Способ сборки статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СПОСОБ СБОРКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, заключающийся в том, что наносят изоляционное покрытие на внутреннюю поверхность ярма, устанавливают гофрированную зубцовую зону с обмоткой внутрь ярма и закрепляют ее, отличающийся тем, что, с целью повышения коэффициента мощности, КПД и надежности электрической мащины, зубцовую зону располагают внутри ярма с зазором, затем внутрь зубцовой зоны устанавливают оправку с двумя подвижными конусными хвостовиками, центрируют ее и перемещают хвостовики с двух сторон внутри зубцовой зоны, распирая ее, прижимают к внутренней поверхности, ярма и образуют клиновые зазоры между гофрами, затем пропитывают изоляционным составом, заполняя им клиновые зазоры, а после отверждения изоляционного состава оправку удаляют. .2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед пропиткой в клиновые зазоры устанавливают клинья. (Л ел оо 1C ю о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

З(Я1) Н 02 К 15/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /""

3 Ъ.

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

0

Р

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2810085/24-07 (22) 15.08.79 (46) 07.11.83. Бюл. № 41 (72) Ф. M. Юферов (71) Московский ордена Ленина энергетический институт (53) 621.313 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 584392, кл. Н 02 К 1/06, 1975. (54) (57) 1. СПОСОБ СБОРКИ СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, заключающийся в том, что наносят изоляционное покрытие на внутреннюю поверхность ярма, устанавливают гофрированную зубцовую зону с обмоткой внутрь ярма и закрепляют ее, отличающийся тем, что, с целью повыА

ÄÄSUÄÄ 1053226 A шения коэффициента мощности, КПД и надежности электрической машины, зубцовую зону располагают внутри ярма с зазором, затем внутрь зубцовой зоны устанавливают оправку с двумя подвижными конусными хвостовиками, центрируют ее и перемещают хвостовики с двух сторон внутри зубцовой зоны, распирая ее, прижимают к внутренней поверхности ярма и образуют клиновые зазоры между гофрами, затем пропитывают изоляционным составом, заполняя им клиновые зазоры, а после отверждения изоляционного состава оправку удаляют. ,2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед пропиткой в клиновые зазоры устанавливают клинья.

1053226 щитами, продольный разрез.

Способ осуществляется следующим обра- 45 зом.

Перед сборкой разъемного статора внутреннюю цилиндрическую поверхность ярма 1 покрывают тонким слоем изоляционного лака 2, затем производят запечку ярма.

Далее устанавливают гофрированную зубцо55

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен способ сборки статора электрической машины, который включает нанесение изоляции на внутреннюю поверхность ярма и последующую запрессовку внутрь нагретого ярма гофрированной зубцовой зоны с обмоткой (1).

Однако из-за необходимости сохранения целостности изоляции между ярмом и зубцовой зоной при запрессовке требуется увеличение ее толщины, что приводит к увеличению зазора между ярмом и зубцовой зоной. Кроме того, при запрессовке гофрированной зубцовой зоны внутрь ярма статора неизбежно нарушение изоляции между ярмом и зубцовой зоной и образование короткозамкнутых контуров на пути магнитного потока машины. Все это приводит к снижению КПД и коэффициента мощности.

Невозможность надежного закрепления зубцовой зоны в ярме статора при наличии достаточно толстого изоляционного слоя между ними снижает надежность электрической машины.

Цель изобретения — повышение коэффициента мощности, КПД и надежности электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что зубцовую зону располагают внутри ярма с зазором, затем внутрь зубцовой зоны устанавливают оправку с двумя подвижными конусными хвостовиками, центрируют ее и перемещают хвостовики с двух сторон внутри зубцовой зоны, распирая ее, прижимают к внутренней поверхности ярма и образуют клиновые зазоры между гофрами, затем пропитывают изоляционным составом, заполняя им клиновые зазоры, а после отверждения изоляционного состава оправку удаляют. Кроме того, перед пропиткой в клиновые зазоры устанавливают клинья.

На фиг. 1 изображен статор с оправкой, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — статор с центрирующей оправкой и технологическими вую зону 3 с обмоткой 4 во внутрь ярма с зазором.

Для сохранения изоляционного слоя ярма 1, закрепленного в корпусе 5 (фиг. 1 и 2), наружную цилиндрическую поверхность

35 зубцовой зоны выполняют диаметром меньшим, чем диаметр внутренней цилиндрической поверхности ярма.

После установки гофрированной зубцовой зоны 3 с обмоткой 4 во внутрь зубцовой зоны с двух сторон вводят оправку 6 с двумя подвижными конусными хвостовиками 7, центрируют ее и перемещают хвостовики 7, закручивая гайки 8. При этом гофрированная зубцовая зона распирается и плотно прижимается наружными поверхностями зубцов 9 к изолированной внутренней поверхности ярма 1. При распоре гофрированной зубцовой зоны образуются клиновые зазоры между гофрами.

Для заполнения клиновых зазоров, а также пропитки обмотки гофрированную зубцовую зону вместе с обмоткой пропитывают в вакууме или при обычном давлении изоляционным лаком или компаундом и отверждают.

В случаях, когда разность внутреннего диаметра ярма и наружного диаметра гофрированной зубцовой зоны превышает

0,2 — 0,25 мм, гофрированную зубцовую зону закрепляют в ярме с помощью клиньев, располагая их в клиновых зазорах между гофрами зубцовой зоны, а после ввода клиньев осуществляют пропитку. Установку клиньев можно осуществлять в процессе распора гофрированной зубцовой зоны коническими хвостовиками.

В случаях, когда основной воздушный зазор электрической машины мал и требуется очень точная установка гофрированной зубцовой зоны внутри ярма статора, целесообразно применение при сборке разъемного статора специальных технологических щитов 10 (фиг. 3) с точно выполненными отверстиями под концевые цилиндрические части 11 оправки.

Перед использованием все элементы технологической оснастки покрывают антиадгезионным по отношению к лаку или компаунду составом, например селиконовой смазкой.

Применение предлагаемого способа сборки статора с гофрированной зубцовой зоной обеспечивает возможность получения минимального по величине немагнитного промежутка между ярмом и зубцовой зоной, что приводит к снижению намагничивающего тока и повышению коэффициентов мощности и полезного действия; сохранение изоляции на внутренней поверхности ярма даже при незначительной ее толщине и, таким образом, уменьшение потерь мощности машины; прочное и надежное крепление гофрированной зубцовой зоны с обмоткой в ярме статора.

1053226

Составитель Г. Александрова

Редактор.О. Черниченко Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 8896/53 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4