Двухвальное быстроходное судно
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДВУХВАЛЬНОЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО, содержащее лопастные движители, устайовлейньте в бортовых тонйелях кормовой оконечности на гребных валах , отличающееся тем, что, с целью повышейия его пропульсивйых характеристик и увеличения эксплуатационной надёжности , кормовые части выкружек гребных валов примыкают к скуловым линиям корпуса судна и своей нижней частью расположены в плоскости его днища, а бортовые тоййели расположейы со стороны бортов выше скуловой линии и гребного вала. 2. Судйо по п. 1, отличающееся тем, что кормовой срез каждого тоннеля размещен в плоскости выходящих кромок его лопастйого движителя. « сл 4 1 фиг.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„,SU„„1054179 А
3(д) В 63 В 1/06; В 63 Н 1/28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /,"-." ::: . г
Н ASTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТБУ (56) 1. Соловьев В. И.,Чумак Д. А. Корабельные движители. М., Воениздат, 1948, с. 291.
2. Авторское свидетельство СССР № 477894, кл. В 63 Н 1/28, 1975 (прототип). (21) 3466736/27-11 (22) 08.07.82 (46) 15.11.83. Бюл,. № 42 (72) К. Ж. Аванесов, Ю. В. Арсеньев, С.Г. Ермолаев, Т. Б. Ибрагимова, И, А. Коновалов, М. А. Мавлюдов, А. А. Русецкий, Б. А. Розенман, Ю. М. Садовников, Ю. А. Тестерев, В. А. Фролов
Л. 3. Шефтер и О. В. Яковлева (53) 629.12:532.582.5 (088.81 (54) (57) 1. ДВУХВАЛЬНОЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО, содержащее лопастные движители, установленные в бортовых тоннелях кормовой оконечности на гребных валах, отличающееся тем, что, с целью повышения его пропульсивных характеристик и увеличения эксплуатационной надежности, кормовые части выкружек гребных валов примыкают к скуловым линиям корпуса судна и своей нижней частью расположены в плоскости его днища, а бортовые тоннели расположены со стороны бортов выше скуловой линии и гребного вала.
2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что кормовой срез каждого тоннеля размещен в плоскости выходящих кромок его лопастного движителя.
1054179
Изобретение относится к судостроению, в частности к двухвальным быстроходным судам с туннельным расположением движителей.
Известны двухвальные суда с движителями, расположенными побортно в тон- 5 нелях оконечности (1).
Недостатком этих судов является увеличение сопротивления корпуса, вследствие чего такую компоновку применяют преимущественно для тихоходных судов. 10
Известно также двухвальное быстроходное судно, содержащее лопастные движители, установленные в бортовых тоннелях кормовой оконечности на гребных валах (2) .
Однако такая конструкция приводит "5 к снижению пропульсивных качеств вследствие наличия дополнительного сопротивления кронштейнов гребных валов и снижению эксплуатационной надежности из-за возникновения эрозионных повреждений 20 при работе движителей в условиях неравномерного поля скоростей, а также повышеной вибрации.
Цель изобретения — повышение пропульсивных характеристик и увеличение эксплуатационной надежности. 25
Цель достигается тем, что в двухвальном быстроходном судне, содержащем лопастные движители, установленные в бортовых тоннелях кормовой оконечности на гребных валах, кормовые части выкружек гребных валов примыкают к скуловым ли- З0 ниям корпуса судна и своей нижней частью расположены в плоскости его днища, а бортовые тоннели расположены со стороны бортов выше скуловой линии и гребного вала.
Кроме того, кормовой срез каждого тоннеля размещен в плоскости выходящих кро35 мок его лопастного движителя.
На фиг. 1 схематически представлена кормовая часть предлагаемого судна, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху (сечение по оси движителя); на фиг. 3— то же, вид сзади; на фиг. 4 — сечение А-А на фиг. 2.
Рабочий орган движителя 1 расположен внутри замкнутой части водозаборника
2, который своей верхней частью смыкается с тоннелем 3, тогда как нижняя часть водозаборника 2 находится ниже днища 4 судна. Скуловые линии корпуса 5 примыкают к кормовым частям выкружек гребных валов 6, причем последние касаются днища 4. Часть борта судна 7 выше движителя выступает за его крайнюю наружную точку. Наружное направление вращения рабочего органа 1 показано стрелкой 8.
При движении предлагаемого судна ось движителя совпадает с осью свободного вихря, сходящего со скулы кормовой части корпуса. Вращение потока вокруг оси гребного вала, создаваемое вихрями в направлении, показанном стрелкой 9, приводит к выравниванию окружной неравномерности потока, что позволяет увеличить КПД движителя и уменьшить вероятность возникновения эрозии, вибрации и шума. Расположение выкружек гребных валов в плоскости днища позволяет отказаться от кронштейнов, что позволяет снизить сопротивление корпуса судна. При прорыве воздуха к лопастям рабочего органа движителя происходит снижение тяги и возникает нестабильность его работы, поэтому применение вентилируемых водометов., выходящие кромки лопастных систем которых совпадают с кормовым срезом тоннеля,. позволяет обеспечить стабильность вентиляции и соответственно получаемой тяги.
Использование предлагаемой компоновки позволяет улучшить пропульсивные качества двухвального быстроходного судна и увеличить его эксплуатационную надежность.
1054179
Составитель Л. Лихтеров
Редактор А. Химчук Техред И. Верес Корректор О. Билак
Заказ 9006/21 Тираж 460 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4