех случаях, когда с препятствием взаимодействует один из ножей.
Известен узел шарнирного соединения элементов бульдозерного оборудования, например соединение отвала с рамой, включающий вилку с хвостовиком и проушинами для соединения с одним из элементов (отвалом) и прикрепленную к другому элементу (раме) втулку с гнездом, в котором с возможностью продольного поворота размегцен хвостовик (2) .
Недостатком известного соединения является неспособность демпфировать ударные нагрузки, приходяшиеся на рабочий орган.
Цель изобретения — снижение ударных 25 нагрузок на бульдозерное оборудование путем обеспечения демпфирующих свойств узлу соединения.
Поставленная цель достигается тем, что в узле шарнирного соединения элементов бул ьдозерного оборудования, включающем вилку с хвостовиком и проушинами для соединения с одним из элементов и прикрепленную к другому элементу втулку с гнездом, в котором с возможностью продольного поворота размещен хвостовик, последний выполнен конусным с продольным пазом и 35 заплечиками, а гнездо втулкии — конусным с цилиндрической расточкой и диаметрально расположенными в последней отверстиями, причем угол конусности хвостовика меньше угла конусности гнезда втулки и до превышает угол трения стали по стали, а заплечики хвостовика размещены в цилиндрической расточке.
На фиг. 1 изобажена схема крепления отвала бульдозера к трактору; на фиг. 2— конструкция шарнира; на фиг. 3 — сече- 45 ние А-А на фиг. 2.
Крепление отвала 1 к трактору 2 включает гидроцилиндры 3 подъема, толкаюшие брусья 4, диагональную распорку 5, гидроцилиндр 6 перекоса и подкос 7. Соединение элементов бульдозерного оборудования осушествляется посредством узлов 8. Каждый узел вклк?чает в себя вилку 9 с хвостовиком 10 и проушинами, втулку 11 с гнездом 12 и цилиндрической расточкой 13, с двумя диаметрально расположенными сквозными отверстиями 14, в которой размещаются заплечики 15, хвостовика 10 вилки 9.
Хвостовик 10 выполнен конусным с продольным пазом 16, а втулка 11 — конусной с цилиндрической расточкой 13. Угол конусности хвостовика 10 меньше угла конусности втулки 11 и превышает угол трения стали по стали.
Устройство работает следующим образом.
При воздействии на узлы конструкции черезмерных усилий, возникающих при соударении отвала с массивными жесткими препятствиями и превышающих величину предварительного натяга разрезного пружинящего хвостовика 10 вилки 9, происходит смещение последнего в гнезде 12 втулки 11, в результате чего его концы получают дополнительный прогиб. 3а счет этого, также как и за счет сухого трения хвостовика 10 вилки 9 о поверхность гнезда 12, происходит демпфирование ударных нагрузок после снятия ударной нагрузки под влиянием упругой силы получившего дополнительную деформацию хвостовика 10, последний перемещается в гнезде 12 втулки 11 в свое исходное положение.
Монтаж узлов 8 на соответствук?щих элементах бульдозерного оборудования осуществляется путем аксиального воздействия на узел 8 со стороны проушин. Концы хвостовика 10, сближаясь, проходят через конечное гнездо, причем, как только заплечиики 15 попадают в цилиндрическую расточку 13, вилка 9 оказывается надежно связанной с соответствующим элементом. Для демонтажа узла 8 применяется клещевидный съемник, шипы которого через сквозное отверстие 14 во втулке 11 воздействуют на заплечики 15, сближая концы, при этом вилка 9 самовынимается, вследствие наличия на
xBocT0BHKE 10 угла конусности, который превышает угол трения стали по стали.
Предлагаемое устройство узла соединения элементов бульдозерного оборудования позволяет за счет демпфирования как боковых, так и прямых ударных нагрузок, повысить надежность и долговечность оборудования, упрощая и уменьшая при этом металлоемкость конструкции.
1051174
Ю / фи25
Составитель В. Лебедев
Редактор Н. Ковалева Техред И. Верес Корректор A. Зимокосов
3а к аз 8623/30 Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4