Гидропневматический амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
„„SU„„3053349
CQIO3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИС1 ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
gI5I) F 16 F 9/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3360214/25-28 (22) 05,12,81 (46) 30.10,.83. Бюл. М 40 (72) Е.П.Стах (71) Специальное конструкторское бюро испытательных машин производственного обьединения "Точмашприбор" (53) 621,567,2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР М 706613, кл. F 16 F 9/44, 1976 .
2. Патент франции Н 2155096, кл. F 16 F 9/00, 1973 (прототип) . (54) {57) ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ АИОРТИЗАТОР, содержащий корпус, размещенный в нем полый плунжер, на торце которого -расположены встречно направленные обратные клапаны и дросселирующее отверстие, поршень, установленный с возможностью перемещения относитель-, но плунжера между упорами в нем, и расположенный внутри плунжера допол" нительный поршень, отделяющий газовую полость от полости, заполненной рабочей жидкостью, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эффектйвности демпфирования, торец плун,жера образован поршнем. а
1 10513
Изобретение относится к машино-. строению, а ииенно к устройствам для защиты различных машин и агрегатов . от вибраций.
Известны гидропневматические сред5 ства для гашения колебаний, содержащие корпус, расположенные внутри него полый шток с поршнем, разделяющим корпус на две полости, размещенный внутри полого штока дополнительный поршень, отделяющий газовую компенсационную полость от полости, заполненной рабочей жидкостью, и предохранительный и обратный клапаны 1 j .
Недостатком известного устройства является сложность и громоздкость.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является гидропневматический амортизатор, содержащий корпус, размещенный в нем полый плунжер, на торце которого расположены встречно направленные обрат" ные клапаны и дросселирующее отверсие, поршень, установленный с возмож- ностью перемещения относительно плунжера между упорами в неи и предназначенный для перекрытия дросселирующего отверстия, и расположенный внутри плунжера дополнительный поршень, отделяющий газовую полость от полости заполненной рабочей жидкостью t,2 ) .
8 таком устройстве за счет постоянной работы демпфирующих элементов происходит увеличение динамических
1 сил, передающихся на опорную поверх-: ность, как при резонансных, так и при нерезонансных частотах, что значительно снижает эффективность демп" фирования.
Цель изобретения - повышение эф- . фективности демпфирования, Указанная цель достигается тем, что в гидропневматическои амортизаторе, содержащем корпус, размещенный в нем полый плунжер, на торце которого расположены встречно направленные об-"5 ратные клапаны и дросселирующее отверстие, поршень, установленный с возможностью перемещения относительно плунжера между упораии в нем, и расположенный внутри плунжера допол- 50 нительный поршень, отделяющий газовую полость от полости, заполненной рабочей жидкостью, торец плунжера образован поршнем.
На чертеже изображена предлагаемая55 конструкция амортизатора.
Гидропневматический аиортизатор содержит корпус 1, внутри которого с
49
2 возможностью осевого перемещения расположен полый плунжер 2, торец кото- рого образован поршнем 3 и внутри которого размещен дополнительный flop шень 4, отделяющий газовую полость 5 от полости 6, заполненной рабочей жидкостью, в частности маслом, Поршень 3 установлен с возможностью осевого перемещения на величину зазора S относительно плунжера 2 между упорами в нем, образованныии, в частности, кольцевой проточкой 7. В порщне 3 расположены встречно направленные обратные клапаны 8 и 9 и выполнено дросселирующее отверстие 10, В верхней части плунжера 3 размещен обратный клапан 11, через который осуществляется подвод сжатого газа °
Гидропневматический амортизатор работает следующим образом.
Давление в газовой 5 и масляной 6 полостях обеспечивает распорное усилие, которое удерживает полый плунжер 2 и машину (или агрегат ), размещаемую на нем, в положении равновесия.
Пусть полый плунжер 2 совершает периодические колебания относительно положения равновесия с амплитудой, при которой осевой ход порщня 3 не ограничивается упорами полого плунжера 2.
При перемещении плунжера 2 вниз давление в масляной полости под поршнем 3 растет., Под действием перепада давления масла между надпоршневой и подпоршневой полостями поршень 3 перемещается относительно плунжера 2 вверх.
Давление над поршнем 3 растет, Перепад давления создается между масляной 6 и газовой 5 полостями, под действиеи этого перепада давления дополнительный поршень 4 перемещается вверх относительно плунжера 2. При этои давление. в газовой полости растет, следовательно, растет распор- ное усилие, препятствующее перемещению плунжера 2 вниз, При перемещении плунжера 2 вверх давление в масляной полости под поршнем 3 уменьшается. Между надпоршневой и подпоршневой масляными полостяиии создается перепад давления, Поршень перемещается,вниз. Давление в масляной полости над поршнем 3 уменьшается. Создавшийся перепад давления между газовой 5 и масляной 6 полостяии пеРемещает дополнйтельный поршень 4 вниз относительно плунжера 2.
Давление в газовой полости 5 уменьСоставитель Г.Смирнова
Техред,С.Мигунова Корректор В.бутяга
Редактор Н.Безродная
Заказ 8643/39 . Тираж 925 Подписное
8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал lln|l "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 1 4
3 1051 шается. При этом уменьшаетчя распорное усилие амортизатора, что препятствует перемещению полого штока 2 вверх.
Перепад давления на поршне 3 пре- g пятствующий перемещению полого плунжера 2, обусловлен только силами его веса, инерции и трения. Следовательно, силы реакции от поршня 3, передающиеся на корпус 1, малы. 10
Пусть полый плунжер 2, совершает периодично колебания с амплитудой, при которой осевой ход поршня 3 ограничивается упорами плунжера 2, т.е. больше зазора S. 35
При этом все динамические процессы в амортизаторе совпадают с описанными до тех пор, пока поршень 3 не остановится в своем движении относительно полого плунжера 2 его упо- ув
349 4 ром. С этого момента весь поток масла будет протекать через дросселирующее отверстие -10 и открывшийся обратный клапан 8. -Дополнительный перепад давления возникает за счет дрос-. селирования масла. Сила сопротивления- перемещенного плунжера 2 со стороны порщня 3 возрастет. При этом возрастут и силы, передающиеся от полого алунжера 2 к корпусу 1.
Таким образом, предлагаемое устройство в интервале резонансных час" тот работает с гидравлическим демпфированием, в остальных интервалах частот - без гидравлического демпфирования, т.е. амортизатор обладает высокими свойствами виброзащиты при собственных частотах колебаний, лежащих в интервале частот возмущающих сил..