Привод струга или конвейера

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПРИВОД СТРУГА ИЛИ КОНВЕЙЕРА , содержащий редуктор и электродвигатель , на валу которого жестко установлено зубчатое колесо, передающее крутящий момент элементам, расположенным на ступице входного вала редуктора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатационных качеств, он снабжен имеющими валики обоймами, установленными с возможностью вращения на осях ступицы входного вала редуктора и соединенными между собой при помощи щарнирных двухзвенников, двуплечими рычагами и поводками , размещенными на противоположных концах валиков обоймы, эксцентриковым регулятором, установленным на двухзвеннике , и рычагом, взаимодействующим с эксцентриковым регулятором, при этом на одном конце валиков двуплечие рычаги установлены с возможностью взаимодействия с упругими элементами, расположенными на.ступице входного вала редуктора, а на другом конце валиков поводки, входящие в зацепление с зубчатым колесом вала электi родвигателя, кинематически связаны с рычагом , воздействующим на эксцентриковый регулятор шарнирного двузвенника.

союз советских

ШЭ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 1055555 A

3(59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (.

f (0

- 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ- -""

Н ABTOPGHOMV -СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3394602/22-03 (22) 12.02.82 (46) 23.11.83. Вюл. № 43 (72) В. Ф. Чудин и В. Ф. Чудина (71) Шахтинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский -угольный институт им. А. М. Терпигорева (53) 622.232.75 (088.8) (56) 1. Игнатьев А. Д. и др. Струговая выемка угля. М., «Недра», 978, с. 44 — 45.

2. Игнатьев А. Д. и др. Струговая выемка угля. М., «Недра», 1978, с. 45=46 (прототип) . (54) (57) ПРИВОД СТРУГА ИЛИ КОНВЕЙЕРА, содержащий редуктор и электродвигатель, на валу которого жестко установлено зубчатое колесо, передающее крутящий момент элементам, расположенным на ступице входного вала редуктора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатационных качеств, он снабжен имеющими валики обоймами, . установленными с возможностью вращения на осях ступицы входного вала редуктора и соединенными между собой при помощи шарнирных двухзвенников, двуплечими рычагами и поводками, размещенными на противоположных концах валиков обоймы, эксцентриковым регулятором, установленным на двухзвеннике, и рычагом, взаимодействующим с эксцентриковым регулятором, при этом на одном конце валиков двуплечие рычаги установлены с возможностью взаимодействия с упругими элементами, расположенными на. ступице входного вала редуктора, а на другом конце валиков поводки, входящие в зацепление с зубчатым колесом вала электродвигателя, кинематически связаны с рычагом, воздействующим на эксцентриковый регулятор шарнирного двузвенника.

1055555

1

Изобретение относится к приводам горных машин, преимущественно струговых установок и конвейеров, и может быть использовано для приводов других машин, где необходимо мгновенное рассоединение вращающихся валов редуктора и электродвигателя при заданном регулируемом крутящем моменте.

Известен привод струговой установки, включающий электродвигатель, редуктор с муфтой, имеющий срезной штифт и стопорный механизм (1).

Недостатками конструкции известного привода являются непригодность муфты со срезным штифтом для регулирования крутящего момента; отсутствие регулировки натяжения и сложность конструкции выходно- 15 го вала редуктора; большие габариты по ширине из-за выступающей конструкции полого вала муфты и высокая трудоемкость обслуживания.

Известен также привод струга или конвейера, включающий электродвигатель, редуктор с муфтой, имеющей срезной палец, и вспомогательный пневмодвигатель, встроенный в редуктор с применением стопорных устройств на приводных звездах (2).

Недостатком конструкции известного при- 25 вода являются все вышеназванные недостатки, вызванные наличием муфты со срезным пальцем, а также сложность конструкции привода, заключающаяся в том, что для обеспечения регулируемого натяжения цепей в редуктор привода встроен дополнительный пневмодвигатель с коробкой передач, для предотвращения поломок которого применены электрические блокирующие устройства, обеспечивающие отключение основного двигателя и его зубчатых передач при работе пневмодвигателя. Кроме того, для энергоснабжения пневмодвигателя необходимо спе2 действия с упругими элементами, расположенными на ступице входного вала редуктора, а на другом конце валиков поводки, входящие в зацепление с зубчатым колесом вала электродвигателя, кинематически связаны с рычагом, взаимодействующим на эксцентриковый регулятор шарнирного двухзвенника.

Регулирование крутящего момента привода струга или конвейера производится эксцентриковым регулятором, который изменяет расстояние свободного хода от рычага до поводка и соответственно угол поворота поводка и крутящий момент, при достижении которого рычаг входит в контакт с регулятором и переводит шарнирный двухзвенник через «мертвую точку», а пружины поворачивают вокруг оси обойму с валиком и поводком, складывают двухзвенник и выводят поводок из зацепления с зубчатым колесом вала двигателя, рассоединяя вращающиеся массы.

Для поворота обойм и мгновенного вывода поводка из зацепления с зубчатым колесом двигателя при переводе шарнирного двухзвенника через «мертвую точку» ось вращения обоймы расположена между шарнирным двухзвенником и упругими элементами.

Исключение из редуктора муфты со срезными штифтами позволяет выполнить редуктор с уменьшенными габаритами по ширине в плане и этим улучшить условия поддержания над приводом кровли.

На фиг. 1 изображен привод струга или конвейера, общий вид; на фиг. 2 — кон.струкция механизма, соединяющего и рассоединяющего вал электродвигателя с валом редуктора, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение А —.А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 — вид В на фиг. 4. циально для него иметь на участке воздушный компрессор.

Целью изобретения является повышение надежности и эксплуатационных качеств привода.

Цель достигается за счет того, что привод струга или конвейера, содержащий редуктор и электродвигатель, на валу которого жестко установлено зубчатое колесо, пе- 45 редающее крутящий момент элементам, расположенным на ступице входного вала редуктора, снабжен имеющими валики обоймами, установленными с возможностью .вращения на осях ступицы входного вала редуктора и соединенными между собой при помощи шарнирных двухзвенников, двуплечими рычагами и поводками, размещенными на противоположных концах валиков обоймы, эксцентриковым регулятором, установленным на двухзвеннике, и рычагом, взаИмодействующим с эксцентриковым регулятором, при этом на одном конце валиков двуплечие рычаги установлены с возможностью взаимоПривод состоит из электродвигателя i и редуктора 2, валы которых соединены механизмом, обеспечивающем мгновенное их рассоединение при заданном крутящем моменте и включающем зубчатое колесо 3 с венцом внутреннего зацепления на валу 4 двигателя, четыре стакана 5, установленные на ступице б вала 7 редуктора, две обоймы

8, подвешенные на осях 9 на внешней стороне ступицы 6 вала 7 редуктора с проходящими через них валиками 10, имеющими на одном конце поводок 11, взаимодействующий с венцом зубчатого колеса 3, а на другом — двуплечий рычаг 12, опирающийся через втулки 13 на пружины 14, расположенные в стаканах 5 и создающие на двуплечем рычаге момент, передаваемый через валик 10 и поводок 11 зубчатому колесу 3.

Стаканы 5 с пружинами 14 и втулками 13 попарно соединены между собой стержнем

15 с буртиками 16, удерживающими их на ступице 6 вала, и гайками 17 для поджатия пружин через втулки.

Обоймы 8 соединены между собой и удерживаются в жестком состоянии двумя шарнирными двухзвенниками 18. Звенья двухзвенника соединены между собой осью 19 и с обоймами — осями 20. Поводок 11 через отросток 21 и шарнир 22 кинематически соединен с рычагом 23, расположенным на оси 20 обоймы 8 и входящим в контакт с эксцентриковым регулятором 24, установленным йа шарнирном двухзвеннике 18 и поворачивающимся вокруг оси, закрепленной гайкой 25. Обоймы 8 размещены в пазах 26 ступицы вала редуктора. Для свободного поворота их паз 26 выполнен углубленным. Пазы 26 под обоймы выполнены с окнами 27 для осей 20, соединяющих шарнирный двухзвенник 18 с обоймами 8, так как шарнирные двухзвенники 18 расположены за пределами ступицы 6 вала 7 редуктора.

Двухзвенник 18 с помощью оси 19 и втулок 28 соединен с кольцом 29, охватывающим ступицу 6 вала редуктора и перемеща ощимся по ней при помощи рычага 30, расположенного на оси 31, выходящей наружу из корпуса 32 редуктора и имеющей рукоятку 33 для взвода механизма.

На валу 7 редуктора установлено храповое колесо 34, взаимодействующее с собачкой 35 стопорного механизма 36, закрепленного яа корпусе 32 редуктора. На выходном валу редуктора устанавливается приводная звезда 37 тяговой цепи струга 38 или приводные звезды тяговых цепей конвейера.

В рабочем режиме регулятор крутящего момента 24 устанавливают в положение, соответствующее силовым данным электродвигателя. Шарнирный двухзвенник 18 переводят рукояткой 33 через «мертвую точку» до упора 39 на ступице вала редуктора и тем самым вводят поводок 11 в зацепление с зубчатым колесом 3 электродвигателя.

Электродвигатель, вращая зубчатое колесо 3; через поводок 11, валик !О, двуплечий рычаг 12 и пружины 14 приводит во вращение вал 7 редуктора.

При стопорении струга или конвейера и превышении заданного крутящего момента поводок 1 поворачивается на заданный угол и вместе с ним поворачивается рычаг

23, который своим плечом 40 нажимает на корпус регулятора 24, переводит шарнирный двухзвенник через «мертвую точку», а пружины 14 складывают двухзвенник, поворачивая обойму 8 вокруг ее оси 9, и мгновенно выводят поводок из зацепления с зубча-! о тым колесом двигателя. Ввод привода в действие производится рукояткой 33, которая рычагами 30 перемещает кольцо 29 и переводит шарнирные двухзвенники 18 через

«мертвую точку» до упора 39 на ступице вала редуктора, вводят поводок в зацепление с зубчатым колесом, а пружины 14, нажимая на шарнирный двухзвенник, через обойму 8 удерживают его в этом положении.

При операциях по соединению концов тяговой цепи струга или конвейера и ее натяжению до заданного значения, регулятор

24 крутящего момента устанавливают в положение заданной силы натяжения цепи (изменяют расстояние Н) . Включают электродвигатель, и при достижении .заданного крутящего момента зубчатое колесо двигателя и поводок механизма редуктора рассоединяются описанным образом, а стопорный механизм 36 (фиг. 1) своей собачкой 35 стопорит вал редуктора посредством храпового колеса 34 и препятствует вращению вала в обратную сторону от действия натянутой

30 тяговой цепи. Застопоренные концы тяговой цепи соединяют, снимают стопорные колодки (не обозначены) с натянутой цепи, а стопорный механизм 36 редуктора ставят в положение свободного хода для последующей работы. Регулятор крутящего момента переводят в положение работы струга или конвейера при заданной рабочей нагрузке.

Предлагаемое конструктивное решение обеспечивает защиту тяговых цепей струга и конвейера при заданном (регулируемом) крутящем моменте и регулируемое натяжение цепей струга и конвейера.

3055555

1055555

10ээ555

1055555

1055555

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 9200/11

Составитель Н. Ястребинская

Техред И. Верес Корректор М. Дем чик

Тираж 816 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4