Механическая передача транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧ1АГ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержа«аая .корпус, в котором расположены ведущий и ведомый валы с шестерку ми И установленная йа обгонной муфте коробка, в которой смонтированы две пары сателлитовых шестерен ; о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, . с целью расширения функциональных врзможностей передачи за счет автоматического включения прямой передачи , местерня ведущеговала связана с шестерней ведомого ваЛа посредством упомянутых сателлитовых шестерен, при зтом последние Л попарно установлены на противоположно направленных коленчатых вдлах , кривошипами которыхi ;уст новлен упругий элемент. 8 ; (Л & .еО SD Ф11г.1
СО(ОЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН ()9) (П)
ЗСЮ В 60 К 17 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .,;:
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
»
° °
° °
° Ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPHTMA (2 1) 3416727/27-11 (22) 05. 04. 82 (46) 15.11.83.» Бюл. 9 42 (72) П.A. Ревенко (53) 629» 113 (088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР.
Ф 493380,, кл. В 60 К .17/10, 1971 °
2. Айэерман И.A. Автоматика пере-,: ключенйя передач. М., Машгиз, 1948,: с, 50-58 (прототип). ° (54), (57) МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, . содержащая .корпус, в котором расположены ведущий и ведомый валы с шестерня. ми и установленная на обгонной муфте коробка,. в которой смонтированы две .пары сателлитовых шестерен, : отличающаяся тем, что, с .целью расширения функциональных возможностей передачи эа счет ав:.томатического включения .прямой передачи,.шестерня ведущего вала связана с шестерней ведомого вала посредством упомянутых сателлитовых шестерен, при этом последние .:.попарно установлены йа противоположно направленньх коленчатых валах, между кривошипами которых
;установлен упругий элемент.
1054112
Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к механическим передачам транспортных средств, и может быть использовано как в грузовых, так и легковых автомобилях.
Известны силовые передачи, например гидромеханическая передача, содержащая ведомый вал со сдвоенными фрикционными муфтами для связи с ними свободно установленных на них шестерен, промежуточные валы,. соединенные зубчатой передачей с выходным валом (1) .
Недостатком известных передач является то, что они не экономичны, не эффективны, в эксплуатации, и в связи с этим не находят практического применения.
Известна механическая передача транспортного средства, содержащая корпус, в котором расположены ведущий и ведомый валы с шестернями и установленная на обгонной муфте коробка, в которой смонтированы две пары сателлитных шестерен)2).
Использование известных передач приводит к увеличению расхода топлива по сравнению с трансмиссиями с другим переключением, потому что автоматическое переключение передачи с низшей на высщую происходит не в зависимости от величины сопротивления вращениЮ ведущих колес, а в зависимости от скорости движения транспортного. средства. Кроме того, для этого нужна еще и neperaзовка двигателя, в результате чего такие передачи не эффективны ,в эксплуатации.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей передачи, за счет автоматического включения прямой передачи.
Указанная цель достигается тем, что в механической передаче транспортного средства, содержащей корпус, в котором расположены ведущий и ведомый валы с шестернями и установленная на обгонной муфте коробка, в которой смонтированы две пары сателлитных шестерен, шестерня ведущего вала связана с шестерней ведомого вала посредством упомянутых сателлитных шестерен, при этом последние попарно установлены на .противоположно направленных коленчатых валах, между кривошипами которых установлен упругий элемент.
На фиг. 1 изображена передача, общий вид; на фиг. 2 - разрез A-A на фиг. 1.
Шестерня 1 ведущего вала сцеплена с шестерней 2,,сидящей на коленчатом вале 3, иа котором также установлена шестерня 4, сцеплейа с шестерней 5 ведомого вала. Лва
Ъо До51
Мкр.ме=Мкр 48) — — -Мкр.дв еах-до (P a1 Ао4
ГАо2 Ао51
Мкр- мax = Мкр дв (—. — ) мкр. дв. мак. (До1 До4!
45 т.е. передается крут ящий йомент равный г крутящему моменту двигателя (в данный момент), помноженному на произведение передаточных отношений шестерен 2 и 1, и шестерен 5 и 4 за вычетом или плюсом максимального крутяшегo моМента двигателя, которому соответствует упругость. пружины 9 при полном рабочем сжатии ее.
При разжимании пружины 9, энергия, затраченная на ее сжатие, возвращается в трансмиссию на ведомую шестерню 5 в виде импульсов силы, приводящей к разгону транспортного средства.
Частота этих импульсов определяется числом оборотов двигателя и передаточный отношением первой пары шестерен 2 и 1, и могут колебаться
60 вала 3 установлены на подшипниках в коробке 6 передачи, которая в свою очередь установлена на подшипнике и обгонной муфте (автологе) 7, в корпусе В. При вращении. двух валов 3, вместе с ) естернями
2 и 4, они своими кривошипами: взаимодействуют с упругим элемен-, том — пружиной 9, проходящей через направляющий стакан 10. В качестве
10 упругого элемента, вместо пружины 9, в передаче могут быть.использованы другие устройства, например, пневмоцилиндр с поршнями с автоматическим выпускньм клапаном и пре 15 дохранительным выпускньм - на случай накопления масла в цилиндре.
А вместо кривошипов на валах 3 могут быть сделаны эксцентрики.
Для использования на транспорт,— ных средствах передача должна быть. дополнена не показанными на чертеже муфтой свободного и заднего хода и муфтой сцепления.
Работа передачи.
При включении передачи к1естерня 1 ведущего вала начинает вра щать шестерню 2,,вал 3 и шестерню 4, при этом коробка 6 стопорится на обгонной муфте (автологе) 7, вследствие чего приводится во вращение шестерня 5 ведомого вала. Одновре-. менно, при вращении валов,3, под действием их кривошипов (или эксцентриков) сжимается и ра.зжимается упругий элемент — пружина 9. На ведомую шестерню 5 передается переменный по величине крутящий момент от
1054112
СоставитЕль .А.Хабаров
Редактор М.Товтин Техред A,Âàáèíåö- Корректор А. Ференц
« ° ««ю »» «юм«е««г
° В«
Заказ 9000/18. . Тираж 675 . . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, К-35, Раушская наб., д.. 4/5
«Ф
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4 . от 5 до 40 в секунду. Кроме того, им-. пульсные толчки сглаживаются инерцией массы транспортного средства
;и потому практически неощутиMbl °
С разгоном транспортного средства, в,моменты разжимания пружи» ны 9, коробка 6 передачи также при водится во вращение все на более длительное время и как только момент сопротивления вращению ведущих колес уменьшится до величины крутящего момента двигателя, под действием упругого элемента - пру жины 9 — прекращается вращение вокруг своих осей шестерен 2 и 4 и валов 3 и они вместе с коробкой 6 начинают вращаться вокруг оси ведущего и ведомого валов, то есть, происходит прямая передача.
При увеличении сопротивления вращению ведущих колес, упругость пружины 9 преодолевается, вращение коробки 6 замедляется вплоть до полной остановки, . а крутящий момент от двигателя передается на ведомый вал через шестерни с передаточным отношением.
В дальнейшем разгон мак и иы про;исходит как сказано вьые.
Механическая передача проста по устройству,и следовательно, недорога в изготовлении. Она обеспечивает своевременное автоматическое переключение на повышенную прямую передачу, поэтому должна быть высоко экономичной.