Погрузочно-транспортная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА, содержаш.ая две шарнирно сочлененные полурамы, пневмолесные ведушие мосты, шарнирно соединенную с передней полурамой стрелу с ковшом и установленной в ней рычажной системой поворота KOBiua и гидросистему, содержащую гидромагистрали , гидроцилиндры поворота ковша и стрелы н гидравлический напорь1ый механизм подачи KOBina, состояший из гидро2 .1 20 ; -«,J толкателей и распределителя, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности ее в работе, стрела на участке между шарнирами рычажной системы поворота ковша и шарнирами крепления гидроцилиндров поворота стрелы разделена на две секции, которые телескопически соединены между собой, а гидросистема снабжена шарнирно соединенными с секциями стрелы дополнительными гидроцилиндрами, поршневые и штоковые полости которых сообшены со сливом посредством соответственно обратных и предохранительных клапанов, при этом штоковые полости гидротолкателей сообшены со сливом посредством гидрозамков , линии управления которых соединены с поршневыми полостями гидротолкателей, S а распределитель напорного механизма выполнен пятиходовым, два входа которого (Л сообшены соответственно со штоковыми и поршневыми полостями гидроцилиндров поворота ковша, два других - соответственно со штоковыми и поршневыми полостями дополнительных гидроцилиндров, а пятый - со сливом. сд ел сх ОО 15
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ддр Е 02 F 3 34; Е 02 F 9/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3481060/29-03 (22) 12.05.82 (46) 23.11.83. Бюл. № 43 (72) В. Ф. Шматко,А. А. Онищенко и А. И. Дронов (71) Донецкое производственное объединение по горному машиностроению (53) 621.879.34 (088.8) (56) Рысев Г. С. Шахтные погрузочно-доставочные машины. «Горный журнал», 1967, № 10, с 54-58.
2. Большегрузные погрузочные и транспортные машины для подземной добычи руды. Обзор № 2-71 -6.M., НИИИнформтяжмаш, 1971, с. 50,51, фиг. 18 (прототип) (54) (57) ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНА 1
МАШИНА, содержащая две шарнирно сочлененные полурамы, пневмолесные ведущие мосты, шарнирно соединенную с передней полурамой стрелу с ковшом и установленной в ней рычажной системой поворота ковша и гидросистему, содержащую гидромагистрали, гидроцилиндры поворота ковша и стрелы и гидравлический напорный механизм (10+3 ii Ii K0BILl3, COCTOHtll HH li гil;l рО„„SU„„1055830 A толкателей и распределителя, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности ее в работе, стрела на участке между шарнирами рычажной системы поворота ковша и шарнирами крепления гидроцилиндров поворота стрелы разделена на две секции, которые телескопически соединены между собой, а гидросистема снабжена шарнирно соединенными с секциями стрелы дополнительными гидроцилиндрами, поршневые и штоковые полости которых сообщены со сливом посредством соответственно обратных и предохранительных клапанов, при этом штоковые полости гидротолкателей сообщены со сливом посредством гидрозамков, линии управления которых соединены с поршневыми полостями гидротолкателей, а распределитель напорного механизма выполнен пятиходовым, два входа которого сообщены соответственно со штоковыми и поршневыми полостями гидроцилиндров поворота ковша, два других — соответственно со штоковыми и поршневыми полостями дополнительных гидроцилиндров, а пятый— со сливом.
1055830
Изобретение относится к погрузочнотранспортным машинам на пневмоническом ходу, а именно.к их гидроприводам.
Известна погрузочно-транспортная машина, состоящая из двух шарнирно сочлененных полурам, на которых установлены рабочий орган и силовой агрегат. Силовой агрегат имеет дизельный двигатель водяного охлаждения с системой очистки выхлопных газов через демпферное соединение и согласующий редуктор, связанный с гидромеханической трансмиссией, которая, в свою очередь, связана с двумя ведущими мостами — по одному на каждую полураму. Рабочий орган состоит из ковша, стрелы с установленной в кей рычажной ситемой поворота ковша и гидроцилиндров поворота ковша и стрелы (1).
Недостатком указанной машины является то, что у нее интенсивно изнашиваются дорогостоящие резинокордовые покрышки колес, вследствие чего доля стоимости расхода покрышек и стоимости транспортировки горной массы доходит до 40О/о.
Наиболее близким к изобретению является погрузочно-транспортная машина, включающая две шарнирно сочлененные полурамы, пневмолесные ведущие мосты, шарнирно соединенную с передней полурамой стрелу с ковшом и установленной в ней рычажной системой поворота ковша и гидросистему, совершающую гидромагистрали, гидроцилиндры поворота ковша и стрелы и гидравлический напорный механизм подачи ковша, состоящий из гидротолкателей и распределителя (2).
Недостатки известной машины — потеря маневренности при внедрении ковша в штабель, невозможность использования преимуществ горизонтального шарнира в соединении полурам, позволяющих траектории кромки ковша приближаться к конфигурации почвы забоя и большие затраты времени на установку машины в положение черпания, а из него — в транспортное положение, что существенно снижает производительность машины.
Машина обеспечивает качественную подборку экскавируемого материала при работе в местах перегрузки, где штабель имеет более-менее определенную форму, а почва хопошо выравнена.
В условиях забоя, где почва образуется взрывом горной массы и имеет значительные неровности, машина в связи с большими размерами площади опирания на грунт при погрузке зачастую ориентируется в пространсгве с наклоном относительно основания выработки, в результате чего не обеспечиваетсп качественная подборка горной массы.Поэ-,о:у эти машины имеют ограниченное
:. :< v:...åíèå.
Делью изобретения является повышение долговечности покрышек колес и трансмис5
1О
55 сии погрузочно-транспортной машины при сохранении ее высокой маневренности и производительности.
Указанная цель достигается тем, что у погрузочно-транспортной машины, включающей две шарнирно сочлененные полурамы, пневмоколесные ведущие мосты, шарнирно соединенную с передней полурамой стрелу с ковшом и установленной в ней рычажной системой поворота ковша и гидросистему, содержащую гидромагистрали, гидроцилиндры поворота ковша и стрелы и гидравлический напорный механизм подачи ковша, состоящий из гидротолкателей и распределителя, стрела на участке между шарнирами рычажной системы поворота ковша и шарнирами крепления гидроцилиндров поворота стрелы разделена на две секции, которые телескопически соединены между собой, а гидросистема снабжена шарнирно соединенными с секциями стрелы дополнительными гидроцилиндрами, поршневые и штоковые полости которых сообщены со сливом посредством соответственно обратных и предохранительных клапанов, при этом штоковые полости гидротолкателей сообщены со сливом посредством гидрозамков, линии управления которых соединены с поршневыми полостями гидротолкателей, а распределитель напорного механизма выполнен пятиходовым, два входа которого сообщены соответственно со штоковыми и попшневыми полостями гидроцилиндров повопота ковша, два других — соответственно со штоковыми и поршневыми полостями дополнительных гидроцилиндров, а пятый — со сливом.
На фиг. 1 изображена погрузочно-транспортная машина; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — гидравлическая схема управления погрузочно-транспортной машины.
11огрузочно-транспортная машина включает переднюю полураму 1, шарнирно соединенную с задней полурамой 2, два пневмоколесных ведущих моста 3 и 4, двигательную установку 5, гидромеханическую трансмиссию 6 ходовой части, механизм рулевого управления 7, тормозную систему 8, кабину водителя 9, рабочий орган машины, состоящий из выдвижной части стрелы 10 с шарнирно установленными на ней ковшом 11, рычажной системой 12 поворота ковша, гидросистему, содержащую гидроцилиндры
13 поворота ковша, поворотной части стрелы
14, гидроцилиндры 15 поворота стрелы, пульт управления 16.
Выдвижная часть стрелы 10 имеет две направляющие 17, расположенные в соответствующих направляющих отверстиях 18 поворотной части стрелы 14 с возможностью взаимного перемещения обоих частей стрелы ограничиваемого соединяющими обе части стрелы дополнительными гидроцилиндрами 19.
1055830
3
На буферной части передней полурамы 1 установлены гидротолкатели 20 гидравлического напорного механизма, сферические головки штоков 21 которых свободно упираются в ковш 11. Гидросистема управления включает также (фиг. 3) маслобак 22, гидронасос 23, соединенный всасывающим трубопроводом
24 с маслобаком 22, предохранительный клапан 25 и обратный клапан 26, установленные в напорной магистрали 27, предохранительный клапан 28 и фильтр 29, установленные в сливной магистрали 30, соединенной с маслобаком 22. Шестиходовый трехпозиционный распределитель 31, два входа которого соединены с напорной магистралью 27, а один вход — со сливной магистралью 30, два выхода соединены магистралями 32 и
33 с поршневыми и штоковыми полостями гидроцилиндров поворота стрелы 15, а один выход соединен со входом шестиходового трехпозиционного распределителя 34, два других входа которого, в свою очередь, соединены, соответственно, с напорной магистралью 27 и сливной магистралью 30, два выхода его соединены магистралями 35 и 36 с поршневыми и штоковыми полостями гидроцилиндров поворота ковша 13, а один выход — с двумя входами девятиходового трехпозиционного распределителя 37, два других входа распределителя 37 через магистрали 35 и 36 соединены с поршневыми и штоковыми полостями гидроцилиндров поворота ковша 13, а еще два его входа соединены через магистрали 38 и 39 с поршневыми и штоковыми полостями гидроцилиндров 19, два выхода распределителя 37 соединены со сливной магистралью 30, а один выход магистралью 40 соединен с поршневыми полостями гидротолкателей 20.
Предохранительные клапаны 41 — 43 соединяют, соответственно, магистрали 32,35 и
39 со сливной магистралью 30, а обратные клапаны 44 — 47 соединяют со сливной магистралью 30, соответственно, магистрали 33
36. 38 и 48.
Штоковые полости гидротолкателей 20 соединены со сливной магистралью 30 через гидрозамок 49, установленный на магистрали 48. Управляющая магистраль 50 гидрозамка 49 соединена магистралью 40 с поршневыми полостями гидротолкателей 20.
В конструкции машины предусмотрено по два параллельно подключенных к гидросистеме управления 16 гидроцилиндра 13, 15, 19 и гидротолкателя 20,которые на фиг.
3 условно изображены по одному.
Принцип действия погрузочно-транспортной машины.
Водитель подводит машину к штабелю 51 горной массы (фиг. 1) при транспортном положении ковша 11 (пунктирное изображение),при этом распределители 31,34 и 37 находятся в нейтральном положении (фиг.
3). Поток масла из гидронасоса 23 по напорной магистрали 27 и далее через распределители 31, 34 и 37 попадает в сливную магистраль 30 и через фильтр 29 сливается в маслобак 22. Обе полости гидроцилиндров
13, 15 и 19 отсечены, соответственно, распределителями 34, 31 и 37 от напорной магистрали 27 и сливной магистрали 30.
Поршневые полости гидротолкателей 20 через магистраль 40 и распределитель 37 соединены с напорной магистралью 27, которая в этот момент через распределитель, 37 соединена со сливной магистралью 30, поэтому давление в этих полостях соответствует давлению масла на сливе. Штоковые полости гидротолкателей 20 отсечены от сливной магистрали 30 гидрозамком 49, так как давление в управляющей его магистрали 50, соединенной с магистралью 40 соответствует давлению масла в сливной магистрали 30, которое недостаточно для преодоления усилия пружины гидрозамка 49.
Предохранительные клапаны 41 — 43 предназначены для защиты соединенных с ними полостей гидроцилиндров 15, 13 и 19 от превышения в них допустимого давления, возникающего от воздействия внешних сил при нейтральном положении распределителей 31,34 и 37, соединяя эти полости со сливной магистралью 30, а обратные клапаны 44, 45 и 46 за счет образования в этот момент разрежения в связанных с. ними полостях гидроцилиндров 15, 13 и 19,открываются и соединяют их со сливной магистралью 30, восполняя разряжение. Аналогична назначение обратного клапана 47, соединенного со штококвыми полостями гидротолкателей
20, не допускающего образования в яих разрежения.
Предохранительный клапан 28 предохраняет сливную магистраль 30 от превышения в ней допустимого давления масла, которое может возникнуть при засорении фильтра 29.
Предохранительный клапан 25 предназначен для защиты гидронасоса 23 от превышения допустимого давления масла в напорной магистрали 27. Обратный клапан
26 предназначен для запирания напорной магистрали 27 в случае образования со стороны полостей гидроцилиндров 15, 13 и 19 всплесков противодавления, которые не успевают погасить предохранительные клапаны 41 — 43.
Для осуществления заполнения ковша 11 с использованием конструктивных особенностей машины, водитель поворачивает ковш 11 до касания его режущей кромки почвы, для чего он,отжимая от себя распределитель 34, соединяет штоковые полости гидроцилиндров 13 с напорной магистралью
27, а,их поршневые полости — со сливной магистралью 30.
При этом штоки гидроцилиндров 13 втягиваются во-внутрь, а рычажная система
1055830
5 !
2 поворачивает ковш 11, опуская его режу шую кромку к почве забоя. После завершен<<я этого процесса водитель отпускает рукоятку распределителя 34 и он возвращается в нейтральное положение, прекращая действие гидроцилиндров 13. Далее водитель включает гидромеханическую трансмиссию ходовой части 6 и направляет машину вперед, внедряя ковш 11 в штабель горной массы до тех пор, пока по звуку работы двигателя 5 не определит, что сопротивление перемещению машины стало значительным и возможна пробуксовка колес ведущего моста 3 или 4 и переключением гидромеханической трансмиссии 6 в НеНТральное положение не остановит машину.
j o положение зафиксировано на фиг. 1, где ковн 1! обозначен сплошными линиями.
1!осле этого водитель, посредством тормоз>>ой системы 8, затормаживает колеса (>бонх ведущих мостов 3 и 4, и, отжимая от себя рукоятку р спределителя 37, отсоедипяет напорную магистраль 27 от сливной магистрали 30, оставляя подсоединенный к напорной магистрали 27 магистраль 40, соединенной поршневыми полостями гидротолкатслей 20.Когда давление масла в поршневых полостях гидротолкателей 20 возрастает настолько, что это давление пересилит сопротивление пружины гидрозамка 49 и с<>единит со сливной магистралью 30 через магистраль 48 штоковые полости гидротолкателсй 20, после чего штоки гидротолка-,тлей 20 получат возможность выдвигаться .. давить на ковш 11, подавая его вместе с выдвижной частью стрелы 10 штабель 51.
Одновременно распределитель соединяет поршневые и штоковые полости гидроцилиндров 13 и 19 со сливной магистралью 30 и они не будут препятствовать перемещени>о выдвижной части стрелы 10 вместе с ковшом 11 на штабель 51 горной массы:
Усилие воздействия штоков гидротолкателей 0 на ковш !1 ограничивается настройкой давления предохранительного клапана 25, а длительность воздействия определяется величиной их хода.
Здесь возможны две ситуации. Первая ситуация — водитель после завершения этого процесса определит, что внедрение
<>i!I!I!i 11 I> штабель горной массы достато :!<> для его удовлетворительного заполе>1.. ;. г<п (а он тянет на себя до отказа р(к(>,>. к(paeT:ределитспя 37, соединяя
c(> слив>1(. м"-гистралью 30 напорную магистрал> 27, I(>рсз магистраль 40 — поршiI< вые по, lости Гидротолкателей 20 и оставляя ш>де<>единсппыми к сливной магистрали 30 1:оршневыс и штоковые полости гидроцилиндров 13 и !9, оттормаживает колеса нсдуп1 ханическую трансмиссию 6 на движение
1О
5(>
55 машины вперед и надвигает на упертую в штабель 51 выдвижную часть стрелы
10 поворотную часть стрелы 14 — направляющие отверстия 18 надвигаются на направляющие 17.
Воз никаюшие при этом разрежение в штоковых полостях гидротолкателей 20 компенсируется подсосом масла из сливной магистрали 30 через обратный клапан 47.После завершения процесса надвигания водитель отпускает рукоятку распределителя 37 в нейтральное положение и, оттягивая на себя рукоятку распределителя 34,соединяет поршневые полости гидроцилиндра 13 с напорной магистралью 27, а штоковые полости со сливной магистралью 30. Штоки гидроцилиндров 13 начинают выдвигаться и, воздействуя на рычажную систему 12 поворота ковша начинают вырывать ковш 11 из штабеля 51. Для лучшего заполнения ковша 11 водитель при этом пользуется и движением машины вперед. Здесь уже опасности пробуксовки колес ведуших мостов
3 и 4 нет, так как большая часть мощности двигателя 5 уходит на создание вырывного усилия и рычажной системе 12 поворота к<>вша гидроцилиндрами 13, да и само сопротивление передвижению машины резко уменьшается.
Вторая ситуация — водитель после завершения процесса подачи ковша 11 ча штабель определит, что внедрение xoI>f:<а
11 недостаточно для его удовлетворительного заполнения. Действиями, о>>не1(а f н п>I< (>,:1; 1,:..:: пощи гидротолкателей 20 и пос.<(,1 ющ::.,: в„:— рыв ковша 1! пз !!l б<ля. Писк<>лик во:,итслк> в Il poll(e(.e раб;)чсl () I .f li! >,:1< )" ::..! (,. но с работой распре.ц.>>г<<л>1, ; 1.;,; хс: н)-с;-: работать рулем if д!) г:1 .:;, для удобства работы пред ( си рова иные положен и я раси ределите,>я в крайних г<оложениях. После 3.1,1(:лне:1 ковша 11 водитель отвочит мап!f! Ifh; >т ш абеля I OpHOH MBCCI, I! Il<>, I>O,I, I (.(., IH(>() рудоспуску, либо к др гому гj)d! Ic(lopTI!o:,f>, средству и, манипулируя распределителем 31 и 34, производит разгрузку ковша.
После этого цикл повторяется.
Таким образом, применяя предлагаемуfo конструкцию погрузочно-транспортной машины дости гается положительный эффект заключающийся в повышении долговечности покрышек колес и деталей трансмиссии при сохранении высокой маневренности и производительности, а также большей приспособленности машины к условиям работы в забоях, почва которых образуется взрывными работами.
1055830
Составитель С. фомин
Редактор Н. Джуган Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Заказ 9256/25 Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4