Указатель направления движения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УКАЗАТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащий генератор импульсов, выход которого соединен с переключателем указателей поворота сигнальных ламп разных бортов, логические элементы ИЛИ и блок защиты от токов короткого замыкания с двумя элементами сравнения и исполнительным отключающим узлом, выход которого связан с управляющим входом генератора импульсов, отличающийся тем, что, е целью повышения надежности, ой снабжен блоками индикации по числу сигнальных ламп, каждый из которых состоит из последовательно соединенного элемента И, установленного на входе блока, запоминающего и сигнального элементов, причем первые входы первого и второго блоков индикации подключены соответственно к выходам первого и второго элементов сравнения, вторые входы первого и четвертого и второго и третьего блоков индикации подключены соответственно к выходным клеммам переключателя указателей поворота, входы Первого элемента ИЛИ подключены к сигнальным лампам правого борта тягача и левого борта прицепа, а его выход - к ® входу одного из элементов сравнения, вхо (Л ды другого элемента ИЛИ подключены к сигнальным лампам левого борта тягача и правого борта прицепа, а его выход - к входу другого элемента сравнения. СП 4 1 к

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1054142 А

3<5ц В 60 Q 1/34 c

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3309450/27-11 (22) 30.06.81 (46) 15.11.83. Бюл. № 42 (72) Б. Г. Айзикович, В. В. Миславский, Б, Г. Рабинович и Л. А. Рамирес (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (53) 629.113.066.018 (088.8) (56) 1. Автомобили ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ133ВЯ. Руководство по эксплуатации. М., «Машиностроение», 1978, с 160-161, рис. 92, 2. Авторское свидетельство СССР № 435151, кл. В 60 Q 1/34, 1971 (прототип). (54) (57) УКАЗАТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ

ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий генератор импульсов, выход которого соединен с переключателем указателей поворота сигнальных ламп разных бортов, логические элементы ИЛИ и блок защиты от токов короткого замыкания с двумя элементами сравнения и исполнительным отключающим узлом, выход которого связан с управляющим входом генератора импульсов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен блоками индикации по числу сигнальных ламп, каждый из которых состоит из последовательно соединенного элемента И, установленного на входе блока, запоминающего и сигнального элементов, причем первые входы первого и второго блоков индикации подключены соответственно к выхо- дам первого и второго элементов сравнения, вторые входы первого и четвертого и второго и третьего блоков индикации подключены соответственно к выходным клеммам переключателя указателей поворота, входы первого элемента ИЛИ подключены к сигнальным лампам правого борта тягача и левого борта прицепа, а его выход — к входу одного из элементов сравнения, входы другого элемента ИЛИ подключены к сигнальным лампам левого борта тягача и правого борта прицепа, а его выход — к входу другого элемента сравнения.

1054142

Изобретение относится к сигнализации для указания направления движения транспортных средств и может быть использовано на автопоездах.

Известен указатель направления движения транспортного средства, содержащий генератор импульсов и переключатель указателей поворота, к выходным клеммам которого подключены цепи сигнальных ламп разных бортов,(1).

Недостатком данного устройства является отсутствие защиты от токов короткого замыкания, что снижает его надежность

Наиболее близким к изобретению устройством является указатель направления движения транспортного средства, содержащий генератор импульсов, выход которого соединен с переключателем указателей поворота сигйальных ламп разных бортов, к выходным клеммам которого подключены цепи сигйальных ламп разных бортов, логические элементы ИЛИ, блок защиты от токов короткого замыкания с двумя эле ментами сравнения и исполнительным отключающим узлом, выход которого связан с управляющим входом генератора импульсов 12).

Такое устройство более надежно в работе, однако в нем трудно определить место короткого замы»1ания после срабатывания блока защиты, особенно в случае использования. устройства в автопоезде, образованном тягач ом и прицепом, имеющими отдельные ц пи сигнальных ламп разных бортов.

Целью изобретения является повышение надежности путем обнаружения места короткого замыкания в цепях указателей поворота.

Цель достигается тем, что указатель направления движения транспортного средства, образованного тягачам и прицепом, содержащий генератор импульсов, выход которого соединен с переключателем указателей поворота сигнальных ламп разных бортов, логические элементы ИЛИ и блок защиты от токов короткого замыкания с двумя элементами сравнения и исполнительным отключающим узлом, выход, которого связан с управляющим входом генератора импульсов, снабжен блоками индикации по числу сигнальных ламп, каждый из которых состоит из последовательно соединенного элемента И, установленного на входе блока, запоминающего и сигнального элементов, причем первые входы первого и второго блоков индикации и первые входы третьего и четвертого блоков индикации подключены соответственно к выходам первого и второго элементов сравнения, вторые входы первого и четвертого и второго и третьего блоков индикации подключены соответственно к выходным клеммам переключателя указателей поворота, входы первого элемента ИЛИ подключены к сигнальным лампам правого борта тя5

f0 гача и левого борта прицела, а его выходк входу одного из элементов сравнения, входы другого элемента ИЛИ подключены к сигнальным лампам левого борта тягача и правого борта прицепа, à его выходк входу другого элемента сравнения.

На чертеже показана функциональная схема устройства.

Указатель направления движения транспортного средства содержит выходную клемму 1 источника питания (на чертеже не показан), генератор импульсов 2, переключатель 3 указателей поворота, под.ключенный к цепям сигнальных ламп 4 правого борта тягача, ламп 5 левого тягача, ламп 6 правого борта прицепа, ламп 7 ле»5 вого борта прицепа, блок 8 защиты от токов короткого замыкания. Блок защиты 8 содержит два элемента сравнения 9 и 10, логические элементы ИЛИ 11, И 12 и исполнительный отключающий узел 13. Элемент сравнения 10 через элемент ИЛИ 14

2О подключен к цепям сигнальных ламп 5 и 6 правого борта прицепа и левого борта тягача. Другой элемент сравнения 9 через элемент ИЛИ 15 подключен к цепям сигнальных ламп 4 и 7 левого борта прицепа и правого борта тягача. Кроме того, элементы сравнения подключены через делитель напряжения 16 к выходной клемме

1 источника питания. К элементам сравнения 9 и 10 подключен логический элемент

ИЛИ 11, с выходом которого соединен один зо из входов элемента И 12, другой вход которого подключен ко входной клемме переключателя указателей поворота 2. Выход элемента И 12 соединен со входом исполнительного отключающего узла, а вход последнего — с управляющим входом генератора импульсов 2.

Устройство содержит также четыре блока индикации, каждый из которых состоит из последовательно соединенных элементов И, соответственно 17, 18, 19 и 20, установленных на входе блока запоминающих

4О элементов, соответственно 21, 22, 23 и 24, и сигнальных элементов, соотвественно 25, 26, 27 и 28. Первые входы элементов И

17 и 18 подключены к выходу элемента сравнения 10, первые входы элементов И 19 и 20 подключены к выходу элемента сравнения 9. Вторые входы элементов И 17 и 20 подключены к сигнальным лампам 4 и 6, а вторые входы элементов И 18 и 19 подключены к сигнальным лампам 5 и 7.

Устройство работает следующим обра5(» зом.

При необходимости включения, например указателей правого поворота переключатель

3 устанавливают в положение «Вправо», чем обеспечивается соединение задающей цепи генератора 2 импульсов через переклю чатель 3 поворотов и сигнальные лампы

4 и 6 с минусом источника питания. При этом происходит нормальная работа, генератора импульсов и указателей поворотов

1054142

Одйовременно логическая «1» с элемента 9 сравнения поступает на вход двух логических элементов И 19 и 20. Два других входа этих элементов соединены с выходными клеммами 29 и 30 переключателя поворотов 3. Поскольку в данный момен1 переключатель поворотов 3 находится в положении «Вправо», на обоих входах элемента 20 логические «1», а следовательно, на выходе элемента 20 появится сигнал «1», 10 который через соответствующий запоминающий элемент 24 приходит на сигнальный элемент 28, сигнализирующий о наличии короткого замыкания в одной определенной цепи, а именно в цепи сигнальной лампы 4.

Положительный эффект от использования предлагаемого устройства состоит в экономии времени на обнаружение места короткого. замыкания.

Составитель В. Лаптев

Редактор Л. Повхан Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 9002/20 Тираж 675 Подписное

ВН ИИПИ Государственного ком итета СССР по делам Изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 в целом. В случае короткого замыкания в цепи сигнальных ламп указателя поворотов, например цепи лампы 4, напряжение на выходе генератора импульсов становится менее порогового напряжения, на которое отрегулирован элемент 9 сравнения вследствие дополнительного падения напряжения на внутреннем сопротивлении генератора импульсов, штекерных соединениях, контактах переключателя 3 и проводах. При этом на выходе элемента сравнения образуется сигнал логической «1», который поступает на вход логического элемента ИЛИ 11, а затем на вход логическо. го элемента И 12, на другой вход которого приходит переменный сигнал с входа переключателя поворотов 3. Логическая «1», полученная на выходе элемента 12, поступает на отключающий узел 13. Сигнал с выхода отключающего узла поступает на управляющий вход генератора 2, запирая его, н прекращая подачу напряжения на сигнальную лампу. Блок 8 защиты поддерживает генератор 2 в выключенном. состоянии до тех пор, пока йе устраняется причина короткого замыкания.

При включении левого поворота или прн коротком замыкании в других цепях сигнальных дамп устройство работает аналогично.