Коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЩ1СТВА, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых установлены на входном валу, две фракционные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспредепителя , вход и два выхода которого соответственно связаны магнстраляма источником давления и с соответствующими,. полостями силовых лщлиндровфрикцио1шых муфт, управляемого двухпозиционного гидроаппарата , два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя , и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем исключения воздействия на датчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая шестерня которого связана с ведомы1у1 валом, а датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которой связан с входным валом, а другой - с ведомой шестерней дополнительI ного зубчатого ряда и органом управления датчика, при этом передаточное отношение (Л кинематической связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым элементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты с вторым элементом датчика. ел ел О)
СОКИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
09 (10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ --И
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2945612/27 — 11 (22) 18.06.80 (46) 23.11.83. Бюл. Nе 43 (72) К.Я.Львовский. А.М.Савин и И.А.Якименко (53) 629.113-585:585.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 797920, кл.8 60 K17/10, 1976 (прототип). (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной и параллельный ему выходнэй валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых установлены на входном валу, две фрикционные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного
C зацепления с валами и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями источником давления и с соотвстствующнмь.. полостями силовых. цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухиоэнцнонного гидроаппарата, два входа которого связаны с со3150 8 б0 К 17/О&; 8 60 К 17 10
1 ответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кииематически связанным с органом управления гидроаппарата, отличающаяся тем,что,с целью повышения долговечности путем исключения воздействия на датчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая шестерня которого связана с ведомым валом, а датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которой связан с входным валом, а другой — с ведомой шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления датчика, при этом передаточное отношение кинематнческой связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым элементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведсмых частей той же муфты с вторым элементом датчика.
1055662
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к коробкам передач тран спортных средств.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две нары зубчатых ря дов постоянного зацепления, ведущие шестер ни которых установлены на входном валу, две фрикционные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами и систему управления фрикционными муфтами, состоящую иэ гидрораспределителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с источником давлении и с соответствующими лолостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозиционного гидроаннарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ве дущих и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата f1 /
Недостаток этой коробки передач состоит в том, что в ней датчик относительной угловой скорости дисков установлен в основной сИловой цепи, передающей полную мощ ность двигателя. Он выполнен в виде косозубой шестерни, установленной в низшей коробке передач перед возможностью осевого перемещения. Сигнал о снижении. относительной угловой скорости дисков до нуля датчик дает после возникновения в коробке передач циркуляции мощности, что позже оптимального момента времени подачи сигнала и приводит- к увеличению работы буксования фрикционной муфты при разгоне трактора по сравнению с оптимальным вариантом разгона.
Цель изобретения — повышение долговечности путем исключения воздействия на датчик нагрузок.
Цель достигается тем, что коробка передач, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни ко-. торых установлены на входном валу, две фрикционные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами н систему управления фрикцнонными муфтами, состоящую из гидрораспределнтеля, вход и два вЫхода которого соответственно связаны магистралями с источникам давления
: и с соответствующими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозицнонного гицроаппарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых .
50 частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата, снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая шестерня которого связана с ведомым валом, а датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которой связан с входным валом, а другой — с ведомой шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления датчика, при этом передаточное отношение кинематической связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым элементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты с вторым элементом датчика.
На фиг. 1 представлена схема коробки передач и системы управления ею; на фиг.
2 — вариант выполнения коробки передач.
Коробка передач содержит ведущий вал 1, ведомый вал 2, а также пары шестерен постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи, 5 и 6 высшей передачи. Кроме того, на валу 1 установлена шестерня 7,,имеющая в ступице резьбу передачи движения. На валу 1 тоже выполнена такая же резьба 8. Вал 1 с резьбой 8 и шестерня 7 являются соответственно первым и вторым элементами датчика относительной угловой скорости. Шестерня 7, навинчиваясь на резьбу 8 вала 1 или наоборот свинчиваясь с нее, имеет возможность ограниченного осевого перемещения, но находится в постоянном зацеплении с шестерней 9, закрепленной на валу 2.
Низшая и высшая передачи включаются и выключаются гидроуправляемыми фрикционными муфтами 10 и 11. Резьба 8 вала 1 непосредственно связана с ведущими частями муфты 11 низшей передачи, а шестерня 7 через шестерню 9, вал 2 и пару шестерен 3 и 4 связана с ведомыми частями этой муфxbr. Передаточное отношение от ведущих частей муфты 11 к первому элементу (резьбе 8) равно единице, а от ее ведомых частей к второму элементу (к шестерне 7) меньше единицы, т.е. при совместном вращении ведущих и ведомых частей муфты 11 второй элемент вращается в ту же сторону, что и первый, но быстрее первого.
Рабочая жидкость подается к муфтам 10 и 11 с помощью гидрораспределителя 12, соединенного магистралями 13 и 14 с муф1 тами. Магистрали 13 и 14 могут быть соо6щены между собой с помощью управляемого двухпозипнонного гидроаппарата 15 и магистралей 16 и 17. Его золотник 18 связан с помощью рычага 19 с шестерней 7. К рыча10556 з гу 19 присоединена пружина 20 н привод управления 21.
Коробка передач работает следующим образом.
При трогании с места только на одной 5 низшей передаче водитель устанавливает гидрораспределитель 12 в положение, при котором насос сообщен с магистралью 13 и муфтой 11 низшей передачй. Золотник 18 под действием пружины 20 и привода 21 занимает крайнее правое положение, разобщая магистрали 16 и 17, т.е. отключая магистраль 13 от магистрали 14. Благодаря этому включается только одна муфта 11, чем обеспечивается разгон агрегата. При этом шестерня 7 находится левее резьбы 8 вала 1 и в процессе разгона вала 2 и агрегата не имеет осевого перемещения.
При трогании с места на низшей передаче с кратковременным подключением высшей 20 передачи водитель перед троганием с места, воздействуя через привод 21 на рычаг 19, перемещает шестерню 7 вправо до контакта резьбы в ступице шестерни 7 с резьбой 8 ва-: ла 1. Шестерня 7, связанная через шестерню 9 25 с валом 2, до начала разгона не вращается, а вал 1, соединенный с двигателем, вращается с минимальной частотой. В результате контакта шестерни 7 с резьбой 8 шестерня 7, наворачиваясь на резьбу 8 вала 1, перемещается вправо по валу до схода с резьбы 8.
Дальнейшее перемещение шестерни 7 по валу ограничивается действием пружины 20, под жимающей шестерню 7 к резьбе 8. Перемещение шестерни 7 вправо передается через рычаг 19 на золотник 18, что приводит к смещению последнего влево и сообщению магистралей 13 и 17 с магистралями 16 и
14. В результате этого при сообщении магистрали 13 с насосом (через гидрораспределитель 12) рабочая жидкость поступает в обе муфты 10 и 11. Разгон вала 2 и агрегата осуществляется этими двумя муфтами, что обеспечивает снижение удельной работы буксования, по сравнению с разгоном только на одной низшей передаче. При разгоне ведомого вала до определенной угловой скорости шестерня 7 под. действием шестерни 9 лачина.. ет вращаться быстрее вала 1 и посколысу шестерня 7 прижата к резьбе 8 пружиной 20, то она наворачивается íà вал 1, двигаясь вле.. во по валу и перемещая вправо золотник 18.
Сойдя с резьбы влево, шестерня 7 занимает под действием пружины 20 исходное фиксированное положение. При этом золотник 18 разобщает магистрали 13 и 14, что обеспечива-. ет выключение муфты 10 высшей передачи.
Подбор передаточного отношения кииематической связи (детали 3, 4, 2 и 9) от ведомых частей муфты 11 к шестерне 7 позволяет подобрать оптимальный момент отключения муфты 10 высшей передачи. При этом выполняющее роль датчика реэьбовое соединение шестерни 7 и вала 1 не передает мощность двигателя и его работа не обусловлена возникновением циркуляции мощности в силовой передаче.
Изобретение позволит повысить надежность коробки передач за счет уменьшения буксования фрикцнонных муфт при разгоне транспортного средства.
1055662
Составитель С. Белоусько
Техред С.Мигунова Корректор О Билак
Редактор И.Шулла
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 9212/16 Тираж 675 Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5