Способ определения смазывающей способности масел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, а смазывающую способность оценивают с учетом одного из параметров электрического тока, отличающийся тем, что, с цепью повышения достоверности результатов, снимают статическое напряжение на поверхностях трения пары изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при усгановившемся режимг трейия в. присутствии смазки в контакте, а в качестве параметра используют их отнощение. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (111 .

31511 6 01 И 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, И. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ . л". (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СМАЗЫВАЮЩЕИ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ, C

Ю (21) 3468408/25- 28 (22) 08.07.82 (46) 15.11.83. Бюл. Р 42 (72) Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин и А. П. Ефремов (71) Проектный и научно-исследовательский институт "Красноярский промстройниипроект" (53) 620.178.162 (088:8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

84 779966773322, кл. G 01 Й 3/56. 1979. заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, а смазываюшую способность оценивают с учетом одного из параметров электрического тока, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов, снимают статическое напряжение на поверхностях трения нары. изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме тре.йия в. присутствии смазки в контакте, а в качестве параметра используют их отношение.

1054732

Изобретение относится к технике оценки качества моторных масел дизельных двигателей и, в частности, к определению их смазывающей способности.

Известен способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, а смазывающую способность оценивают с учетом одного иэ параметров электрическо- 1п го тока 111.

Недостатком известного технического решения является малая достоверность результатов определения смазываю лей способности масел, что обусловлено влиянием на электрический ток таких факторов, как зависимость концентрации частиц износа от изменения объема масла, скорости ее течения, давления масла, диэлектрической проницаемости масел, загрязнение контактных пластин смолистыми веществами.

Цель изобретения — повьппение цостоверности результатов определения смазывающей способности масел.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу определения смаэывающей способности масел, заключающемуся в том, что эксплуатируют нару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, а смазывавшую способность оценивают с учетом одного из. параметров электрического тока, снимают статическое напряжение на поверхностях трения пары изменением поляр- ности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте, а в качестве параметра ис. т1ользуют их отношение. Величину постоянного тока (исходного) при неподвижной паре трения

Ф выбирают 50 — 200 мкА, что исключает влияние электрического заряда на поверхностную энер. гию образцов пары трения и температуру в контакте. Смазывающая способность масла считается удовлетворительной при отношении тока, соответствующего установившемуся режиму трения в присутствии смазки в контакте, к исход- 45 ному значению тока 0 — 0 95.

На фиг. 1 представлено устройство для осуществления способа; на фиг, 2 — результаты испытания различных масел.

Устройство содержит пару 1 трения, источник 2 стабилизированного постоянного тока, резистор 3 дпя регулировки величины тока, стрелочный индикатор 4 для регистрации величины тока, резистор 5, с которого напряжение снимается на самописец (не показан), узел 6 для изменения полярности электрического тока.

t Способ определения смазывающей способности масел осуществляется следующим образом.

Эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, а смазывающую способность оценивают с учетом одного из параметров электрического тока. Снимают статическое напряжение на по- верхностях трения пары изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте, а в качестве параметра используют их отношение.

Пример. Эксплуатируют пару трения, например червяк — червячное колесо, в присутствии различных масел. С помощью источника 2 и резистора 3 задают величину постоянного тока (исходного Jg ) при неподвижной паре 50 — 20 .) мкА, который измеряют индикатором 4. Затем измеряют постоянный ток 1 при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте. Определяют отношение токов 3+ и1о, Смазывающая способность масла оценивается по величине этого отношения. Лучшая смазывающая способность у дизельной смазки М вЂ” 10 (кривая?, фиг . 2), худшая — у смазки автол АС вЂ” 8 (кривая П, фиг. 2) и плохая — у трансмиссионной (кривая1П, фиг. 2), так как отношение 1, /1р.

> 0,95. Способ может быть реализован также на маканине трения с приработанными образцами, выполненными, например, в виде шара и цилиндра. С помощью этого способа может быть определена смазывающая способность ма сел, используемых при эксплуатации, например, двигателя. При этом из двигателя в ходе его эксплуатации берут пробы масел и испытываются на машине трения.

Положительный эффект обусловлен повышением достоверности результатов определения смаэывающей способности масел.

iO5473 !

Составитель В. Данилов

Техред А.Ач Корректор A Лзятко

Редактор К. Волошук

Заказ 9094/49 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьпий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., a. 4 / 5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4