Бестраншейный дреноукладчик

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. БЕСТРАНШЕЙНЫЙ ДРЕНОУКЛАДЧИК , включающий тягач, ножевой рабочий орган, соединенный с кареткой. /у7/у7 /7/ х/х- /// /// которая установлена в связанной с тягачом дуговой направляющей и имеет гидроцилиндр управления, и гидроцилиндр управления дуговой направляющей, отли чающийся тем, что, с целью повышения маневренности и улучшения управляемости дреноукладчика, дуговая направляющая нижним концом шарнирно соединена с тягачом , а верхней частью - с гидроцилиндром управления дуговой направляющей, на конце которой установлен гидроцилиндр управления кареткой, при этом ножевой рабочий орган соединен с кареткой посредством щарнира и шарнирного двухзвенника, а дреноукладчик снабжен дополнительным гидроцидиндром, который установлен на каретке и соединен с одним из звеньев шарнирного двухзвенника. S СЛ Л О1 01 ОС со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ЗШ) Е 02 F362

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ -

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиа1 (21) 3411816/29-03 (22) 24.03.82 (46) 23.11.83. Бюл. № 43 (72) Э. Н. Кузин, В. Б. Кудиш, Б. С. Селиванов, В. К. Колбасов, В. Е. Оралов, Ю. П. Егоров, Л.Я. Спрудэ, С. А.Громов, Л. И. Голик, М. Э. Слуцкий и В. Ф. Корелин (71) Научно-производственное объединение

«ВНИИземмаш» (53) 626.131:626.862.2 (088.8) (56) 1. Патент ГДР № 10193, кл. 84 а 11/02, опублик. 1973.

2. Патент Великобритании № 1393456, кл. А 1 В, опублик. 1975 (прототип) (54) (57) 1. БЕСТРАНШЕЙНЫЙ ДРЕНОУКЛАДЧИК, включающий тягач, ножевой рабочий орган, соединенный с кареткой, „„SU„, 1055831 А которая установлена в связанной с тягачом дуговой направляющей и имеет гидроцилиндр управления, и гидроцилиндр управления дуговой направляющей, отли чаюи ийся тем, что, с целью повышения маневренности и улучшения управляемости дреноукладчика, дуговая направляющая нижним концом шарнирно соединена с тягачом, а верхней частью — с гидроцилиндром управления дуговой направляющей, на конце которой установлен гидроцилиндр управления кареткой, при этом ножевой рабочий орган соединен с кареткой посредством шарнира и шарнирного двухзвенника, а дреноукладчик снабжен дополнительным гидроцилиндром, который установлен иа каретке и соединен с одним из звеньев шарнирного двухзвенника.

- 1055831

2. Дреноукладчик по п. 1, отличающийся тем, что шарнирное соединение нижнего конца дуговой направляющей с тягачом выполнено двухосным с вертикальной и горизонтальной осями, а на тягаче установлены упоры для ограничения поворота дуговой направляющей в горизонтальной плоскости в пределах 2 — 3 .

Изобретение относится к машинам для мелиоративного строительства, в частности к .машинам для укладки дренажа бестраншейным способом.

Известны бестраншейные дреноукладчики, включающие тягач, ножевой рабочий орган, систему навески и органы управления высотным и угловым положениями рабо.чего органа в виде гидроцилиндров (1).

При этом в целях улучшения управляемости и снижения влияния возмущающих факторов от неровностей поверхности трассы дрены на перемешение рабочего органа присоединение рабочего органа к тягачу осуществлено таким образом, чтобы шарнир крепления тяговой балки к тягачу располагался вблизи центра тяжести тягача, в результате чего система навески включала в себя длинные и тяжелые тяговые балки, охватываюшие тягач по бокам или сверху.

Это вело к увеличению габарита по ширине, массы машины и расхода металла на их изготовление.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является бестраншейный дреноукладчик, включающий тягач, ножевой рабочий орган, соединенный с кареткой, которая установлена в связанной с тягачом дуговой направляющей и имеет гидроцилиндр управления, и гидроцилиндр управления дуговой направляющей. Дуговые направляющие присоединены к тягачу двумя тягами. Управление высотой ножевого рабочего органа при укладке осуществляется парой поворотных опор в виде выступающих в обе стороны от ножа лопастей при плавающем положении гидроцилиндра управления дуговой направляющей, который расположен в диагонали параллелограмма, образованного двумя тягами, тягачом и рамой направляющих (2).

Однако известная конструкция дреноукладчика является тяжелой и громоздкой и нож в ней расположен на большом удалении от тягача, что неблагоприятно сказывается на маневренности и управляе 0

3. Дреноукладчик по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что шарнирный двухзвенник снабжен запорным устройством, выполнен; ным в виде шарнирно закрепленного на оси присоединения двухзвенника к каретке крюка для зацепления его с осью шарнира присоединения двухзвенника к ножевому рабочему органу в транспортном положении. мости машины в горизонтальной плоскости при заглубленном в грунт ноже. При этом диагональный гидроцилиндр управления направляющей в параллелограммной навеске нагружен всеми усилиями, действующими на рабочий орган как в рабочем, так и в транспортном положении, и в момент извлечения ножевого рабочего органа из грунта при окончании прокладки дрены.

Целью изобретения является повышение маневренности и улучшение управляемости дреноукладчика путем снижения его габаритов и массы.

Цель достигается тем, что в бестраншейном дреноукладчике, включаюшем тягач, ножевой рабочий орган, соединенный с кареткой, которая установлена в связанной с тягачом дуговой направляющей и имеет гидроцилиндр управления, и гидроцилиндр управления дуговой направляющей, по,следняя нижним концом шарнирно соединена с тягачом, а верхней частью — с гидроцилиндром управления дуговой направляющей, на конце которой установлен гидроцилиндр управления кареткой, при этом ножевой рабочий орган соединен с кареткой посредством шарнира и шарнирного двухзвенника, а дреноукладчик снабжен дополнительным гидроцилиндром, который установлен на каретке и соединен с одним из звеньев шарнирного двухзвенника.

Кроме того, шарнирное соединение нижнего конца дуговой направляющей.с тягачом выполнено двухосным с вертикальной и горизонтальной осями, а на тягаче установленв1 упоры для ограничения поворота дуговой направляющей в горизонтальной плоскости в пределах 2-3 .

При этом шарнирный двухзвенник снабжен запорным устройством, выполненным в виде шарнирно закрепленного на оси присоединения двухзвенника к каретке крюка для зацепления его с осью шарнира присоединения двухзвенника к ножевому рабочему органу в транспортном положении.

1055831

На фиг. 1 изображен бестраншейный дреноукладчик в рабочем положении; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3— дреноукладчик в транспортном положении; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 3.

Бестраншейный дреноукладчик включает тягач 1, ножевой рабочий орган 2 с поворотной опорой 3, соединенный с кареткой

4, которая установлена в дуговой направляющей 5 и имеет гидроцилиндр управления 6, и гидроцилиндр управления 7 дуговой направляющей, связывающей последнюю с

10 присоединения 12 двухзвенника к ножевому рабочему органу в транспортном положении.

Крюк 19 содержит ограничитель 20 поворота вниз и направляющий скос 21 для оси шарнира присоединения 12 тяги 10.

Бестраншейный дреноукладчик работает

45 следующим образом.

При движении тягача 1 по трассе дрены ножевой рабочий орган 2, снабженный поворотной опорой 3, прорезает в грунте щель, 50 на дно которой укладывается дренажная трубка.

От тягача 1 к рабочему органу 2 тяговое усилие передается через -шарниры 16 и 17, дуговую направляющую 5, каретку 4 с катками и шарнир 8.

55 тягачом 1. Дуговая направляющая 5 нижним концом шарнирно соединена с тягачом, а верхней частью — с гидроцилиндром управления 7 дуговой направляющей, на конце которой установлен гидроцилиндр управления 6 кареткой 4.

Ножевой рабочий орган 2 соединен с кареткой 4 посредством шарнира 8 и шарнирного двухзвенника из тяг 9 и 10, при этом тяга 9 присоединена к каретке 4 шарниром

11, тяга 10 присоединена к ножевому рабочему органу 2 шарниром 12, между собой тяги 9 и 10 соединены шарнирно и снабжены упорами 13 и 14, ограничивающими их крайнее положение при работе, когда они образуют жесткую прямолинейную связь.

Дреноукладчик снабжен дополнительным гидроцилиндром 15, который установлен на каретке 4 и соединен с одной из тяг 9 или 10 шарнирного двухзвенника. Шарнирное соединение нижнего конца дуговой 30 направляющей с тягачом выполнено двухосным с вертикальной 16 и горизонтальной поперечной 17 осями, а на тягаче установлены горизонтальные упоры 18 для ограничения поворота дуговой направляющей

5 в горизонтальной плоскости в пределах

2-3 . Роль упоров — предотвратить излишнюю раскачку рабочего органа в транспортном положении.

Шарнирный двухзвенник снабжен запорным устройством, выполненным в виде 4п шарнирно закрепленного на оси присоединения 11 двухзвенника к каретке 4 крюка

19 для зацепления его с осью шарнира

Дуговая направляющая 5 устанавливается в требуемое положение гидроцилиндром управления 7. Заданная глубина дрены поддерживается управлением поворотной опорой 3 при плавающем положении гидроцилиндра 6. При работе в переувлажненных грунтах с низкой несущей способностью поддержание заданной глубины осуществляется перемещением каретки 4 гидроцилиндром

6 по дуговым направляющим 5.

Ножевой рабочий орган 2 относительно каретки 4 от поворота удерживается тягой 9, присоединенной шарнирами к каретке 4 и тягой 10, присоединенной шарниром 12 к ножевому рабочему органу. Тяги 9 и 10 соединены между собой шарнирно и установлены гидроцилиндром 15 посредством упоров

13 и 14 в прямую жесткую связь так, что усилие в гидроцилиндре 15 весьма мало.

Уход тягача 1 с направления оси дрены, вызванный неровностями трассы, проскальзыванием гусениц и т.д. исправляется поворотом тягача известным способом, при этом наличие шарнира 16 позволяет тягачу 1 свободно поворачиваться относительно рабочего органа 2, защемленного в дрене, до момента соприкосновения одного из уроров

18 с металлоконструкцией, после чего поворот тягача 1 и рабочего органа 2 происходит совместно. ,После окончания прокладки дрены каретка 4 перемещается по направляющим 5 посредством гидроцилиндра 6 до крайнего верхнего положения, дуговая направляющая

5 отклоняется вперед гидроцилиндром 7 до полного втягивания штока, а затем включается гидроцилиндр 15, который поворотом звена 9 относительно шарнира 11 тянет звено 10 и через шарнир 12 рабочий орган

2 в транспортное положение.

При этом крюк 19, установленный на шарнире 11, удерживается в заданном положении от падения вниз упором 20. Подходя к верхнему положению, ось шарнира 12 входит в соприкосновение со скосом 21 крюка 19 и поворачивает его вверх, пока не минует всю поверхность скоса, после чего крюк опускается до первоначального положения и может удерживать рабочий орган от поворота вниз при неработающем гидроцилиндре 15. Поворотная опора 3 выполнена откидной и управляется гидроцилиндром 6,действие которого вызывает подьем или опускание рабочего органа.

Наличие гидроцилиндров поворота в сочетании с вертикальными и горизонтальными шарнирами обеспечивает изменение наклона рабочего органа к вертикали. Этим обеспечиваются оптимальные условия работы дреноукладчика при движении по грубо спланированной трассе. При наезде тягача на неровность его наклон в продольной вертикальной плоскости меняется, а гидроцилиндры позволяют при этом удержать

105583!

Вид А

Фиг.Г

5 нож рабочего органа под заданным углом к горизонту, что существенно повышает точность выдерживания уклона дренажной линии.

При наезде одной гусеницы тягача на неровность тягач сползает в сторону нижней гусеницы и меняет угол по отношению к заданному направлению дрены в продольной горизонтальной плоскости. При этом расположенные в виде одного компактного узла вертикальный и горизонтальный шарниры исключают поворот рабочего органа, совместно с тягачом или дают возможность некоторого поворота тягача относительно защемленного в дрене рабочего органа.

Отключение верхней гусеницы позволяет выровнять тягач по оси дрены.

Перевод в транспортное положение осуществляется следующим образом. Гидроцилиндр 6 принудительно поднимает каретку в верхнее положение, а дуговая направляющая 5 наклоняется с помощью гидроцилиндра 7 вперед до отказа. Гидроцилиндр 15 «складывает» звенья 10 и 9,(в рабочем положении они составляли одну прямую, запертую упорами 13 и 14). При этом нож 2 подтягивается к раме и фиксируется крюком 19.

Изобретение позволяет повысить маневренность и улучшить управляемость дреноукладчика за счет снижения его габаритов, что реализуется благодаря тому, что рабочее оборудование дреноукладчика присоединено почти вплотную к тягачу. Снижение массы дреноукладчика приводит к уменьше. нию давления движителя на грунт и соответственно увеличивает проходимость машины.

1055831

16 17

12 а

Составитель М. Орлова

Редактор Н. Джуган Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Заказ 9256/25 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4