Способ определения радиального зазора шарикоподшипника
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ШАРИКОПОЩШПНИКА, заключающийся в том, что жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого л // /////////////y////// //77/ /y///////////// f , подшипника и прикладывают к наружно му кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют образовавшийся зазор, отличающийся тем, что, с целью повыше .шш точности определения, перед нагруткением жестко закрепляют сепаратор подш1пника, непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки по окружности наружного кольца от О до 360 и измеряют угол поворота наружного кольца, при этом величину радиального зазора подшипника определяют по формуле D.H об Е i где Е - радиальный зазор; W Ийдиаметр желоба наружного кольца под11гип1шка; , С 0. - угол Поворота наружного кольца подшипника. сл 4 О д
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСГ1УЬЛИН
„„SU„„1051404 (д), G 01 М 13/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2l) 3310691/25-27 (22). 23.06.81 (46) 30.10.83. Бюл. В.40 (?2) В.М. Суминов, В.И. Акилин, И;А. Баранов, Д.Н. Козлов и Е.А. Перель (71) Московский авиационный технологический институт им. К.Э. Циолковского (53) 658.562.012.7(088.8) (56) l Авторское свидетельство СССР
h» 242415, кл. 6 01 М 13/04, 1969.
2. Жолдак С.А. Технология изготовления малогабаритных гиромоторов.
Л., Судпромгиз, 1961, с..160 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ШАРИКОПОДЛИПНИКА, заключаюцийся в том, что жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого подшипника и прикладйвают к наружному кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют образовавшийся зазор, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что, с целью повышения точности определения, перед нагружением жестко закрепляют сепаратор подшипника, непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки по окружности наружного кольца от
0 до 360 и измеряют угол поворота наружного кольца, при этом величину радиального зазора подшипника определяют по формуле
D.„cC
3 00 где Д вЂ” радиальный зазор; — диаметр желоба наружного
H кольца подшипника;
CL — угол поворота наружного кольца подшипника.
10514.04
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к подшипниковой промышленности.
Известен способ определения радиального зазора по углу контакта 5 шарикоподшипника, заключающийся в определении и сравнении периода биений контролируемого и эталонного шарикоподшипника (1, Однако способ имеет большую по- 1О грешность из-за влияния динамической пленки масла и центробежных сил как в контролируемом, так и в эталонном шарикоподшипниках.
Наиболее близким к предлагаемому является способ определения радиального зазора шарикоподшипника, заключающийся в том, кто жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого подшипника и прикладывают к наружноIIy кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют рбразовавшийся зазор $2).
Однако этот способ имеет низкую точность определения, так как не учи" тывает относительного положения шариков и колец контролируемого подшипника.
Цель изобретения — повышение точности определения радиального зазора подшипника.
Поставленная цель достигается тем, что в способе определения радиального зазора шарикоподшипника, заключающегося в том, что жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого под- 35 шипника и прикладывают к наружному кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют образовавшийся зазор, перед нагружением жестко закрепляют сепаратор подшип.ника, непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки по окружности наружного кольца от 0 до 360 и измеряют угол поворота наруж ного кольца, при этом величину ра- 45 диального зазора подшипника определяют по формуле о,„ а
3ТО где — радиальный зазор; 50 — диаметр желоба наружного
Н кольца подшипника;
0" — угол поворота наружного кольца подшипника.
На фиг. дапа конструктивная схема устройства, реализующего способ; на фиг, 2 — с::ема шарикоподшипIIIINQ °
На станине с помощью упругих элементов 2 смонтирован корпус 3, в котором соосно установлены жестко закрепленные фиксатор 4 внутреннего кольца контролируемого подшипника 5, электромагнит 6 и подвижные в осевом направлении упор 7 внутреннего кольца подшипника 5 и два подпружиненных упора 8 и 9 сепаратора, расположенных на фиксаторе 4 и. упоре 7. внутреннего кольца подшипника 5., !а корпусе также смонтированы фотодатчик 10 для измерения угла поворота наружного кольца подшипника 5, вибродатчик
11 для измерения количества циклов нагружения и фиксатор 12 упора 7.
" Способ осуществляют следующим об разом..
Иестко закрепляют внутреннее кольцо и сепаратор подшипника 5 фиксатором 4 и упорами 7-9 в корпусе 3.
Прикладывают к наружному кольцу подшипника 5 вращающуюся с постоянной скоростью радиальную нагрузку с постоянной амплитудой при помощи электромагнита б, т.е. непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки. При этом из-за наличия радиального зазора наружнее кольцо подшипника 5 притягивается к электромагниту 6 и обкатывает неподвижные шарики, т.е. меняется угол поворота наружного кольца.
Для увеличения точности создают электромагнитом 6 и циклов нагруженпя, измеряя их количество с помощью вибродатчика 11. Фотодатчиком
10 измеряют угол поворота наружного кольца (а п), затем этот угол находят за один цикл нагружения. И величину радиального зазора подшипника определяют по известной формуле.
Пример исполнения предлагаемого способа.
Испытания проводят на шарикоподшипниках 2Ô-150 КТ в количестве 5 штук.
Для испытаний отобраны подшипники с номинальным диаметром желоба наружного кольца подшипника DH =
= 9,0 ми и номинальным радиальным зазором 7д=9 мкм.
Электромагнит запитывают трехфазным напря><ением 6 В 50 Гц. Каждый подшипник контролируют в течение ! иин. Результаты экспериментов сведены в таблицу, 1051404
Угол поКоличество
Угол
P адиальный зазор, мкм ворота эа
1 мин циклов нагружения за 1 мин
117 ©
0,39
9,75
300
121Î
300
I19
300
121
300
0,393 9,83
118
300 фее.2
Составитель А. Коршиков
Редактор Е. Лушникова Техред Ж.Кастелевич Корректор А. Ферен
Заказ 8654/41 Тираж 873 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5 .филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,. 4
Предлагаемый способ увеличивает точность измерения радиального эазоps подшипника за счет исключения
0,403 10,08, 0,396 9)92
0,403 10,08
I влияния относительного радиальнгб.
Ю а . положения Жариков и колец пщ рщ н Д ков.