Кузов транспортного средства для перевозки сыпучих грузов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ, содержащий основные и надставные борта, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь перевозимого груза, надставные борта жестко связаны между собой и образуют прямоугольную рамку, которая оборудована упорами для опирания на основные борта кузова и связана с дном поС41еднего упругой растяжкой, при этом рамка установлена внутри основных бортов с зазором, а нижние ее кромки расположены ниже верхних кромок основных бортов кузова . 2. Кузов по п. 1, отличающийся тем, что надставные борта выполнены изменяемой длины. . S (Л ел СА to
СОЮЗ СОВЕтСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1054132
3(5D В 60 P.1 28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1":,;-:;...".,1
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф, 2. Кузов по п. 1, отличающийся тем, что надставные борта выполнены изменяемой длиньь
Фиг. / (21) 3415296/27-11 (22) 23.03.82 (46) 15.11.83. Бюл. № 42 (72) А. П. Гарбузов, А. В. Лопатин, М. Ф. Фетисов и В. П. Черных (71) Головное специализированное конструк„ торское бюро по машинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (53) 629.114.3(088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 575259, кл. В 62 D 25/08, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР № 850427, кл. В 60 P 1/28, 1979 (прототип). (54) (57) 1. КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЫПУЧИХ
ГРУЗОВ, содержащий основные и надставные борта, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь перевозимого груза, надставные борта жестко связаны между собой и образуют прямоугольную рамку, которая оборудована упорами для опирания на основные борта кузова и связана с дном последнего упругой растяжкой, при этом рамка установлена внутри основных бортов с зазором, а нижние ее кромки расположены ниже верхних кромок основных бортов кузова.
1054132
Изобретение относится к сельхозмашиностроению и может использоваться в кузовах грузовых автомобилей и прицепов при перевозке насыпных легковесных грузов, главным образом при перевозке зерна в процессе уборки зерновых культур от комбайнов к местам его хранения и переработки.
Известно приспособление к кузову транспортного средства для перевозки легковесных насыпных грузов в виде надставных бортов, являющихся непосредственным продол-. жением основных бортов и присоединенных к ним элементами крепления (1) .
Недостатками этого приспособления являются сложность крепления надставных бортов к основным, а также нео.1ходимость в дополнительной и надежной герметизации стыков надставных бортов как с основными бортами, так и между собою, и применение для накрытия груженого кузова специального полога с целью уменьшения потерь при движении по неровностям поля и от встречного ветра.
Известен также кузов транспортного средства для перевозки сыпучих грузов, содержащий основные и надставные борта (2).
Однако уплотнение надставных бортов в этом случае представляет собою еще более сложную задачу из-за наклона стыков и образования клинообразной формы щелей и приводит к потерям перевозимого груза.
Цель изобретения — уменьшение потерь перевозимого груза.
Поставленная цель достигается тем, что в кузове транспортного средства для перевозки сыпучих грузов, содержащем основные и надставные борта, последние жестко связаны между собой и образуют прямоугольную рамку, которая оборудована упорами для опирания на основные борта кузова и связана с дном последнего упругой растяжкой, при этом рамка установлена внутри основных бортов с зазором, а нижние ее кромки расположены ниже верхних кромок основH)>Ix бортов кузова.
Кроме того, надставные борта выполнены изменяемой длины.
На фиг. 1 изображен кузов транспортного средства с приспособлением-рамкой, вид сверху; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант исполнения рамки, вид сверху; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — вариант загрузки кузова зерном.
Кузов содержит продольные 1 и поперечные 2 надставные борта, выполненные по длине короче соответствующих им основных боковых 3 и 4, переднего 5 и заднего 6 бортов кузова 7 и соединенные между собой с образованием прямоугольной рамки 8. Указанные надставные борта прн установке их на кузов располагаются на некотором расстоянии а от основных бортов по всему периметру кузова. Рамка 8 снабжена упорами 92
12, простирающимися от поперечных бортов рамки за пределы основных переднего 5 и заднего 6 бортов кузова 7 и опирающимися на них. Кроме этого, указанная рамка содержит упоры 13 — 16, выступающие от продольных бортов рамки до основных боковых бортов 3 и 4 кузова 7. Опорные поверхности этих упоров удалены от надставных бортов рамки 8 на расстояние, определяющее величину зазора а между надставными бортами
10 и основными боковыми бортами 3 и 4 кузова 7.
В то же время концы упоров 9 — 12 снабжены крюками 17 и 18, удаленными от поперечных бортов 2 рамки 8 на величину, l5 обеспечивающую зазор а, и опирающимися на верхние кромки переднего 5 и заднего
6 бортов кузова 7 своими вогнутыми участками. Помимо этого, рамка 8 снабжена упругой растяжкой 19 для крепления ее ко дну 20 кузова 7. Указанная растяжка содер2О жит две пружины 21 и 22, верхние концы которых закреплены на противоположных поперечных бортах 2 рамки 8, а нижние соединены с дном 2О (фиг. 2) кузова 7 с по- . мощью винтового крюка 23. Упоры 9 — 12, 25 кроме того, установлены на рамке 8 так, 5 что нижняя кромка 24 рамки при ее установке на кузов 7 располагается ниже верхней кромки 25 кузова на некотором расстоянии B. Для установки одной и той же рамки
8. на кузова разных размеров надставные зо борта 1 и 2 (фиг. 1), образующие рамку, могут быть объединены в Г-образные секции
26, скрепленные между собою соединением 27 (фиг. 2). При установке рамки на кузов, задний борт которого открывается относительно шарнира 28, расположенного у
35 днища кузова, рамка снабжена дополнитель ными упорами 29 и 30 (фиг. 1), поддержи— .вающими ее в заданном положении при открытом заднем борте.
При-движении груженого зерном транс4О портного средства по неровностям поля и дороги в начале пути масса зерна в кузове частично перераспределяется из зоны, очерченной рамкой, в боковые зазоры между надставными и основными бортами, уровень зерна в рамке понижается ниже верхней
45 кромки ее бортов, которые при последующем движении защищают зерно от выдувания встречным ветром.
Несмотря на частичное перераспределение зерна из полости рамки в боковые зазоры, уровень зерна в кузове остается ниже верхней кромки 25 (фиг. 2) его бортов, которые, в свою очередь, зазищают зерно, находящееся между бортами рамки и кузова, от сдувания и высыпания при кренах, В случаях частичного пересыпания зерна через
55 края рамки как в процессе загрузки, так и от ветра и кренов при движении транспортного средства, это зерно попадает в пространство между рамкой и основными борта1054132
3 ми кузова. В результате вероятность потерь зерна существенно снижается.
Для разгрузки бортового кузова через задний борт 6 открываются его верхние запоры (не показаны). Задний борт под давлением зерна открывается относительно шарниров 28, при этом задние крюкообразные упоры 9 рамки 8 за счет своей радиусной формы .не препятствуют его открытию. По мере выгрузки зерна рамка 8 за счет зазора между упорами 29 и 30 и дном 20 частично опускается и указанными упорами опирается на дно кузова, практически сохраняя свое рабочее положение. В процессе разгрузки самосвального кузова его задний борт открывается относительно верхних шарниров (не показаны). При этом рамка 8 также не препятствует открытию борта и в зависимости от конструкции шарниров может частично подниматься под воздействием на нее упоров 9 верхней кромки заднего борта.
После разгрузки кузова как самосвального, так и бортового, задний борт закрывается, его верхняя кромка скользит по криволинейной поверхности упоров 9 рамки 8, частично ее поднимает и возвращается в исходное для загрузки зерна положение.
Упоры 13 — 16 представляют собою рас- 25 порные стержни или т, п. элементы конструкции, препятствующие смещению рамки 8, образованной надставными бортами по пред ложению, в поперечном направлении относительно основного кузова. Они могут быть выполнены за одно целое с поперечными бор- З0 тами 2 рамки 8 (фиг. 1).
Упоры 29 и 30 применяются только тогда, когда основной кузов выполнен с открываемым задним бортом, и только в том случае, когда последний открывается,.поворотом вокруг шарнира 28, совмещенного с задней кромкой дна 20 кузова, (фиг. 2). В этом случае при разгрузке кузова путем открывания его заднего борта указанные упоры поддерживают рамку 8 в исходном рабочем положении относительно основного кузова. Указанные упоры относительно дна 20 кузова устанавливаются с некоторым зазором, чтобы Ъе препятствовать пружинам 21 и 22 жестко фиксировать упоры 11 и 12 рамки 8 на верхней кромке заднего борта 6 основного кузова.
Во всех современных комбайнах разгрузка бункера производится с уровня значитель4 но ниже уровня верхней кромки бортов кузова. Вследствие этого механизм разгрузки бункера комбайна должен предусматривать возможность подъема зерна при его выгрузке выше уровня верхней кромки борта. В основном принята система выгрузки бункера наклонно расположенным шиеком. Как показано на фиг. 5, при одном и том же положении выгрузного шнека бункера приФ менение надставных бортов по изобретению позволяет иметь общую высоту кузова,а следовательно, и его объем значительно больше, чем у известного транспорта, используемого на вывозке зерна от комбайна.
Для получения одинакового добавочного объема в устройстве по изобретению в сравнении с известным высота надставных бортов должна быть несколько выше, чем в известном устройстве. Однако надставные борта известного кузова совмещены в одной плоскости с соответствующими бортами основного кузова и не позволяют при перевозке сыпучих грузов использовать весь объем кузова, так как такие грузы при колебаниях кузова, вызванных неровностями дороги или, например, неравномерностью скорости перемещения машины, не только легко перемещаются в кузове, но и легко переходят через верхние кромки надставных бортов за пределы кузова, поэтому при загрузке таких кузовов сыпучими грузами всегда нужно иметь гарантийную высоту свободного борта, которая при перемещении груза исключает его переход через верхние кромки бортов за пределы кузова.
Смешение надставных бортов относительно основных внутрь кузова, как это предусматривает изобретение, исключает заполнение всего объема основного кузова и создает по всему периметру кузова между основными и надставными бортами гарантийную зону А (фиг. 1 и 2), в которой оседает сыпучий груз, переходящий при колебаниях кузова через верхние кромки надставных бортов.
Наличие гарантийной зоны А в предложенном приспособлении не только обеспечивает в полной мере заполнение сыпучим грузом всего объема, образованного этими бортами, но и резко снижает потери груза просыпанием через борта в результате колебаний кузова.
Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить потери перевозимого сыпучего груза, например зерна.
1054132
A-А
2У 7
Фиг. Z
1054132
Ф
Ъ з з
Ф о
Ю
Фиг. 5
Составитель С. Белоусько
Редактор Л. Повхан Техред И. Верес Корректор Ю.Макаренко
Закан 9001/19 Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
JIo делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4