Устройство для восстановления зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОКИ СОВЕТСКИХ

С 3

РЕСПУБЛИК

g g В 21 Н 5/02

ГОСУДАРСТВЕНИЫЙ НОМИТЕТ СССР,.-ПО ДЕЛАМ ИЗОВРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

".т < ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я,",::;.;,;:„-:/ н ABTopcKohIY свидетельству /

8 l5 (61) 774738 (21) 3434323/25-27 (22) 07.05.82 (46) 23. 11.83. Бл.-N 43 (72) А.JI . Лозавик, И.П. Иарутян, K.À. Самеиько и О.И. Кузьменков (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской

С.CP (53) 621.771.67(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

11 774738, кл. В 21 Н 5/02, 28.04.76 (прототип).

„.SU„„1055579 A (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕ

НИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС по авт.свМ 774@8, о т л и ч а а щ е е с я тем, что, с целью повьееения качества колес, профильный валок выполнен составным из трех роликов, причем два крайних ролика установлены на среднем с воз можностью осевого перемещения относи-. тельно него.

С: г

Ю

Сл

Сл

Сл

1 с©

1 10555

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к восстановлению зубчатых колес методом пластического деформирования. и может. быть применено для восстановления зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением.

flo основному авт.св. N 774738 известно устройство для восстановления зубчатых колес, содержащее профильный валок, установленный на о)юрах с возможностью вращения и радиального перемещения и выполненный по . форме наружного желоба зубчатого колеса, дополнительный валок и боковые ограничивающие элементы, один из которых выполнен в виде оправки с внутренней полостью, имеющей зубчатую наруъчную йаверхность, спрофилированную в соответствии с профилем восстанавливаемого зубчатого: колеса, установленный с возможностью вращения, а второй элемент выполнен с выступом, входящим во внутроннюю полость первого, и (имеет сквозные каналы для подвода и от25 вода охлаждающей жидкости, при этом профильный валок выполнен с профилирующими выступами на наружной поверхности f11.

Недостатком известного устройства является то, что в нем предусмотрена возможность только радиального перемещения профильного валка с профилиру-. ющими выступами, что ограничивает воэможности перемещения металла к изношенным частям зубьев внутреннего зуб- 35 чатого венца восстанавливаемого колеса (особенно в средней его части ), т.,е. качественное восстановление изношенных зубьев возможно только в зонах, прилегающих к их творцам. 4р

Целью изобретения является повышение качества зубчатых колес путем улучшения перемещения металла к изношенным частям зубьев. 45

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для восстановления зубчатых колес профильный валок выполнен составным из трех роликов, причем два крайних ролика установлены на среднем ролике с возможностью осевого перемещения относительно него.

На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство в рабочем положении, общий вид.

Устройство содержит профильный валок, который выполнен составным из трех роликов - среднего 1 и двух

79 2 крайних 2, обкатывающий валок 3 и два боковых ограничивающих элемента 4 и 5.

Средний ролик 1 выполнен по форме наружного желоба восстанавливаемого зубчатого колеса 6 и установлен на опорах 7 с возможностью вращения и радиального перемещения. Крайние ролики 2 установлены на ролике 1, и на их наружных поверхностях выполнены профилирующие выступы 8. Ролики 2 служат для выдавливания металла из нерабочих участков восстанавливаемого колеса 6 в зону износа зубьев и установлены с возможностью осевого перемещения относительно среднего ролика 1 посредством гидроцилиндров 9, соединенных с роликами 2 через кронштейны 10.

Боковой ограничивающий элемент 4 выполнен в виде оправки с ребордой 11 и внутренней полостью 12, имеющей зубчатую наружную поверхность 13, спрофилированную в соответствии с профилем восстанавливаемого зубчатого колеса 6 и служащую зубчатым калибром при его восстановлении. Элемент 4 установлен в опоре 14 с возможностью вращения.

Боковой ограничивающий элемент 5 выполнен .с ребордом 15 и выступом 16> входящим во внутреннюю полость 12 элемента 4, и снабжен каналами 17 для подвода и отвода охлаждающей жидкости.

Элемент 5 установлен в опоре 18 с воэможностью вращения и осевого перемещения.

Устройство для восстановления зубчатых колес работает следующим образом.

Предварительно нагретое, например в индукторе ТВЧ, до температуры пластической деформации (900-1000 ) зубчатое колесо 6 (например, муфта синхронизатора КП грузовых автомобилей, имеющая наружную выточку для размещения вилки переключения ), устанавливают .на зубчатой поверхности 13 бокового элемента 4, закрепленного, например, в патроне токарного станка, При этом зубья поверхности 13 входят . во впадины внутренних зубьев восстанавливаемого колеса 6, образуя закрытый калибр для деформируемого металла. Зубчатое колесо,6 фиксируется на элементе 4 ребордой 15 элемента 5.

Включается привод вращения зубчатого колеса 6 и привод радиального перемещения профильного валка, при этом профилирующие выступы 8 роликов 2 на3 105557 чинают вдавливаться в нерабочие поверхности зубчатого колеса 6, перемещая металл к изношенным частям Зубьев. Одновременно включаются гидроцилиндры 9 осевого перемещения роли5 ков 2, в результате чего процесс перемещения металла происходит наиболее рациональным образом, так как происходит заполнение металлом изношенных участков не только в зоне торцев зубьев, но и в их средней части. Таким образом, качество восстановления зубьев повышается.

Для равномерного восстановления двух сторон зубьев колеса 6 процесс восстановления осуществляется с реверсированием вращения и обкатыванием наружной поверхности зубчатого коле" са 6 валком 3.

Гидроцилиндры 9 осевого перемещения роликов 2 могут включаться как одновременно, так и индивидуально в .зависимости от характера и степе9 4 ни износа зубьев восстанавливаемого зубчатого колеса 6.

При этом реборды 11 и 15 боковых ограничивающих элементов 4 и 5 препятствуют возможному вытеканию пере" мещаемого металла на торцы восстанавливаемого колеса 6. Подача охлаждающей жидкости в полость 12 бокового ограничивающего элемента 4 производится по мере необходимости.

После окончания процесса восстановления зубчатое колесо 6 снимается с элемента 4, .зубчатая поверхность 13 которого перед началом восстановления смазывается графитовой пастой.

Выполнение в предлагаемом устройстве профилирующих выступов на наруж-, ных поверхностях роликов, установленных с возможностью осевого перемещения, улучшает перераспределение металла к изношенным частям зубьев по всей их длине, вследствие чего повышается качество зубчатых колес.

Составитель И. Ласточкина

Редактор Н. Пушненкова Техред И.Иетелева Корректор А. Iloex

Заказ 9203/12 Тираж оМ Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Иосква Ж-Яд Раушская наб. g. 4/g

Филиал ЙПП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,