Гидромеханическая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ON (11) MS1) B 60 К 17 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ- СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЬ9 КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3437825/27-11,. ° .(22) 07.05.82 (.46) 15.11 ° 83.. Бюл. 9 42 (72) Ю.С.Баэельцев (53) 629.113(088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР

Р 765524, кл. Б 60 К 17/10., 1977. (54 ) (57 ) 1 ° ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕ."

ДАЧА, содержащая корпус с масляным резервуаром, ведущий и ведомый валы, соединенные со звеньями дифференци-". ального механизма, маслонасос блоки.ровки дифференциального механизма, всасывающий и нагнетающий. каналы которого соответственно соединены . с масляным резервуаром и- регулируемым дросселем, а вал — с одним из звеньев дифференциального механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и эф. фективностн передачи путем обеспеЧения увеличенного крутящего момента при. больших. передаточных отношениях, в.передаче установлен тормозной маслонасос, кинематически связанный с водилом дифференциального механизма и гидравлически соединенный всасы-. вающим каналом с регулируемым дросселем, а нагнетающим - .с -масляным резервуаром.

2. Нередача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что для. увеличения

КНД передачи в тяжелых условиях.работы, на водиле установлен дополнительный тормоз,- содержащий тормозной барабан, установленный соосно с водилом с возможностью ограниченного углового перемещения и жестко соеди- Я ненный с .запорным органом перепускного клапана, вход и выход которого соединены с входом в укаэанный регулируемый дроссель и масляным резервуаром соответственно.

1054117

Изобретение относится к устройству механических передач в машиностроении, а более конкретно к устройству передач, входящих в состав автоматических трансмиссий транспортных с редств. 5

Известна гидромеханическая передача, содержащая корпус с масляным резервуаром, ведущий и ведомый валы, соединенные со звеньями дифференциального механизма, маслонасос блоки- to ровни дифференциального механизма и нагнетающие каналы которого соответ-. ственно соединены с масляным резервуаром и регулирующим дросселем, а вал - с одним иэ звеньев дифференциального механизма (11 .

Недостатком такого регулятора является невозможность получения на ведомом валу момента большего, чем крутящий момент на его ведущем валу, 2О и .низкий КПД передачи при больших передаточных отношениях, что снижает динамические характеристики и экономичность транспортного средства, в передаче которого применен подобный регулятор.

Целью изобретения является повышение надежности и эффективности, передачи путем обеспечения увеличенного крутящего момента при больших передаточных отношениях.

Укаэанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче, содержащей корпус с масляным резервуаром, ведущий и ведоМый валы, соединенные со звеньями дифференциального механизма, маслонасос бЛокировки дифференциального механизма, всасываю" щий и нагнетающий каналы которого соответственно соединены с масляным резервуаром и регулируемым дросселей, а вал - 40 с одним из звеньев дифференциального механизма, установлен тормозной маслонасос,кинематически связанный с водилом дифференциального механизма и гидравлически соединенный всасывающим каналом4 с регулируемымдросселем, а нагнетающим — с масляным резервуаром.

Кроме того, для увеличения КПД передачи в тяжелых условиях работы в ней на водиле установлен дополни- ц© тельный тормоз, содержащий тормозной барабан, установленный соосно с водилом с возможностью ограниченного углового перемещения и жестко соединен с запорным органом перепускного клапана, вход и выход которого соединены со входом в укаэанный регу. лируемый дроссель и масляным резервуаром соответственно.

Йа фиг. 1 изображена схема пере- . дачи с характеристическим передаточ- 60 ным отношением входящего в нее дифференциального механизма большим единицы на фиг, 2 - схема соединенных масляного резервуара, насоса бло. кировки, регулируемого дросселя тор- моэного насоса и дросселей через обратные клапаны, на фиг. 3, — схема подключения байпасного вентиля; на фиг ° 4 тормозное устройство, общий вид, на фиг. 5 -. то же, поперечный разрез.

В корпусе 1 с масляным резервуаром 2 в подшипниках укреплено водило 3. Ведущий вал 4, соосный с водилом, снабжен шестерней 5, находящейся в зацеплении с сателлитом 6, укрепленном в водиле 3 на общем валу

7 с сателлитом 8, находящемся в зацеплении с шестерней 9 ведомого вала 10. K валу 7 подсоединен насос

11 блокировки, корпус которого монтирован на водиле 3, снабженном.шестерней 12, находящейся в зацеплении с шестерней 13 вала тормозного насоса 14, корпус которого монтирован на корпусе 1 передачи, Всасывающий канал 15 насоса блокировки 11 соединен с масляным резервуаром 2. Нагнетающий канал 16 насоса блокировки 11

-через регулируемый дроссель 17 соединен с всасывающим каналом 18 тормозного насоса 14. Нагнетающий канал 19 тормозного насоса 14 через дроссель 20 соединен с масляным ре- зервуаром 2. Параллельно дросселю 20 подключен дроссель 21. Параллельно дросселю 20 подключается также байпасный вентиль 22.

В:корпусе 1 с масляным. резервуаром

2 размещена тормозная камера 23 с колодками 24, скрепленными с корпусом 1 пружинами 25. На водиле 3 установлен тормозной барабан 26, подпружиненный пружинами сжатия 27, снабженный выступом 28, перекрывающими канал 29, соединенный со сходом в регулируемый дроссель (не покаэан). На.водиле 3 выполнены выступы 30, совместно с упорами 31 тормозного барабана 26 ограничивающими поворот барабана 26 относительно водила 3.

Передача работает следующим образом.

K ведущему валу 4 передается вращение и крутящий момент от источника мощности, например ДВС, работающего на малых оборотах ° Ведомый вал 10 соединен с потребителем мощности, например с трансмиссией транспортного средства, и вращается с малой скоростью или неподвижен. Регулируемый дроссель 17 полностью открыт.

Вал 7 с сателлитами 6 и 8 вращается в водиле 3:, которое вращается в корпусе 1. Насос 11 через открытый дроссель 17 подает масло в насос 14, который через дроссель 20 возвращает его в резервуар 2. При этом на выходном валу возникает небольшой крутящий момент, пропорциональный давлению перед дросселем 20. Так осуществляется холостой ход. При

10541.17. увеличении частоты вращения вала 4 увеличивается частота вращения сателлитов и вала насоса 11, водила 3 и вала насоса 14, резко увеличивается пройэводительность насосов и давление перед дросселем 20. При этом харак- 5 теристиками насосов 11 н 14 обеспечивается подача масла в насос 14 под небольшим .давлением и значительный перепад давлений на насосе 14,обеспечиваемый дросселем 20, вызывающий по" 10 явление реактивного крутящего момента на водиле 3, пропорционально давлению масла перед дросселем 20. Поэтому момент на валу 10 значительно возрастает ,и превышает крутящий момент на валу 4 на )g ,величину, зависящую от характеристического передаточного отношения дифференциального механизма. Под действием этого момента вал 10, связанный с нагрузкой, разгоняется. При этом уменьшается скольжение водила 3. относительно входного вала и отношение моментов на ведомом и ведущем валу. При достаточно большой частоте вращения ведомого вала 10, но меньшей чем частота вращения ведущего вала, насос 14 авторотирует под действием протекающего через. него масла, дав-. ление в нагнетающем канале насоса

11 растет, частично блокируя диф-. ференциальный механизм., Таким обра-. Ж эом осуществляется разгон ведомого вала до момента, когда крутящий мо- мент на ведомом валу уменьшается до величины крутящего момента на ведущем валу ° 35

В любой момент работы передачи может быть закрыт регулируемый дроссель 17, например под действием исполнительного органа, связанного с датчиком частоты вращения вала 10, 46

При этом скольжение водила 3 уменьшается до незначительного отставания от вала 4., обусловленного утечками в системе при полном перекрытии дросселя 17. Одновременно дросселв

17 прекращает подачу масла в насос

14, полости которого опорожняются, пропадает момент сопротивления вращению водила 3 относительно корпуса, 1. Звенья планетарной передачи заблокированы;. поэтому мощность переда- 50 ется через, передачу с минимальными . потерями. Так осуществляется прямая

:передача.

Механизм блокировки планетаРного . механизма передачи в виде объемного насоса, соединенного всасывающим каналом с масляным резервуаром, а: нагнетающим каналом через регулируа" мый дроссель с всасывающим каналом . тормозного маслонасоса, выполняющего 66 функции тормоза водила, нагнетающий канал которого через дроссель соединен с масляным резервуаром, позволяет получить плавное изменением крутя щего момента и частоты вращения ве4щ мого вала и увеличение максимального момента на ведомом валу при больших

;передаточных отношениях.

Регулировка передачи оДним элементом — регулируемым дросселем - в открытом положении обеспечивающем торможение водила и раэблокировку планетарного механизма, а в закрытом положении - растормаживание водила и блокировку планетарного механизма, увеличивает надежность и безотказность передачи, поскольку в случае поломки или неисправности seoro дросселя или системы его управления передача сохраняет работоспособность не происходит заклинивания.

Отсутствие фрикционных муфт и тормозов снижает износ и увеличивает компактность передачи.

Для увеличения компактности передачи устройство дифференциального механизма шестеренного типа .может быть выпоянено таким известным образом, чтобы одна или несколько пар шестерен дифференциального механизма совместно с водилом выполняли функцию шестеренного маслонасоса блокировки водила. Однако, при реверсировании такой передачи, а также при торможении двигателем, согласованная работа вышеописанной передачи нарушается.

Для устранения этого недостатка в вышеописанной передаче нагнетающий канал насоса блокировки соединяется с масляным резервуаром через обратный клапан, всасывающий канал насоса блокировки снабжается обратным клапаном и соединяется со сходом регулируемого дросселя через обраТный клапан, а канал, соединяющий нагнетающую полость насоса блокировки со входом регулируемого дросселя снабжается обратным клапаном..Нагнетающая полость тормозного насоса соединяется с выходом регулируемого дросселя через обратный клапан, а канал, соединяющий напорную полость тормозного насоса с дросселем снабжается обратным клапаном. Всасывающая;полость торьюзного насоса соединяется через обратный клапан и дроссель с масляньм резервуаром, а канал, соединяющий выход регулируемого дросселя и всасывающую полость тормозного насоса, снабжается обратным клапаном.

Дроссель 21 через обратный клапан соединен со всасывающей яолостью тормозного насоса. Сплошной линией со стрелками показан путь масла при пр имом ходе, а пунктирной линией со стрелками. - путь масла при реверси" роваиии передачи и торможении дзигателем.

Наличне обратных клапанов обеспечивает подачу масла насосом блокировки через регулируемый дроссель и

1054117

20 тормозной .насос к дросселям независимо от направления вращения этих насосов, Наличие двух дросселей с разной пропускной способностью обеспечивает разную эластичность передачи при прямом ходе и при реверсировании или торможении двигателем. Рпнсанная передача имеет тот не-. достаток, что при холостом ходе сопротивление дросселя вызывает появление момента на ведомом валу с соответствующей затратой мощности, а также затрудняет. пуск двигателя при большой вязкости масла. Для устранения этого недостатка передача может быть снабжена байпас. ным регулируемым вентилем, сообщающим вход в дроссель с масляным ре-. зервуаром. Вентиль 22 в .открытом положении перепускает значительную часть мАсла в масляный резервуар 2 в обход дросселя 20, разгружая тормозной насос и тем уменьшая потребную мощность двигателя на холостом ходу передачи, однако при длительном движении транспортного средства в тяжелых условиях с повышенным крутящим моментом на ведомом валу при большом передаточном отношении передача имеет пониженный КПД, что обуслоВлено затратой мощности на работу тормозного насоса на сопротивление дросселя. Указанный недоста.ток устранен в передаче, снабженной автономно действующим на водило тормозом. I

При передаче давления в тормозную камеру 23 колодки 24 фиксируют тормозной барабан 26 относительно корпуса 1.

5 Под действием крутящего момента водило

3, преодолевая сопротивление пружины

27, поворачивается относительно тормозного барабана 26 в ту .или другую сторону до упора выступов 30 в упо10 ры 31. При этом выступ 28 смещается и открывает. выход масла из канала 29 в полость корпуса 1, из которой оно стекает в масляный резервуар 2.

Вследствие этого насос блокировки 5 Рагружэется и дифференциальный механиэм разблокируется. При растормаживании барабайа 26 пружины 27 возвращают его в среднее положение, при . . этом выступ 28 перекрывает отверстие канала 29, прекращая слив масла из насоса блокировки в масляный резервуар.

Автономно действующий тормоз, фиксирующий водило, позволяет по желанию включать передачу на повышенное передаточное отношение. Автоматически открывающийся при этом перепускной клапан устраняет блоки-, ровку дифференциального механизма, .снижает сопротивление вращению его

30 звеньев и тем повышает КПД передачи в режиме повышенного крутящего момента и максимального передаточного отношения.,1054117

28

Ъ

Составитель A. Барыков

Редактор И. Товтин Техреду.Гергель Корректор A. Тяско

Эаказ 9000/18 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам -изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауыская наб., д. 4/5

ФИлиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4